Девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:44, дипломная работа

Описание работы

Работа по предупреждению девиантного поведения будет эффективной, если её направить на факторы и причины, приводящие к возникновению и развитию типа акцентуации характера, которые влияют на возможные отклонения в поведении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….............

Глава 1. Девиантное поведение.....................................................................6-20

1.1. Исторически сложившиеся трактовки причин девиации………………7-10

1.2. Основы и причины девиации……………………………………………11-14

1.3. Основные формы девиантного поведения……………………………...15-20

Глава 2. Девиантное поведение подростков……………………………...21-57

2.1. Особенности проявления девиантного поведения подростков………..21-28

2.2. Акцентуации характера у подростков…………………………………...29-35

2.3. Клинико-психологическая характеристика основных типов особенностей характера у подростков………………………………………………………..36-54

2.4. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения у подростков…………………………………………………………………..54-57

Глава 3.Эксперементальное изучение девиантного поведения подростков.

3.1Диагностика девиантного поведения подростков……………………….58-64

3.2 Коррекция и профилактика девиантного поведения……………………65-67

Заключение…………………………………………………………………...68-69

Список литературы…………………………………………………………70-71

Работа содержит 1 файл

Девиантное пове.doc

— 554.00 Кб (Скачать)
 

Анализ  таблицы №2 показал, что гипертимный тип характера ярко выражен  у 4 из 14 учеников, среднее значение  у 3 учащихся, не выражено у 7 учащихся. Застревающий, ригидный тип характера ярко выражен  у 5 учащихся, средне выражен у 6 учащихся, не выражено так же у 3 учащихся. Эмоционально- лабильный тип характера ярко выражен  у 2 учеников, среднее значение  у 2 учащихся, не выражено у 10 учащихся. Педантичный тип характера ярко выражен  у 2 учеников, среднее значение  у 3 учащихся, не выражено у 9  учащихся. Тревожный тип характера ярко выражен у 2 учеников, среднее значение  у 7 учащихся, не выражено у 5 учащихся. Циклотимный тип характера ярко выражен у 2 учеников, среднее  значение  у 2 учащихся, не выражено у 10 учащихся. Демонстративный тип характера ярко выражен  у 1  ученика, среднее значение так же у 1 учащегося, не выражено у  12 учащихся. Неуравновешенный, возбудимый тип характера имеет ярко выраженное значение только 1 ученик, среднее значение  у 4 учащихся, не выражено у 9 учащихся. Дистимный тип ярко выражен у 1 учащегося, среднее значение имеют 2 учащихся. Экзальтированный тип ярко выражен у 3 человек, среднее значение у 3 учащихся, не выражено у 8 человек.

 
 

В результате проведенного исследования и количественной обработки теста, методики диагностики показателей и форм агрессии Баса – Дарки,

мы получили следующие данные, которые представлены в таблицах №3,4 .

 

Таблица № 3  8 класс.

 
 
Ф.И. учащихся 

  

Физическая  агрессия       Косвенная  агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Вербальная  агрессия Угрызение совести,

чувство вины

Абдуалиева  К + - - - - + - -
Адилов  И + - + + + - + -
Ахметов Н. + + + - - - - -
Губашева  С. + - - - + - + -
Дворников Д. - + - + - + - -
Дюсембеев Ж + - + + - - - -
Жиналиев  А. + + + + - - + -
Келепф  С. - - + - + - - +
Курмалаева  Д. - - - - - - - +
Мальченко В. - + - - - + + -
Маханькова  В - - - - - - - +
Немченко  Г. - - - - + + + -
Приставкив  В. - + + + - - - -
Суетин  М. - + + - + + + -
Тармилова А. + - - - + - + +
Ткастина  Л. - - - - - - + -
 

Анализ  результатов показывает, что для 7 учащихся из 16  свойственно проявление физической агрессии. Для 6 учащихся свойственно проявление косвенной агрессии, 7 подростков испытывают постоянное раздражение, для 5 подростков свойствен негативизм, 6 человек испытывают обиду, 5 учащимся характерна подозрительность, 8 подросткам свойственно проявлять вербальную агрессию и только 4 ученика испытывают угрызение совести и чувство вины. Характерной особенностью является тот факт, что «трудные подростки» проявляют Физическую, вербальную, косвенную агрессию одновременно.

Таблица№ 4  9  класс.

 
 
Ф.И. учащихся 

  

Физическая  агрессия       Косвенная  агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Вербальная  агрессия Угрызение совести,

чувство вины

Айбулатова  А. + - - + - - + -
Бегалиева А. - + + - - - + +
Берсекенева Д - + + - + + + -
Дюсембеев М. + + + + - + + -
Колашник  Д - + + + + + + -
Кушербай  Б. - + + - - - - -
Мендигали М. + - - + + + + -
Мурзагулов  Н - + + + - + - -
Саринова  А. - + - - + + - +
Сейджанов А + - + + + - - -
Суетин  А. - + - + - + + +
Тукпашев  Т. + - + + + + - -
Ундаганов Б. - + + + - + + +
Хасанова  А. + - - + + + + -
 

В 9 классе физическую агрессию проявляют 6 человек, косвенную агрессию проявляют 9 человек, так же 9 человек испытывают раздражение, 10 человек проявляют негативизм, 7 человек испытывают обиду. 10 подростков проявляют подозрительность, 9 проявляют вербальную агрессию и всего лишь 4 человека испытывают чувство вины, угрызение совести. Настораживает тот факт, что в этом классе большое проявление агрессии направленной на разрушение окружающих, а так же на разрушение себя.

 

Таблица № 5  Проявление контроль агрессии в 8- 9 классах. (%)

Физическая  агрессия       Косвенная  агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Вербальная  агрессия Угрызение совести,

чувство вины

11% 12% 15% 12% 11% 12% 16% 7%

Анализ  таблицы №5 показывает, что подросткам наиболее свойственна вербальная агрессия, а так же раздражение испытывают ученики которые являются девиантными и те, которым не свойственно проявление агрессии. В данных классах подросткам характерны практически все проявления агрессии.

Исследования  показывают, что подростки, стоящие на учете имеют ярко выраженную акцентуацию характера, в основном это смешанные типы характера: конформно-гипертивный, сочетания лабильного типа с циклоидным, астено-невротическим и сенситивным; астено-невротического типа с сенситивным и психастеническим; шизоидного типа с сенситивным, психастеническим, эпилептоидным и истероидным; истероидного типа с эпилептоидным. Такие сочетания носят название промежуточных типов.

 Большая  часть имеет гипертимный тип. Это подростки которым чужды скромность и угрызения совести. Самомнение у них гипертрофировано, а поэтому любая критика только вызывает раздражение. Гипертимы склонны ко лжи и хвастовству, движимые обычно желанием утвердить свой авторитет.

Нетерпимость  к гиперопеке, выраженное стремление к независимости, ненасытная жажда деятельности и острых ощущений нередко толкают таких подростков к побегам из дома и бродяжничеству. Свойственное им проявление агрессии приводят их к различным проявлениям форм девиаций.

 
 
 

3.2. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков

Параллельно диагностики учащихся с ними велись профилактические и коррекционные  работы. Работа велась в двух направлениях:  с подростками, и с их родителями.

С  родителями велась информационная работа в виде лекций на темы:

1. «Особенности  кризиса и новообразований в  становлении личности подростка», «Влияние родительского стиля  общения», «Роль семьи, способы  и приемы психологической поддержки  ребенка в семье», «Девиантное  поведение в подростковом возрасте».

Были  раскрыты психологические особенности подростков 14-17-ти лет, активизировалось внимание родителей на том, что детей начинает интересовать противоположный пол, у них растет потребность в общении со сверстниками, появляются свои «тайны», они проводят больше времени вне дома, возникают конфликты с родителями и учителями. Нами было отмечено, что именно в этом возрасте для него важно сотрудничество со сверстниками как успешного их взаимодействия. Мы акцентировали внимание родителей на том, что важно постепенно научить детей понимать причины конфликтов, «вскрывать» их предупреждать.

Этому способствует развитие у детей социальной восприимчивости с помощью создания проблемных ситуаций, ролевых игр, в  которых дети учатся принимать на себя разные социальные роли, а так  же организация условий, помогающих подросткам осознавать необходимость друг в друге, значение взаимопомощи, дружбы.

Мы обратили внимание родителей на то, что патологическое развитие личности наблюдается у  детей, воспитывающихся в асоциальных  условиях (грубость, деспотичность, жестокость, агрессивность родителей), что может отрицательно влиять на его личность.

Мы создали  группу из подростков с девиантным поведением для проведения тренингов, где ставили одной из целей  становление группы как психологической  общности, нормы и ценности, лежащие в ее основании, особенности межличностных отношений подростков. На занятиях создавалась атмосфера доверия и безопасности, поэтому не существовало неправильного или ошибочного выполнения упражнений. Участники имели право отказаться от выполнения какого-то элемента упражнения. Занятия состояли из пяти частей: приветствия, разминки, основной части, рефлексии прошедшего занятия и заключительной части.

Приветствие - создавало атмосферу доброжелательности, группового доверия и принятия, способствовало сплочению участников.

Разминка - настраивало на продуктивную, творческую деятельность группы, оказывало влияние на эмоциональное состояние участников, их работоспособность

Содержание  основной части определялосьцелью  занятия.

Заключительная часть - включала в себя релаксационные и мышечные упражнения, способствовала снятию психического и психического напряжения.

Занятие 1 «Знакомство»

Цель. Приветствие  и знакомство участников друг с другом, с групповой формой работы. Постановка целей и задач занятий.

Занятие 2. «Учимся сотрудничать»

Цель. Установление и развитие отношений партнерства  и навыков сотрудничества как  родителей с подростками, так  и подростков друг с другом.

Занятие 3. «Я и моя семья»

Цель. Знакомство с семьей и с семейными традициями. Формирование чувства близости  между родителями и подростками, укрепление семейных связей и привязанностей. Развитие самоуважения ребенка.

Занятие 4. «Индивидуальность, как ценность»

Цель. Формирование умения принимать индивидуальность подростка, а так же внимательно относиться к его чувствам.

Занятие 5. «Волшебный мир чувств»

Цель. Обучение умению учитывать в своем поведении  состояния, желания и интересы другого  и ориентироваться в них при  построении взаимодействия с ним. Знакомство с эмоциями и эмоциональными состояниями человека.

Занятие 6. «Принятие и поддержка».

Цель. Формирование способности к эмпатии, к пониманию  переживаний, состояний и интересов  друг друга.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Основной  целью дипломной работы заключалось  в изучении девиантного поведения, а также девиантного поведения подростков. Для этого необходимо было решить следующие задачи.

- проанализировать сущность обозначенной проблемы в психолого-педагогической науке и практике.

Информация о работе Девиантное поведение