Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:15, реферат
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, определяющую тот результат, которого ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым.
Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина)
Под
психологической готовностью к
школьному обучению понимается необходимый
и достаточный уровень
Понятие
«психологическая готовность к обучению»
имеет смысл только в условиях
массового обучения в школе, поскольку
именно в этом случае учитель вынужден
ориентироваться на некий средний
уровень актуального развития детей
и среднюю «зону ближайшего развития».
При исследовании индивидуального
обучения ребенка понятия «
Таким
образом, психологическая готовность
к школьному обучению – это
необходимый и достаточный
Если уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как из-за несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.
О психологической готовности к школе судят по уровню развития следующих психических сфер: аффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной и речевой. Каким же должен быть уровень развития указанных выше сфер, чтобы можно было говорить о наличии психологической готовности к школьному обучению? Для лучшего понимания вопроса необходимо обратиться к теоретической проработке проблемы психологической готовности к школе, уходящей своими корнями в труды Л.С. Выготского.
Так, Л.И. Божович выделила несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них – определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Самым важным в психологической готовности ребенка к школе Л.И. Божович считала мотивационный план.
Были выделены две группы мотивов учения:
1)
широкие социальные «мотивы
2)
мотивы, связанные «непосредственно
с учебной деятельностью, или
познавательные интересы детей,
Готовый
к школе ребенок хочет учиться,
так как это позволит ему занять
определенную позицию в обществе
людей, открывающую доступ в мир
взрослых, и к тому же у него есть
познавательная потребность, которую
он не может удовлетворить дома.
Сплав этих двух потребностей способствует
возникновению нового отношения
ребенка к окружающей среде, названного
Л.И. Божович «внутренней позицией
школьника». Этому новообразованию
Л.И. Божович придавала очень
Именно этим, как правило, объясняется то, что дети хотят учиться в школе, а не дома.
Новообразование
«внутренняя позиция школьника»
Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме.
Есть
точка зрения, что слабое развитие
произвольности – главный камень
преткновения в психологической
готовности к школе. Но в какой
степени должна быть развита произвольность
к началу обучения в школе –
вопрос, весьма слабо проработанный
в литературе. Трудность заключается
в том, что, с одной стороны, произвольное
поведение считается
Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:
-
умение детей сознательно
-
умение ориентироваться на
-
умение внимательно слушать
-
умение самостоятельно
Фактически это параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в I классе.
При изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе в отечественной психологии акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Так, Л.И. Божович писала: «...усвоение любого учебного предмета предполагает наличие у ребенка способности выделить и сделать предметом своего сознания те явления действительности, знание о которых он должен усвоить. А это обязательно требует определенного уровня обобщения» .
Кроме
указанных составляющих психологической
готовности к школе мы выделяем дополнительно
еще одну – развитие речи. Речь тесно
связана с интеллектом и
Несмотря
на многообразие существующих методов
определения готовности детей к
школьному обучению, психологи продолжают
поиски более совершенных
Отбор же этих необходимых и достаточных методов обследования, позволяющих поставить «диагноз подготовленности к школе, – по справедливому замечанию Ю. Сыэрда, – в большой мере зависит от теоретической концепции, которая является исходной при расшифровке сущности подготовленности к школе».
Анализ учебной программы и требований школы, предъявляемых к ученику, подтверждают общепринятые положения, что готовность к школе проявляется в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах.
Учитывая
все сказанное и исходя из теоретических
положений Л.С. Выготского, Л.И. Божович
и Д.Б. Эльконина по поводу психологической
готовности к школе, мы разработали диагностическую
программу по определению психологической
готовности детей 6–7 лет к школьному обучению.
Эта программа состоит из игр и игровых
заданий с правилами, позволяющими определить
уровень развития аффективно-потребностной
(мотивационной), произвольной, интеллектуальной
и речевой сфер.
Описанная
диагностическая программа
Методика
по определению доминирования
познавательного
или игрового мотива
в аффективно-потребностной
сфере ребенка
Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и просят в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом волнующем месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется, поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.
Дети с выраженным познавательным интересом обычно выбирают сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно схватятся, то за другое.
Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника», которая понимается как новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее из сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне. В специальных экспериментальных исследованиях по изучению этого новообразования кризиса 7 лет было установлено, что в игре «в школу» дети, характеризующиеся наличием «внутренней позиции школьника», предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.).
Наоборот, в случае несформированности этого образования дети, играя «в школу», выбирают роль учителя, а вместо конкретной учебной деятельности – игру «в перемены», разыгрывание прихода в школу и ухода из нее и т.д.
Таким образом, «внутреннюю позицию школьника» можно выявить в игре, но этот путь занимает слишком много времени. Вместе с тем в том же исследовании было показано, что некоторые эксперименты могут быть заменены специальной экспериментальной беседой, дающей аналогичный эксперименту результат. В частности, это относится к экспериментальной игре, позволяющей определить «внутреннюю позицию школьника».
В
связи с вышесказанным беседа,
направленная на определение «внутренней
позиции школьника», включает вопросы,
косвенным образом помогающие определить
наличие познавательной и учебной
мотиваций у ребенка, а также
культурный уровень среды, в которой
он растет. Последнее имеет существенное
значение для развития познавательной
потребности, а также личностных
особенностей, способствующих или, наоборот,
препятствующих успешному обучению
в школе.