Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:15, реферат
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, определяющую тот результат, которого ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым.
Произвольная сфера:
Методика
«Домик»
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание помогает обнаружить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Методика
рассчитана на детей 5,5–10 лет, имеет
клинический характер и не предполагает
получения нормативных
По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать:
1) какой рукой ребенок рисует (правой или левой);
2)
как он работает с образцом:
часто ли смотрит на него, проводит
ли воздушные линии над
3) быстро или медленно проводит линии;
4)
отвлекается ли во время
5)
что говорит и о чем
6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.
Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему следует предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считаются:
а) отсутствие какой-либо детали рисунка;
б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка;
в) неправильно изображенный элемент рисунка;
г) неверное изображение деталей в пространстве рисунка;
д) отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;
е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
ж) залезание линий одна за другую.
При
интерпретации результатов
Методика
«Да и нет»
Методика применяется для исследования умения действовать по правилу. Она является модификацией известной детской игры «Да» и «нет» не говорите, черного с белым не носите». Для этой методики взята только первая часть правил игры, а именно: детям запрещено отвечать на вопросы словами «да» и «нет». После того как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».
Ошибками
являются только слова «да» и «нет».
Слова «ага», «неа» и тому подобные
не рассматриваются в качестве ошибок.
Также не считается ошибкой бессмысленный
ответ, если он удовлетворяет формальному
правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок
вместо словесного ответа отвечает утвердительным
или отрицательным кивком головы.
Интеллектуальная
и речевая сферы:
Методика
«Сапожки»
Методика
позволяет исследовать
Таким образом, методика «Сапожки» помогает анализировать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения. Методика рассчитана на детей 5,5–10 лет, имеет клинический характер и не предполагает получения нормативных показателей.
В
качестве экспериментального задания
используется обучение испытуемого
цифровому кодированию цветных
картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию
или отсутствию у них одного признака
– сапожек на ногах. Есть сапожки
– картинка обозначается «1» (единицей),
нет сапожек – «0» (нулем). Цветные
картинки предлагаются испытуемому
в виде таблицы, содержащей: 1) правило
кодирования; 2) этап закрепления правила;
3) так называемые загадки, которые
испытуемый должен разгадать путем
кодирования. Помимо таблицы цветных
картинок в эксперименте используется
белый лист бумаги с изображением
геометрических фигур, представляющих
собой еще две загадки.
Методика
«Последовательность
событий»
Методика
«Последовательность событий» предложена
А.Н. Бернштейном, но инструкция и порядок
ее проведения несколько изменены.
Предназначена она для
В
качестве экспериментального материала
используются три сюжетные картинки,
предъявляемые испытуемому в
неправильной последовательности. Ребенок
должен понять сюжет, выстроить верную
последовательность событий и составить
по картинкам рассказ, что невозможно
сделать без достаточного развития
логического мышления и способности
к обобщению. Устный рассказ показывает
уровень развития речи будущего первоклассника:
как он строит фразы, свободно ли владеет
языком, каков его словарный запас
и т.д.
Методика
«Звуковые прятки»
Методика
«Звуковые прятки»
Условия
игры следующие: каждый раз договариваются,
какой звук надо искать, после чего
экспериментатор называет испытуемому
различные слова, а тот должен
сказать, есть или нет разыскиваемый
звук в слове. Предлагается поочередно
искать звуки «о», «а», «ш», «с». Все
слова необходимо произносить очень четко,
выделяя каждый звук, а гласные звуки даже
тянуть (отыскиваемый гласный звук должен
стоять под ударением). Надо предложить
испытуемому, чтобы он сам вслед за экспериментатором
произнес слово и послушал его. Можно повторить
слово несколько раз.
Отношение
ребенка к обучению
в школе.
Задача
этой методики — определить исходную
мотивацию учения у детей, поступающих
в школу, т.е. выяснить, есть ли у них
интерес к обучению. Отношение
ребенка к учению наряду с другими
психологическими признаками готовности
к обучению составляет основу для
заключения о том, готов или не
готов ребенок учиться в школе.
Даже если все в порядке с его
познавательными процессами, и он
умеет взаимодействовать с
Практика показала, что в данной методике, касающейся детей младшего школьного возраста, не следует ограничиваться только оценками в 0 баллов и в 1 балл, так как, во-первых, здесь также встречаются сложные вопросы, на один из которых ребенок может ответить правильно, а на другой — неправильно; во-вторых, ответы на предлагаемые вопросы могут быть частично правильными и отчасти неверными. Для сложных вопросов, на которые ребенок ответил не полностью, и вопросов, допускающих частично правильный ответ, рекомендуется применять оценку 0,5 балла.
Правильным и полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только достаточно развернутый, достаточно убедительный ответ, не вызывающий сомнения с точки зрения правильности. Если ответ односторонен и неполон, то он оценивается в 0,5 балла. К примеру, полный ответ на вопрос 2 («Зачем нужно ходить в школу?») должен звучать примерно так: «Чтобы приобретать полезные знания, умения и навыки». Как неполный может быть оценен следующий ответ: «Учиться». Неверным считается ответ, в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений или навыков, например: «Для того чтобы было весело». Если после дополнительного, наводящего вопроса ребенок полностью ответил на поставленный вопрос, то он получает 1 балл. Если же ребенок отчасти уже ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 0,5 балла.
С
учетом введенной промежуточной
оценки в 0,5 балла следует считать,
что полностью готовым к
Не достаточно готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов.
И,
наконец, не готовым к обучению считается
ребенок, чья сумма баллов составила
менее 5.
Для
ответов в данной методике ребенку
предлагается следующая серия вопросов:
Хочешь ли ты пойти в школу?
Зачем нужно ходить в школу?
Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе?)
Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?
Что такое уроки? Чем на них занимаются?
Как нужно вести себя на уроках в школе?
Что такое домашние задания?
Зачем нужно выполнять домашние задания?
Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?
Что
нового появится в твоей жизни, когда
ты начнешь учиться в школе?
Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.
Максимальное
количество баллов, которое ребенок
может получить по этой методике, равно
10. Считается, что он практически
психологически готов идти учиться
в школу, если правильные ответы получены
как минимум на половину всех заданных
вопросов.