Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:15, реферат

Описание работы

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, определяющую тот результат, которого ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым.

Работа содержит 1 файл

Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению.docx

— 34.00 Кб (Скачать)

  Произвольная  сфера:

   

  Методика  «Домик» 

  Методика  представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные  детали которого составлены из элементов  прописных букв. Задание помогает обнаружить умение ребенка ориентироваться  в своей работе на образец, точно  копировать его, выявляет особенности  развития произвольного внимания, пространственного  восприятия, сенсомоторной координации  и тонкой моторики руки.

  Методика  рассчитана на детей 5,5–10 лет, имеет  клинический характер и не предполагает получения нормативных показателей.

  По  ходу работы ребенка необходимо зафиксировать:

  1) какой рукой ребенок рисует (правой  или левой);

  2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит  ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет  ли сделанное с образцом или,  мельком взглянув на него, рисует  по памяти;

  3) быстро или медленно проводит  линии; 

  4) отвлекается ли во время работы;

  5) что говорит и о чем спрашивает  во время рисования; 

  6) сверяет ли испытуемый после  окончания работы свой рисунок  с образцом.

  Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему следует предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может  их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

  Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых  за ошибки. Ошибками считаются:

  а) отсутствие какой-либо детали рисунка;

  б) увеличение отдельных деталей рисунка  более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размера всего  рисунка;

  в) неправильно изображенный элемент  рисунка;

  г) неверное изображение деталей в  пространстве рисунка;

  д) отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;

  е) разрывы между линиями в тех  местах, где они должны быть соединены;

  ж) залезание линий одна за другую.

  При интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5,5–6 лет из-за недостаточной  зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию, редко  безукоризненно справляются с заданием. Если же испытуемый 10 лет допускает  более 1 ошибки, то это свидетельствует  о неблагополучии в развитии одной  или нескольких исследуемых методикой  психологических сфер.  
 
 
 
 
 
 
 

  Методика  «Да и нет» 

  Методика  применяется для исследования умения действовать по правилу. Она является модификацией известной детской  игры «Да» и «нет» не говорите, черного  с белым не носите». Для этой методики взята только первая часть правил игры, а именно: детям запрещено  отвечать на вопросы словами «да» и «нет». После того как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило  игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».

  Ошибками  являются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вместо словесного ответа отвечает утвердительным или отрицательным кивком головы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Интеллектуальная  и речевая сферы: 

  Методика  «Сапожки» 

  Методика  позволяет исследовать обучаемость ребенка, т.е. проследить, как для решения задач он пользуется правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное правило только после осуществления необходимого процесса общения. Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение. Под эмпирическим обобщением понимается умение классифицировать предметы по существенным признакам или подводить под общее понятие. Под теоретическим обобщением понимается обобщение на основе содержательной абстракции, когда ориентиром служит не конкретный отличительный признак, а факт наличия или отсутствия отличительного признака, независимо от формы его проявления.

  Таким образом, методика «Сапожки» помогает анализировать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения. Методика рассчитана на детей 5,5–10 лет, имеет клинический характер и не предполагает получения нормативных показателей.

  В качестве экспериментального задания  используется обучение испытуемого  цифровому кодированию цветных  картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию  или отсутствию у них одного признака – сапожек на ногах. Есть сапожки  – картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек – «0» (нулем). Цветные  картинки предлагаются испытуемому  в виде таблицы, содержащей: 1) правило  кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые загадки, которые  испытуемый должен разгадать путем  кодирования. Помимо таблицы цветных  картинок в эксперименте используется белый лист бумаги с изображением геометрических фигур, представляющих собой еще две загадки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Методика  «Последовательность  событий» 

  Методика  «Последовательность событий» предложена А.Н. Бернштейном, но инструкция и порядок  ее проведения несколько изменены. Предназначена она для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.

  В качестве экспериментального материала  используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в  неправильной последовательности. Ребенок  должен понять сюжет, выстроить верную последовательность событий и составить  по картинкам рассказ, что невозможно сделать без достаточного развития логического мышления и способности  к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития речи будущего первоклассника: как он строит фразы, свободно ли владеет  языком, каков его словарный запас  и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Методика  «Звуковые прятки» 

  Методика  «Звуковые прятки» предназначена  для проверки фонематического слуха. Ребенку предлагают поиграть «в прятки»  со звуками.

  Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому  различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый  звук в слове. Предлагается поочередно искать звуки «о», «а», «ш», «с». Все слова необходимо произносить очень четко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить испытуемому, чтобы он сам вслед за экспериментатором произнес слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Отношение ребенка к обучению в школе. 

  Задача  этой методики — определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих  в школу, т.е. выяснить, есть ли у них  интерес к обучению. Отношение  ребенка к учению наряду с другими  психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для  заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его  познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими  детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться  при наличии двух признаков психологической  готовности — познавательного и  коммуникативного — позволяет принимать  ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе  интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать  новые знания, полезные умения и  навыки, связанные с освоением  школьной программы.

  Практика  показала, что в данной методике, касающейся детей младшего школьного  возраста, не следует ограничиваться только оценками в 0 баллов и в 1 балл, так как, во-первых, здесь также  встречаются сложные вопросы, на один из которых ребенок может  ответить правильно, а на другой —  неправильно; во-вторых, ответы на предлагаемые вопросы могут быть частично правильными  и отчасти неверными. Для сложных вопросов, на которые ребенок ответил не полностью, и вопросов, допускающих частично правильный ответ, рекомендуется применять оценку 0,5 балла.

  Правильным  и полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только достаточно развернутый, достаточно убедительный ответ, не вызывающий сомнения с точки зрения правильности. Если ответ односторонен и неполон, то он оценивается в 0,5 балла. К примеру, полный ответ на вопрос 2 («Зачем нужно ходить в школу?») должен звучать примерно так: «Чтобы приобретать полезные знания, умения и навыки». Как неполный может быть оценен следующий ответ: «Учиться». Неверным считается ответ, в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений или навыков, например: «Для того чтобы было весело». Если после дополнительного, наводящего вопроса ребенок полностью ответил на поставленный вопрос, то он получает 1 балл. Если же ребенок отчасти уже ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 0,5 балла.

  С учетом введенной промежуточной  оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе (по результатам обследования при помощи данной методики) является ребенок, который в итоге ответов  на все вопросы набрал не менее 8 баллов.

  Не  достаточно готовым к обучению будет  считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов.

  И, наконец, не готовым к обучению считается  ребенок, чья сумма баллов составила  менее 5.  

  Для ответов в данной методике ребенку  предлагается следующая серия вопросов:  

  Хочешь  ли ты пойти в школу?

  Зачем нужно ходить в школу?

  Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе?)

  Что нужно иметь для того, чтобы  быть готовым идти в школу?

  Что такое уроки? Чем на них занимаются?

  Как нужно вести себя на уроках в школе?

  Что такое домашние задания?

  Зачем нужно выполнять домашние задания?

  Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь  из школы?

  Что нового появится в твоей жизни, когда  ты начнешь учиться в школе?  

  Правильным  считается такой ответ, который  достаточно полно и точно соответствует  смыслу вопроса. Для того чтобы считаться  готовым к обучению в школе, ребенок  должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в  том случае, если ребенок ответит  на них, делать окончательный вывод  об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться  в том, что ребенок правильно  понял поставленный перед ним  вопрос.

  Максимальное  количество баллов, которое ребенок  может получить по этой методике, равно 10. Считается, что он практически  психологически готов идти учиться  в школу, если правильные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Блок методик психологической готовности детей к школьному обучению

Информация о работе Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению