Готовность к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:20, дипломная работа

Описание работы

Важнейшим новообразованием в старшем дошкольном возрасте является готовность к школьному обучению. Она обеспечивает переход к позиции школьника (А. Н. Леонтьев). Степень готовности к обучению в школе – это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка (Д.Б. Эльконин), которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно – значимую и общественно – оцениваемую деятельность. Немов
Психологи, педагоги по-разному понятие готовности к школе.

Работа содержит 1 файл

готовность к школьному обучению Диплом.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Глава 1. Теоретические  основы исследования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста. 

1.1 Характеристика компонентов

психологической готовности к обучению в школе. 

     

    Вопросом  готовности ребенка к обучению в  школе занимались многие педагоги, психологи, такие как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Н. И. Дубровина, Е.Е. Кравцова, В. И. Логинова, В. С. Мухина, П. Г. Саморукова, Д. Б. Эльконин и многие другие.

      Важнейшим новообразованием в  старшем дошкольном возрасте  является готовность к школьному обучению. Она обеспечивает переход к позиции школьника (А. Н. Леонтьев). Степень готовности к обучению в школе – это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка (Д.Б. Эльконин), которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно – значимую и общественно – оцениваемую деятельность. Немов

Психологи, педагоги по-разному понятие готовности к  школе. По мнению психологов, готовность к школе – это такой уровень физического, психического, социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья. (Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М., Гуманитарн. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.) Более полное понятие «готовности к школе» дает М. М. Безруких. Она считает, что готовность к школе – это тот уровень морфологического, функционального, психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, и не приведут к нарушению здоровья ребенка и социально - психологической адаптации, к снижению эффективности обучения. (М. М. Безруких. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М., Дрофа, 2000.)  Большое внимание психологи уделяют понятию психологической готовности.

    Педагоги  разделяют понятия «школьная  зрелость» и «готовность к  школе».

    Школьная  зрелость – это уровень морфологического и функционального развития организма  ребенка, при котором новый режим  и нагрузка систематического обучения не будут обременительны для ребенка. Ведущие критерии «школьной зрелости» - соматическое здоровье, морфологическая зрелость коры головного мозга (М. В. Антропова, А. М. Кольцова и др.).

    Готовность  к школе – многостороннее развитие личности ребенка, необходимое для обучения в школе, рассматриваемое в двух взаимосвязанных аспектах: как «общая психологическая готовность» и как «специальная готовность» к обучению в школе.

    Р. С. Немов, Л. И. Божович, Е. О. Смирнова, Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Запорожец и др. в психологической готовности выделяют личностную, интеллектуальную, волевую, мотивационную готовности. Более наглядно мы ее представили в схеме.

     Готовность к школе. 

Интеллектуальная  готовность

- определенный  уровень знаний, умений, навыков;

- сформированность  психических процессов;

- сенсорное  развитие.

Личностная (мотивационная) готовность

- развитые  коммуникативные качества личности;

- сформированность  «внутренней позиции школьника»;

- сформированность  мотивов учения.

Эмоционально  – волевая готовность

- умение  регулировать свои поведенческие реакции;

- принятие, удержание и выполнение учебной  задачи.

Физическая  готовность

- состояние  здоровья;

- развитие  анализаторных систем;

- развитие  основных движений;

- развитие мелких групп мышц.

 

    Л. И. Божович наибольшее внимание уделяла  уровню мотивационного развития ребенка, который включает в себя познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы.

    Р.С. Немов в понятие психологической готовности к школе включает развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, речь, память, мышление), сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности черты характера ребенка, качества, связанные с выполнением различных видов деятельности. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

    Б. С. Волков, Н. В. Волкова помимо психологической готовности говорят о таких видах готовности как специальная (умения читать, писать, считать), физическая (состояние здоровья, физическое развитие, развитие анализаторных систем, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений).

      Е. Е. Кравцова обращает внимание на общение в развитии ребенка. В общении она  выделяет три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику, к самому себе. Уровень их развития определяет, по ее мнению, степень психологической готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

    По  мнению А. В. Запорожца, в психологическую  готовность к школе входит уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий. Н. И. Вьюнова.

    Подробнее рассмотрим виды психологической готовности.

    Общая готовность к школе выражается в  достижении ребенком к моменту поступления  в школу такого умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту перехода к школьному обучению. В содержании общей готовности детей к школьному обучению выделяют несколько взаимосвязанных между собой аспектов, важнейшие из них нравственно – волевая, интеллектуальная, физическая готовность.

    Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя мотивационную готовность, которая проявляется в стремлении ребенка к учению, в желании быть школьником, достаточно высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций, овладение ребенком элементами учебной деятельности, определенный уровень волевого и социального развития. Все компоненты психологической готовности к школе обеспечивают психологические предпосылки включения ребенка в коллектив класса, сознательного, активного усвоения учебного материала в школе, выполнения широкого круга школьных обязанностей.

    Специальная готовность к школе является необходимым  дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков. Они необходимы для изучения таких учебных предметов, как математика и русский язык. Интенсивная работа, проводимая в детском саду по формированию у детей элементарных математических представлений, по развитию речи и подготовке к усвоению грамоты, обеспечивает необходимый уровень специальной подготовки к школьному обучению. Логинова, Саморукова.

      Личностная и социально – психологическая  включает в себя формирование готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающее новое положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности. Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками. Ребенку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.

      Существенное значение для успеха  в учении имеют коммуникативные  черты характера ребенка. Это общительность, контактность, отзывчивость, покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность,  упорство и др. Немов.

    Речевая готовность детей к обучению в  школе проявляется в умении пользоваться словом, для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Развитие речи важно как средство общения и предпосылки усвоения письма.

    Умение  учиться у взрослого определяется внеситуативно – личностным, контекстным  общением (Е.Е. Кравцова). Причем ребенок понимает позицию взрослого как учителя и условность его требований.

    Эффективность обучения ребенка зависит от формы  его общения с взрослыми. В ситуативно–деловой форме общения взрослый выступает как партнер по игре в любой, даже в учебной ситуации. Дети не могут сосредоточиться на словах взрослых, принять и удержать задачу.

    При внеситуативно – познавательной форме у ребенка обострена  потребность в познании и уважении взрослого, которая при обучении проявляется в повышенной чувствительности к замечаниям. При внеситуативно – личностном общении ярко проявляется внимание к взрослому, умение слушать и понимать слова. Дошкольники хорошо сосредотачиваются на задаче, длительно удерживают ее, следуют инструкции. К поощрениям и наказаниям относятся адекватно. Немов.

    Интеллектуальная (умственная) готовность ребенка к  школе заключается в приобретении ребенком определенного кругозора, запасе конкретных знаний; в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний. В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые

    - развивают у него познавательные  потребности, обеспечивают достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи и дать необходимую систему знаний об окружающем;

    - учат детей применять свои  знания в жизни, учат устанавливать зависимости между причиной и следствием явления;

    -  в сенсорном развитии дети  овладевают эталонами и способами  обследования предметов для предотвращения неудач в учении;

    - к этому времени у ребенка  развита звуковая культура речи, разговорная речь и т.д.;

    - важно, чтобы ребенок желал  узнавать новое. Взрослые воспитывают  у будущего школьника интерес к новым фактам, явлениям жизни;

    - все психические процессы  в  этом возрасте достаточно развиты.  Ребенок сосредотачивает свое  внимание на разной работе, увеличивается объем внимания, оно становиться произвольным. Развитие восприятия, мышления позволяет старшим дошкольникам систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, они выделяют в этих предметах и явлениях существенные особенности, что позволяет им  рассуждать и делать выводы;

    - интеллектуальная пассивность детей,  их нежелание думать, решать задачи, прямо не связанные с игровой или житейской ситуацией, могут затормозить их учебную деятельность. Учебная задача и учебное содержание в этом возрасте  не просто выделены и поняты ребенком, но становятся мотивом его собственной учебной деятельности. (Смирнова).

    Большое внимание психологи уделяют развитию познавательной сферы ребенка. Познавательная сфера ребенка – это важнейший  компонент готовности. Показателем готовности является уровень развития познавательных процессов и познавательного отношения к окружающему. Обращается внимание на способность ребенка к замещению, в частности наглядно – пространственному моделированию (Л.А. Венгер). Умение использовать образные заместители перестраивает психические процессы дошкольника, позволяя ему в умственном плане строить представления о предметах, явлениях и применять их при решении умственных задач.

    Для восприятия и запоминания учебного материала ребенок должен поставить цель и подчинить ей свою деятельность (Л.И. Божович). Следовательно, к концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы элементы произвольной памяти и умения наблюдать,  умение произвольно воображать и управлять собственной речевой деятельностью.

    Развитость  восприятия проявляется в его  избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. Внимание должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивости, распределением, переключаемостью.

Информация о работе Готовность к школьному обучению