Диагностика творческого мышления у старших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – познакомиться и апробировать диагностические методики по определению уровня креативности
Объект исследования – старшие школьники, обучающиеся в одной из школ города
Предмет исследования - особенности и виды диагностики творческого мышления.
В соответствии с определенными целью, объектом и предметом в своей работе мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу;
2. изучить теоретические аспекты касающиеся диагностических методик креативности;
3. провести психодиагностическое исследование по выбранным методикам

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы креативности
1.1. Понятие творческого мышления
1.2. Отличительные особенности творческой личности
1.3. Методы стимулирования проявления творческих способностей
Глава 2. Эмпирическое исследование творческого мышления старших школьников
2.1. Описание методик диагностики творческого мышления
2.2. Исследование творческого мышления. Диагностика неверабльной креативности Е. Торренса, диагностика вербальной креативности вербальной креативности С. Медник
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Ивлева ПОБ-22.docx

— 80.12 Кб (Скачать)

Структура творческого мышления представлена в формуле: «математическая  одаренность характеризуется обобщенным, свернутым и гибким мышлением  в сфере математических отношений, числовой и знаковой символики и математическим складом ума».

Итак, в отечественной  психологии исследования творческого  мышления теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с  количественной стороны, но и качественной стороны. Тем не менее, все еще  незначительно количество исследований в этой области.

Таким образом, творческое мышление - мышление, связанное с созданием  или открытием принципиально  нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.

Показателем, характеризующим  творческое мышление и на которые  я буду основываться в своем исследовании следующее: беглость, гибкость и оригинальность мысли.

Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых  заданий и точность выполнения задания.

Гибкость мыслительного  процесса - это переключение с одной  идеи на другую. Способность найти  несколько различных путей решения  одной и той же задачи.

Оригинальность - минимальная  частота данного ответа к однородной группе.

В психологии развития существуют три подхода к проблеме развития творческого мышления: 1) генетический, отводящий основную роль наследственности; 2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития внешние условия; 3) генотип - средового  взаимодействие, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

Мы в своей работе будем  придерживаться 3 подхода, согласно которому развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности  под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность.

Однако и в этом подходе  существует несколько направлений. В.Н. Дружинин, В.И. Тютюнина и другие считают необходимым для развития творческого мышления:

- отсутствие регламентации  предметной активности, точнее - отсутствие  образца, регламентированного поведения;

- наличие позитивного  образца творческого поведения;

- создание условий для  подражания творческому поведению  и планированию проявлений агрессивного  и деструктивного поведения;

- социальное подавление  творческого поведения.

Они выделяют между условиями  и повседневной жизни индивида и  достигнутым им уровнем творческого  мышления. Идея эта по существу бихевиористская и заключается в том, что развитию творческого мышления способствуют те же аспекты ситуации, которые приводят к научению: повторение и подкрепление. А этап имитации является необходимым звеном развития творческой личности.

Дж. Вулвилл и Р. Лоу развитие творческого мышления не сводят к накоплению опыта, а представляют как структурное изменение операционного состава. Развитие (в рамках теории Ж. Пиаже) трактуется как возникновение уравновешенной структуры или уравновешивание (возникновение когнитивного конфликта). Творческое мышление развивается благодаря процессам, подобным «уравновешиванию» и запускаемым при возникновении когнитивного конфликта.

П.Я. Гальперин разработал развивающий метод, основанный на социальном взаимодействии. Идея социального научения (А. Бандура) заключается в том, что мы способны учиться, наблюдая поведение других людей и принимая его образец. Образцы творческого поведения могут передавать определенный подход к решению задач, к определению зоны поиска.

Идея социоактивного конфликта предполагает, что взаимодействие между субъектами, обладающими разными точками зрения на вопросы и разными стратегиями решения задачи, приводят к возникновению внутреннего конфликта и неравновесия, что дает импульс творческому развитию индивида (В. Дуаз и Г. Мюньи).

Таким образом, существуют два  направления проблемы развития творческого  мышления:

- влияние условий воспитания  и повседневной жизни;

- проведение развивающего  эксперимента.

Развитие совершается  в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения  в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому  есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого  мышления, о системном формирующем  воздействии.

1.2. Отличительные  особенности творческой личности

Способностью к творческому  мышлению в какой-то мере обладает, наверное,

каждый. В детстве, когда  преобладает образное мышление, эта  способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т.д.). Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой. Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее. Последняя формулировка достаточно "скользкая", ибо под это определение попадают люди с психическими отклонениями. Впрочем, наличие душевной болезни не исключает возможности проявления высоких творческих способностей, что подтверждается примерами Наполеона, Гоголя и других. Следует оговориться, что в свое время даже выдвигалась гипотеза о наличии прямой зависимости гениальности и безумия (Ч. Ломброзо, Д. Карлсон), однако позднейшие исследования (например, Т. Саймонтона) ее не подтвердили [6].

Долгое время способности  к интеллектуальному творчеству исследовались так, как подсказывал здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.

Основоположником эмпирического  подхода к исследованию индивидуальных качеств творческой личности является Ф. Гальтон [6], который совместно с Ч. Пирсоном заложил основы психометрики и психодиагностики. А впервые применили психометрический метод для исследования креативности Дж. Гилфорд и Е.П. Торренс. Они провели ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась прежде всего способность к дивергентному мышлению. В результате эмпирических исследований Гилфорд и Торренс [6] сделали вывод о наличии положительной корреляции между уровнями IQ и креативности. При этом они утверждали, что более высокий уровень интеллекта, обуславливает большую вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц, продемонстрировавших высокоразвитый интеллект, могут встречаться низкие показатели креативности. В то же время их исследования показали, что при низком IQ высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 – 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 – творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами [6].

Однако опубликованные вскоре результаты исследований Гетцельса и Джексона [1] представляют данные, свидетельствующие об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.

Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана [6], которые также применяли тестовый метод, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли лимиты времени, вели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа. В результате они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю. Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их "ходячими библиотеками", и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки. [13].

Кроме того, различными авторами разрабатывались различные модели креативной личности. Так, в гештальт-психологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца:

- не быть ограниченным, ослепленным привычками;

- не повторять просто  и раболепно то, чему вас учили;

- не действовать механически;

- не занимать частичную  позицию;

- не действовать со  вниманием, сосредоточенным на  ограниченную часть проблемной структуры;

- не действовать частичными  операциями, но свободно, с открытым  для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

А. Маслоу указывает креативность в ряду 15 существенных черт самоактуализирующейся личности [10]. Соответственно, можно считать, что наличие остальных 14 черт, по Маслоу, относятся к особенностям творческой личности.

Гилфорд выделил 4 основных качества, присущих креативной личности [11]:

· Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

- Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

- Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

- Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Позже Гилфорд выделяет 6 параметров креативности [6]:

- способность к обнаружению и постановке проблем;

- способность к генерированию большого числа идей;

- гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;

- оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

- способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

- способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.

По Стернбергу [6], творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами:

- способность идти на разумный риск;

- готовность преодолевать препятствия;

- толерантность к неопределенности;

- готовность противостоять мнению окружающих.

А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям [6]:

- независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений

- открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям,

восприимчивость к новому и необычному;

- высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям,

конструктивная активность в этих ситуациях;

- развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

По мнению Пономарева [13] с креативностью сопряжены два личностных качества, а именно: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе (поскольку Пономарев считает, что мышление изначально логично, он рассматривает творческий продукт мышления как побочный).

Особый интерес представляет взгляд Мак-Киннона [20], который выделяет в числе отличительных черт одаренных людей способность более эффективно оперировать противоречивой информацией. Сознательная настроенность человека на возможное допущение противоречия в собственном представлении мира уменьшает порог восприятия неосознаваемого, в результате чего данные подсознательной переработки информации оказываются более доступными осознанию. Поэтому внутренняя готовность субъекта принять противоречие, а не отбросить какую-либо информацию, при первом подозрении несоответствия ее действительности – является, по мнению Мак-Киннона, важнейшим эвристическим фактором, способствующим осознанию самой проблемы. Сложность, однако, заключается в том, что в случае наличия существенных расхождений между системами ценностей, действующими на уровне сознания и подсознания, проникновение компонентов подсознательного в сознание может поколебать или даже разрушить Я-концепцию данного индивида, что неизбежно приведет к необходимости переоценки и пересмотра всей картины мира и понимания своего места в ней. А это, в свою очередь, затруднит адаптацию человека к условиям постоянно изменяющейся внешней среды и нарушит более или менее устойчивое равновесие, в условиях которого он жил. Такую дезадаптацию человека предотвращают механизмы психологической защиты, открытые З. Фрейдом [12]. Действие этих механизмов препятствует проникновению на уровень сознания продуктов подсознательного, способных нарушить стабильность всей системы. На уровне подсознания происходит ослабление действия разного рода стереотипов, устойчивых представлений и т.п. В пользу этого утверждения свидетельствуют факты свершений открытия во сне или в переходном периоде между сном и пробуждением, творчества в измененных состояниях сознания (например, под воздействием гипноза, психотропных средств) [6, 13, 7].

Информация о работе Диагностика творческого мышления у старших школьников