Диагностика творческого мышления у старших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – познакомиться и апробировать диагностические методики по определению уровня креативности
Объект исследования – старшие школьники, обучающиеся в одной из школ города
Предмет исследования - особенности и виды диагностики творческого мышления.
В соответствии с определенными целью, объектом и предметом в своей работе мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу;
2. изучить теоретические аспекты касающиеся диагностических методик креативности;
3. провести психодиагностическое исследование по выбранным методикам

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы креативности
1.1. Понятие творческого мышления
1.2. Отличительные особенности творческой личности
1.3. Методы стимулирования проявления творческих способностей
Глава 2. Эмпирическое исследование творческого мышления старших школьников
2.1. Описание методик диагностики творческого мышления
2.2. Исследование творческого мышления. Диагностика неверабльной креативности Е. Торренса, диагностика вербальной креативности вербальной креативности С. Медник
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Ивлева ПОБ-22.docx

— 80.12 Кб (Скачать)

Можно предположить, что  для лиц с высоким творческим потенциалом изначально, или в результате индивидуального процесса становления личности, характерно ослабление механизмов психологической защиты. Таким образом, творческой личности требуется определенная смелость воспринимать и принимать образную информацию собственного подсознания, несоответствующую тем "правильным", "моральным" мотивам, которые признаются допустимыми в данной культуре и которые человек принимает и включает в свою систему ценностей. Сам Мак-Киннон та говорит об этом: "Наиболее выдающийся признак творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это вижу, – это определенная смелость. Смелость личности, смелость разума и духа, психологическая и духовная смелость, которая является внутренним стержнем креативной личности: смелость подвергать сомнению общепринятое; смелость быть разрушительным для созидания лучшего; смелость думать так, как не думал никто; смелость быть открытым восприятию изнутри и извне; смелость следовать интуиции, а не логике; смелость вообразить невозможное и попытаться его реализовать; смелость стоять в стороне от коллективности и, если это необходимо, конфликтовать с ней; смелость становиться и быть самим собой" [20].

Отдельные исследователи  отводили ведущие роли таким особенностям творческой личности, как терпение и работоспособность. Например, А. Пункаре писал, что бессознательная работа "возможна или, по крайней мере, плодотворна лишь в том случае, если ей предшествует и за ней следует сознательная работа" [цит. По 18, с. 207].

Большое значение он придавал и эстетическому чувству, которое  служит своего рода фильтром при отборе бессознательных идей.

 Однако, наиболее удачная краткая формулировка самой существенной (с точки зрения автора эссе) особенности творческой личности приведена В.Н. Дружининым [1, с. 288]: «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках».

1.3. Методы стимулирования  проявления творческих способностей

В ходе проведения многочисленных исследований, посвященных диагностике  и развитию креативности, исследователи замечали, что препятствием к проявлению креативности могут выступать страх оказаться "белой вороной", склонность к конформизму (Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон) [11], моральные запреты [16], однообразие решаемых задач [11].

Вероятно, степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности личности, но также от внутренней и внешней мотивации.

 Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание). Причем следует отметить, что значимость внешней мотивации проявляется наиболее полно лишь в случае, если она исходит от референтной группы. Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т.е. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя.

На основании анализа  результатов исследований [1-6, 9, 13-16, 18-21] можно выделить следующие факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к творчеству:

-   интериоризированные личностью ценностно-ориентационные установки[2];

- самооценка;

- стабильность эмоционального состояния.

Стимулирование проявления креативности возможно при внешнем  воздействии на выделенные факторы, хотя, конечно, такое воздействие не гарантирует полного раскрытия творческого потенциала.

Здесь можно предложить использовать следующие методы стимулирования:

1) Минимизировать отрицательное  влияние моральных и культурных  запретов могут помочь, например, такие методы воздействия, как расширение круга интересов личности (например, через обучение), самоидентификация с другой личностью (позволяет взглянуть на проблему «другими глазами», при этом собственные ценностно-ориентационные установки отступают на второй план). Снятию влияния установок, сформировавшихся в процессе деятельности (например, влияния опыта выполнения аналогичной или схожей деятельности) может способствовать переключение внимания, смена деятельности.

2) Поскольку для проявления  креативности очень важно иметь  высокую самооценку, целесообразно воздействовать на нее путем повышения внешней положительной и минимизации внешней отрицательной мотивации. Здесь следует оговориться, что хотя отдельные исследователи (например, Дружинин [6]) считают внешнюю мотивацию оказывающей положительное влияние только на низкокреативных людей, в истории имеются примеры обратного. Известен факт, что нередко лучшие произведения искусства появлялись именно в результате работы «на заказ» (например, знаменитый Реквием В.А. Моцарта). Здесь также необходимо сказать, что, по всей видимости, не всегда правомерно противопоставление внутренней и внешней мотивации, в отдельных случаях они могут как бы перетекать друг в друга, и чисто внешняя мотивация в процессе деятельности может трансформироваться во внутреннюю. Не следует забывать и о том, что этот метод будет работать лишь в случае действительной необходимости повышения самооценки, в противном случае высока вероятность, что сработает правило де Чармса [4] [19].

3) Исследователи биографий  творческих личностей отмечают, что творчество проявляется слабее, если в эмоциональной сфере устанавливается относительно продолжительная стабильность, и наоборот, сильный всплеск творчества нередко может вызвать посттравматический стресс [6] либо положительный стресс (например, переживание эйфории влюбленности).

 В рамках рассматриваемых методов можно предложить такие методы воздействия, как, например, резкая смена обстановки, окружения, сферы деятельности (известно, что ученые, поэты, художники зачастую именно этим способом преодолевали свой кризис творчества).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Эмпирическое  исследование творческого мышления старших школьников

2.1.  Описание  методик диагностики творческого  мышления

Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о  подходах к диагностике креативности.

Выделив общие взгляды  нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей [5, 8, 14]:

    1. Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас – конвергентное мышление – направлено на поиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности.
    2. В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.
    3. Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.
    4. Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:

а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;

б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;

в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.

    1. Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:
      • отсутствие ограничения по времени;
      • минимизация мотивации достижения;
      • отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;
      • отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.

Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.

В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны  и неподвластны произвольной регуляции.

Таким образом, методики диагностики  творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей  в конкретной выборке на момент тестирования.

Представленные ниже методики диагностики творческих способностей были адаптированы на отечественных  выборках сотрудниками лаборатории  психологии способностей Института  психологии РАН [5].

ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

(методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)

Условия проведения

Тест может проводиться  в индивидуальном или групповом  варианте. Для создания благоприятных  условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию  достижения и сориентировать тестируемых  на свободное проявление своих скрытых  способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о  том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность  выразить себя в образном стиле и  т.д. Время тестирования по возможности  не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или  медлят.

Предлагаемый вариант  теста представляет собой набор  картинок с некоторым набором  элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют  по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте используются следующие  показатели креативности:

        1. Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.
        2. Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

Инструкция к  тесту

Перед вами бланк с недорисованными  картинками. Вам необходимо дорисовать их, обязательно включая предложенные элементы в контекст и стараясь не выходить за ограничительные рамки  рисунка. Дорисовывать можно что  угодно и как угодно, бланк при  этом можно вращать. После завершения рисунка необходимо дать ему название, которое следует подписать в  строке под рисунком.

Обработка результатов  тестирования

Для интерпретации результатов  тестирования ниже представлен атлас  типичных рисунков контрольной выборки  менеджеров (23-35 лет). К каждой серии  рисунков рассчитан индекс Ор по выборке. Для оценки результатов предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо сопоставить  дорисованные картинки с имеющимися в атласе, обращая внимание при этом на использование сходных деталей и смысловых связей; при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00, т.е. она уникальна. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности – как сумма всех уникальных картинок. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов по результатам контрольной выборки, можно определить показатель невербальной креативности данного человека как его место относительно данной выборки:

1

0%

20%

40%

60%

80%

100%

2

0,95

0,76

0.67

0,58

0,48

0,00

3

4

2

1

'

1

0

0

Информация о работе Диагностика творческого мышления у старших школьников