Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:15, курсовая работа
Цель исследования – познакомиться и апробировать диагностические методики по определению уровня креативности
Объект исследования – старшие школьники, обучающиеся в одной из школ города
Предмет исследования - особенности и виды диагностики творческого мышления.
В соответствии с определенными целью, объектом и предметом в своей работе мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу;
2. изучить теоретические аспекты касающиеся диагностических методик креативности;
3. провести психодиагностическое исследование по выбранным методикам
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы креативности
1.1. Понятие творческого мышления
1.2. Отличительные особенности творческой личности
1.3. Методы стимулирования проявления творческих способностей
Глава 2. Эмпирическое исследование творческого мышления старших школьников
2.1. Описание методик диагностики творческого мышления
2.2. Исследование творческого мышления. Диагностика неверабльной креативности Е. Торренса, диагностика вербальной креативности вербальной креативности С. Медник
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Можно предположить, что для лиц с высоким творческим потенциалом изначально, или в результате индивидуального процесса становления личности, характерно ослабление механизмов психологической защиты. Таким образом, творческой личности требуется определенная смелость воспринимать и принимать образную информацию собственного подсознания, несоответствующую тем "правильным", "моральным" мотивам, которые признаются допустимыми в данной культуре и которые человек принимает и включает в свою систему ценностей. Сам Мак-Киннон та говорит об этом: "Наиболее выдающийся признак творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это вижу, – это определенная смелость. Смелость личности, смелость разума и духа, психологическая и духовная смелость, которая является внутренним стержнем креативной личности: смелость подвергать сомнению общепринятое; смелость быть разрушительным для созидания лучшего; смелость думать так, как не думал никто; смелость быть открытым восприятию изнутри и извне; смелость следовать интуиции, а не логике; смелость вообразить невозможное и попытаться его реализовать; смелость стоять в стороне от коллективности и, если это необходимо, конфликтовать с ней; смелость становиться и быть самим собой" [20].
Отдельные исследователи отводили ведущие роли таким особенностям творческой личности, как терпение и работоспособность. Например, А. Пункаре писал, что бессознательная работа "возможна или, по крайней мере, плодотворна лишь в том случае, если ей предшествует и за ней следует сознательная работа" [цит. По 18, с. 207].
Большое значение он придавал и эстетическому чувству, которое служит своего рода фильтром при отборе бессознательных идей.
Однако, наиболее удачная краткая формулировка самой существенной (с точки зрения автора эссе) особенности творческой личности приведена В.Н. Дружининым [1, с. 288]: «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках».
1.3. Методы стимулирования
проявления творческих
В ходе проведения многочисленных исследований, посвященных диагностике и развитию креативности, исследователи замечали, что препятствием к проявлению креативности могут выступать страх оказаться "белой вороной", склонность к конформизму (Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон) [11], моральные запреты [16], однообразие решаемых задач [11].
Вероятно, степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности личности, но также от внутренней и внешней мотивации.
Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание). Причем следует отметить, что значимость внешней мотивации проявляется наиболее полно лишь в случае, если она исходит от референтной группы. Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т.е. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя.
На основании анализа результатов исследований [1-6, 9, 13-16, 18-21] можно выделить следующие факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к творчеству:
- интериоризированные личностью ценностно-ориентационные установки[2];
- самооценка;
- стабильность эмоционального состояния.
Стимулирование проявления креативности возможно при внешнем воздействии на выделенные факторы, хотя, конечно, такое воздействие не гарантирует полного раскрытия творческого потенциала.
Здесь можно предложить использовать следующие методы стимулирования:
1) Минимизировать отрицательное
влияние моральных и
2) Поскольку для проявления
креативности очень важно
3) Исследователи биографий творческих личностей отмечают, что творчество проявляется слабее, если в эмоциональной сфере устанавливается относительно продолжительная стабильность, и наоборот, сильный всплеск творчества нередко может вызвать посттравматический стресс [6] либо положительный стресс (например, переживание эйфории влюбленности).
В рамках рассматриваемых методов можно предложить такие методы воздействия, как, например, резкая смена обстановки, окружения, сферы деятельности (известно, что ученые, поэты, художники зачастую именно этим способом преодолевали свой кризис творчества).
Глава 2.
Эмпирическое исследование творческого мышления старших школьников
2.1. Описание
методик диагностики
Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности.
Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей [5, 8, 14]:
а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;
б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;
в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.
Следовательно, условия креативной
среды создают возможности
В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.
Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.
Представленные ниже методики диагностики творческих способностей были адаптированы на отечественных выборках сотрудниками лаборатории психологии способностей Института психологии РАН [5].
ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
(методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)
Условия проведения
Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.
Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.
В тесте используются следующие показатели креативности:
Инструкция к тесту
Перед вами бланк с недорисованными
картинками. Вам необходимо дорисовать
их, обязательно включая
Обработка результатов тестирования
Для интерпретации результатов тестирования ниже представлен атлас типичных рисунков контрольной выборки менеджеров (23-35 лет). К каждой серии рисунков рассчитан индекс Ор по выборке. Для оценки результатов предлагается следующий алгоритм действий.
Необходимо сопоставить дорисованные картинки с имеющимися в атласе, обращая внимание при этом на использование сходных деталей и смысловых связей; при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00, т.е. она уникальна. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности – как сумма всех уникальных картинок. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов по результатам контрольной выборки, можно определить показатель невербальной креативности данного человека как его место относительно данной выборки:
1 |
0% |
20% |
40% |
60% |
80% |
100% |
2 |
0,95 |
0,76 |
0.67 |
0,58 |
0,48 |
0,00 |
3 |
4 |
2 |
1 ' |
1 |
0 |
0 |
Информация о работе Диагностика творческого мышления у старших школьников