Диагностика творческого мышления у старших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – познакомиться и апробировать диагностические методики по определению уровня креативности
Объект исследования – старшие школьники, обучающиеся в одной из школ города
Предмет исследования - особенности и виды диагностики творческого мышления.
В соответствии с определенными целью, объектом и предметом в своей работе мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу;
2. изучить теоретические аспекты касающиеся диагностических методик креативности;
3. провести психодиагностическое исследование по выбранным методикам

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы креативности
1.1. Понятие творческого мышления
1.2. Отличительные особенности творческой личности
1.3. Методы стимулирования проявления творческих способностей
Глава 2. Эмпирическое исследование творческого мышления старших школьников
2.1. Описание методик диагностики творческого мышления
2.2. Исследование творческого мышления. Диагностика неверабльной креативности Е. Торренса, диагностика вербальной креативности вербальной креативности С. Медник
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Ивлева ПОБ-22.docx

— 80.12 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет» 
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра психологии образования  и развития

 

 

 

 

 

Диагностика творческого  мышления старших школьников

курсовая  работа

по  направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Ивлева Ксения Викторовна

ПС-ПОБ-22

________________________________

(подпись)

 

«Прошла защиту»

 

 

Оценка ________________________

 

Руководитель:

Юрина Е.А., ст.преподаватель кафедры психологии образования и развития

________________________________

(подпись)


 

 

 

 

Волгоград-2012

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы креативности

1.1. Понятие творческого мышления

1.2. Отличительные особенности творческой личности

1.3. Методы стимулирования проявления творческих способностей

Глава 2. Эмпирическое исследование творческого мышления старших школьников

2.1. Описание методик диагностики творческого мышления

2.2. Исследование творческого мышления. Диагностика неверабльной креативности Е. Торренса, диагностика вербальной креативности вербальной креативности С. Медник

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня, как никогда, обострилась  проблема оценки уровня креативности мышления. Это объясняется в первую очередь тем, что в современном  обществе возросла потребность в  специалистах, способных к творческой деятельности. В тоже время, большая  часть задач стоящих перед  учениками старших классов не требует от них высокого уровня развития творческого мышления. Современная  школа воспитывает в своих  учениках скорее способности действовать  по заданной схеме, шаблону, алгоритму, не уделяя должного внимания развитию творческих способностей.

 Люди с высоким уровнем  креативности обладают внутренней  свободой, проявляют интерес ко  всему новому и необычному,  обладают большой инициативой,  но вместе с тем успешно  приспосабливаются к требованиям  социального окружения, сохраняя  личную независимость суждений  и действий. Творческие качества  личности помогают подростку  адаптироваться в различных жизненных  ситуациях, играют большую роль  в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, проблема диагностики  творческого мышления является весьма актуальной. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения.

Диагностирование рассматривает  результаты в связи с путями, способами  их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего  развития событий.

Цель исследования – познакомиться и апробировать диагностические методики по определению уровня креативности

Объект исследования – старшие школьники, обучающиеся в одной из школ города

Предмет исследования - особенности и виды диагностики творческого мышления.

В соответствии с определенными целью, объектом и предметом в своей работе мы поставили следующие задачи:

1. Проанализировать научную  психолого-педагогическую литературу  по изучаемому вопросу;

2. изучить теоретические  аспекты касающиеся диагностических методик креативности;

3. провести психодиагностическое  исследование по выбранным методикам

4. провести анализ полученных  в ходе исследования данных.

Рабочая гипотеза: Показатели вербальной и образной креативности слабо коррелируют между собой, демонстрируя относительную независимость этих двух составляющих в структуре общей креативности человека.

База исследования: одна из школ города Волжского

Были обследованы 35 учеников 11-ых классов

В исследовании применялись  следующие группы методов:

1) теоретические: анализ литературы, моделирование гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

2) эмпирические: диагностические методы (Тест Торренса «Завершения картинок» (Адаптация А.Н. Воронина); Диагностика вербальной креативности (методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994));

3) статистические: ранжирование, рейтинговая оценка, математическая обработка полученных в ходе исследования данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Теоретические основы проблемы креативности

1.1. Понятие творческого  мышления

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком  к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи  между интеллектом и успешностью  решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность

Среди них:

1) беглость мысли - количество  идей, возникающих в единицу времени;

2) гибкость мысли - способность  переключаться с одной идеи  на другую;

3) оригинальность - способность  производить идеи, отличающиеся  от общепринятых взглядов;

4) любознательность - чувствительность  к проблемам в окружающем мире;

5) способность к разработке  гипотезы;

6) ирреальность - логическая  независимость реакции от стимула;

7) фантастичность - полная  оторванность ответа от реальности  при наличии логической связи  между стимулом и реакцией;

8) способность решать  проблемы, то есть способность  к анализу и синтезу;

9) способность усовершенствовать  объект, добавляя детали;

10) и так далее.

Е.П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

- легкость - быстрота выполнения  текстовых заданий;

- гибкость - число переключений  с одного класса объектов на  другой в ходе ответов;

- оригинальность - минимальная  частота данного ответа к однородной  группе;

- точность выполнения  заданий.

Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью, в настоящее время широко изучается  англо-американскими учеными, однако сущность этого свойства пока до конца  не выяснена.

В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она  ставится как проблема продуктивного  мышления в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность

С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы.

По В.Н. Дружинину, творческое мышление - мышление, связанное с  преобразованием знаний (сюда он относит  воображение, фантазию, порождение гипотез  и прочее).

Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.

Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественный  психологи считают основным признаком  мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления, и связано с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом[3].

Выделяя признаки творческого  акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания.

Второй признак творческого  мышления - спонтанность, внезапность  творческого акта от внешних ситуативных  причин.

Таким образом, главная особенность  творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной  психике как системе, порождающей  активность индивида.

Иное дело - оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и так  далее.

С творческим мышлением сопряжены  два личностных качества: интенсивность  поисковой мотивации и чувственность  к побочным образованиям, которые  возникают при мыслительном процессе.

В качестве «ментальной единицы» измерения творческости мыслительного акта, «кванта» творчества, Я.А. Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи.

И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

Овладев этими чертами, можно  развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна  одна способность - «они не усваиваются  в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную  деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и  тем самым эти черты формирующую».

Д.Б. Богоявленской была выделена (1983 г.) единица измерения творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной  структуры личности, проявляющихся  в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Главную роль в детермининации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

В.А. Крутецкий структуру творческого мышления в математике представляет следующим образом:

- способность к формализованному  восприятию математического материала,  схватывание формальной структуры  задач;

- способность к логическому  мышлению в сфере количественных  и качественных отношений, числовой  и знаковой символики, способность  мыслить математическими символами;

- способность к совершенствованию  процесса математических рассуждений  и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми  структурами;

- гибкость мыслительных  процессов в математической деятельности;

- стремление к ясности,  простоте, экономичности и рациональности  решения;

- способность к быстрой  и свободной перестройке направленности  мыслительного процесса, переключение  с прямого на обратный ход  мысли;

- математическая память (обобщенная память на математические  отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств,  методы решения задач и принципы  перехода к ним);

- математическая направленность ума.

Так же к творческому мышлению В.А. Крутецкий относит следующие «не существенные» компоненты: быстрота мыслительных процессов как временная характеристика; вычислительные способности; память на цифры, числа, формулы; способность к пространственным отношениям; способность наглядно представлять абстрактные математические отношения и зависимости.

Информация о работе Диагностика творческого мышления у старших школьников