Девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:44, дипломная работа

Описание работы

Работа по предупреждению девиантного поведения будет эффективной, если её направить на факторы и причины, приводящие к возникновению и развитию типа акцентуации характера, которые влияют на возможные отклонения в поведении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….............

Глава 1. Девиантное поведение.....................................................................6-20

1.1. Исторически сложившиеся трактовки причин девиации………………7-10

1.2. Основы и причины девиации……………………………………………11-14

1.3. Основные формы девиантного поведения……………………………...15-20

Глава 2. Девиантное поведение подростков……………………………...21-57

2.1. Особенности проявления девиантного поведения подростков………..21-28

2.2. Акцентуации характера у подростков…………………………………...29-35

2.3. Клинико-психологическая характеристика основных типов особенностей характера у подростков………………………………………………………..36-54

2.4. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения у подростков…………………………………………………………………..54-57

Глава 3.Эксперементальное изучение девиантного поведения подростков.

3.1Диагностика девиантного поведения подростков……………………….58-64

3.2 Коррекция и профилактика девиантного поведения……………………65-67

Заключение…………………………………………………………………...68-69

Список литературы…………………………………………………………70-71

Работа содержит 1 файл

Девиантное пове.doc

— 554.00 Кб (Скачать)

Нерешительность, застенчивость и склонность к  постоянным сомнениям нередко компенсируются напускной самоуверенностью, нарочитой решительностью, развязностью и даже грубостью.

Подростки с психастеническими чертами  характера слывут интеллектуалами, мечтателями, теоретиками, и в этой области они действительно сильны, но в принятии решения, в обычных житейских делах они полностью несостоятельны и беспомощны. Они мягки, деликатны, уступчивы, исполнительны, однако постоянные сомнения, неуверенность в себе, тревога за близких и боязнь не выполнить порученное делают их порой надоедливыми, «занудливыми». Психастенический тип акцентуации мало меняется с возрастом (Личко, 1993).

Сенситивный тип

Формируется в старшем подростковом возрасте (16—18 лет), когда молодой человек вступает в самостоятельную жизнь.

Основные  черты характера подростков этого типа — чрезмерная впечатлительность и выраженное чувство собственной неполноценности. Робкие, застенчивые и в то же время себялюбивые, такие подростки крайне ранимы и обидчивы. Это — нежные, тонко чувствующие натуры, страдающие от всякого грубого прикосновения (Ганнушкин, 1964).

Мимозоподобность  их проявляется в повышенной чувствительности ко всякого рода внешним раздражителям. Они вздрагивают при внезапном звуке, не переносят боли, боятся темноты, теряют сознание только при одном виде крови, избегают острых ощущений, шумных компаний, публичных выступлений, Из-за боязни показаться неуклюжими сторонятся эстрады, спортивных состязаний, не любят заниматься общественной работой. У них рано развивается чувство гражданского долга, чести, человеческого достоинства. Лгать и изворачиваться подростки с сенситивными чертами характера не умеют, даже если без этого у них возникнут дополнительные трудности. Им чуждо стремление к

авантюрам и приключениям сомнительного характера. Несоответствие между завышенными требованиями, предъявляемыми к себе, к жизни, и реальным положением вещей создает цепь психотравмирующих ситуаций, под воздействием которых сенситивные подростки легко впадают в состояние уныния, тревоги, страха, и нередко приводит к длительным субдепрессивным состояниям. Реакция эмансипации выражена слабо и часто уступает место конформности, реакции имитации. Робкие и малозаметные в семье и обществе, они послушно выполняют чужую волю и редко отвечают на насмешки и упреки. Однако постоянно накапливающаяся обида может неожиданно для окружающих выплеснуться наружу, будучи спровоцированной очередной грубостью. Такая реакция доведенного до отчаяния подростка может сопровождаться плачем, бранью, уходами из дому, агрессией в адрес обидчика или попыткой 

 самоубийства.

 Подростки с сенситивными чертами характера  не отгораживаются от товарищей, у них, в отличие от шизоидов, хорошо развиты интуиция, чувство сострадания и сопереживания, но в силу повышенной стеснительности и легкой ранимости они предпочитают группе сверстников одного-двух близких друзей, с которыми делятся своими заветными мечтами и к кому всегда готовы прийти на помощь.

Особенно  частыми и выраженными бывают реакции, связанные с повышенным вниманием к своей внешности (дисморфореакции). Предметом переживаний могут быть «некрасивое» лицо, угревая сыпь, маленький или «чересчур» большой рост, «чрезмерная» худоба или полнота, «недоразвитые» половые органы и т. п. Гипертрофированное чувство собственной неполноценности усиливает эти переживания и делает и без того нескладного, неуклюжего в этом возрасте подростка особенно ранимым, чувствительным ко всяким замечаниям и насмешкам, касающимся его внешности. Такие подростки начинают сторониться общества, перестают ходить в спортзал и на пляж, избегают свиданий и нередко приходят к мысли, что жить «таким уродом» не имеет смысла. Суицидальные действия сенситивных подростков лишены демонстративности, нарочитости и часто бывают полной неожиданностью для окружающих.

Астенический  тип

Характеризуется в основном повышенной раздражительностью, быстрой истощаемостью и склонностью к ипохондрическим образованиям. Астенические черты характера проявляются уже в детском возрасте, но окончательное их «структурирование» происходит только к концу пубертатного периода (Сухарева, 1959; Буянов, 1968; Гурьева, 1971).

Выделяют  два варианта астенических особенностей характера: гиперстенический и гипостенический. В основе такого разделения лежит преобладание в структуре того или иного варианта повышенной раздражительности или, истощав, мости.

Гиперстенический  вариант. На первый план выступает повышенная раздражительность, несдержанность, склонность к аффективным реакциям. Вспышки возбуждения непродолжительны, но часто повторяются. Аффект не достигает большой силы (в отличие от аффекта у лиц с эксплозивным типом) и не всегда направлен конкретному адресату. Характерно «смещение аффекта» по типу «реакции мимо», когда вспышка гнева направлена не на «обидчиков», а на случайных людей "(Фелинская, 1975).

К своим поступкам, в том числе и вспышкам раздражения, такие лица относятся достаточно критично и в последующем сожалеют о них. Они суетливы, не могут спокойно усидеть на месте, все время куда-то спешат, торопятся, у них ни на что не хватает времени. Деятельность их в короткий промежуток времени может быть весьма продуктивной, но они скоро устают, отвлекаются и, не окончив работу, бросают ее. При занятиях умственным трудом гиперстеникам трудно сосредоточить внимание, что проявляется повышенной отвлекаемостью, рассеянностью и плохим запоминанием. Неудачи в работе вызывают недовольство собой и окружающими. Подчас их «выводят из себя» такие обычные, легко переносимые другими раздражители, как присутствие «посторонних», негромкий разговор и т. п. Раздражительность усиливается, если подросток садится за чтение, готовит уроки или старается заснуть.

Повышенная  возбудимость и быстрая истощаемость часто проявляются чувством голода, но стоит подростку начать есть, как аппетит исчезает. Для таких лиц характерны быстрое и легкое половое возбуждение, непродолжительная эрекция и быстрая эякуляция.

Гипостенический вариант. Проявляется, прежде всего, повышенной психической истощаемостью, быстро возникающим чувством усталости, отсутствием душевной и физической бодрости.

Круг интересов таких подростков обычно сужен и ограничен анализом собственных болезненных ощущений. Они пассивны и сторонятся сверстников. Их легко обидеть, они часто и по малейшему поводу плачут, но не так, как гиперстеники — навзрыд и с бранью, а тихо, отвернувшись лицом к стенке. Трудоспособность гипостеников снижена, они быстро утомляются, а потому стараются избегать всяких мероприятий, связанных с психическим напряжением или интенсивной физической нагрузкой. Быстрая истощаемость порождает чувство неуверенности в себе. Все новое кажется трудным или непосильным, а поэтому такие подростки стараются не менять привычной для них обстановки. Сон, несмотря на внешнюю заторможенность, нарушен. Аппетит и половое влечение снижены.

Характерная черта подростков с астеническими чертами — склонность к ипохондрии. Опасаясь различных заболеваний, они постоянно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно обследуются и лечатся. Малейшие нарушения функций внутренних органов расцениваются ими как признаки «тяжелой» болезни, а постоянные мысли об этом способствуют усилению вегетативной неустойчивости. В этих случаях любое неосторожное слово, особенно из уст медицинского работника, может привести к развитию невроза.

Истероидный тип

Относительно  чаще встречается у девочек. Наиболее характерные черты — стремление быть в центре внимания, демонстративность, театральность, потребность постоянно вызывать удивление и восхищение, склонность к позерству. Для этого используются все возможные средства: экстравагантная одежда, сверхмодная прическа, эстрада, необычные виды спорта, специальности, где можно быть все время «на виду» (официантки, продавщицы, манекенщицы и т. п.). Претензии истероидных подростков почти всегда превышают реальные возможности. Иногда они сами создают «скандальные» ситуации только для того, чтобы на них обратили внимание. Они озлобляются, если окружающие не замечают их «выдающихся качеств» или в их присутствии кого-то хвалят, ставят в пример. Для них врагом становится любой, кто игнорирует их, и наоборот, они мягки, заботливы и ласковы по отношению к тем, кто восхищается ими, популяризирует их «незаурядность» и успехи.

Поведение истероидного подростка неестественно, нарочито и всегда рассчитано на зрителя. Он может даже совершить красивый, сопряженный с опасностью поступок, но для этого должен знать, что на него смотрят, им любуются и восторгаются. Такие подростки легко внушаемы, конформны, но только в том случае, если это соответствует их потребности произвести впечатление, быть «героем дня».

Чтобы выставить себя в лучшем свете, истероидные подростки склонны лгать и фантазировать. В своих рассказах они любят разыгрывать роль смелых путешественников, сыщиков, людей с необычайными, «сверхъестественными» возможностями. Чаще всего фантазии истероидов носят альтруистическое содержание, но иногда могут иметь и криминальную асоциальную окраску. Самооговоры среди подростков с истероидными чертами характера — явление довольно частое.

Стремление  казаться «интересным», «нестандартным»  заставляет их почти все время разыгрывать какую-либо роль: то они напускают на себя вид разочарованного, отрешенного от мира человека и тогда даже в минуты опасности лицо их выражает скуку или хладнокровие, то, наоборот, изображают «хохотушку», «рубаху-парня», чувственную натуру.

При конфликтах с окружающими такие подростки  часто рыдают, закатывают глаза, падают на пол, судорожно подергиваются. Однако подобные реакции носят характер театральности, наигранности: падают они обычно не на пол, а на ковер и обязательно в присутствии зрителей. Если зрителей нет, реакция сразу же прекращается. Такое поведение помогает подростку «выйти» из конфликтной ситуации, а иногда является средством шантажа и вымогательства. Нередко истерические реакции могут выражаться в демонстрации самоубийства. При этом чаще других способов используются поверхностные порезы вен, «отравление» малоядовитыми лекарствами. Обычно они пишут «предсмертные» записки с указанием места и времени самоубийства, а также условий, на которых они согласны остаться жить.

Обращает на себя внимание слабость абстрактного и преобладание конкретного чувственно-образного мышления. И стероидные подростки легко усваивают все новое, но глубины знаний, так же как и глубины чувств, у них нет. Эмоциональная незрелость проявляется в неустойчивости и поверхностности интересов, привязанностей, симпатий и антипатий.

По мнению Г. Е. Сухаревой (1959), основу формирования истероидной личности составляет дисгармонический инфантилизм.

В группе сверстников подростки с истероидными чертами характера обычно претендуют на лидерство, но, не обладая ни упорством эпилептоида, ни энергией гипертима, оказываются не на высоте положения и, как только замечают, что интерес и доверие окружающих к ним ослабевают, отказываются от лидерства или стремятся сменить группу.

Элемент театральности присутствует почти  всегда и в сексуальном поведении: юноши любят прихвастнуть своими «победами»; девочки часто занимаются самооговорами, желая предстать в глазах окружающих опытными, «неотразимыми» дамами. Стремление быть объектом внимания, театральность представляют собой благоприятную почву для пьянства. Подростки с истероидными чертами характера стремятся к «экстравагантным» напиткам (шампанское, импортные вина), редким наркотикам. Они склонны преувеличивать свою приверженность к алкоголю, однако, бравируя, могут доводить себя до тяжелой степени опьянения.

Суицидальное  поведение для неустойчивых подростков не типично, но иногда они могут совершить самоубийство «за компанию», под влиянием «сильной личности».

В поисках  удовольствий и развлечений такие подростки нередко прибегают к алкоголю и наркотикам. Приобщаются к выпивкам рано (с 12— 13 лет), обычно в семье или компании с асоциальными тенденциями. Для них важно не столько само опьянение, сколько ритуал выпивки, возможность поразвлечься, покуражиться в кругу сверстников. Предпочитаются не очень глубокие стадии опьянения, а поэтому вино привлекает больше, чем водка. Несмотря на это, алкоголизм у них формируется достаточно быстро.

Судьба  большинства неустойчивых подростков оказывается печальной: алкоголизм, наркомании, преступность (Личко, 1993). В асоциальной компании они, как правило, остаются на ролях «шестерки».

Эмоционально-лабильный  тип

Входит  в состав более обширной группы, которую Кречмер (Кге15сптег, 1927), а затем П. Б. Ганнушкин (1933) назвали «циклоидами». Помимо эмотивно-лабильного, П. Б. Ганнушкин к группе циклоидов относил конституционально-депрессивный, конституционально-возбудимый и циклотимический типы. По нашим наблюдениям, в подростковом возрасте наиболее часто встречаются два типа особенностей характера аффективного круга: эмоционально-лабильный («эмотивно-лабильный») и гипертимный («конституционально-возбудимый»). Для личностей с эмоционально-лабильными чертами характерна частая смена настроения по малейшему, незаметному для постороннего взгляда поводу. Иногда настроение меняется по нескольку раз в течение дня и колеблется от «безудержного веселья до приступов полного отчаяния».

Беззаботно-веселый, жизнерадостный, бодрый, энергичный подросток  «вдруг» становится унылым, печальным, грустным, подавленным. Какое-то время он может блистать остроумием, веселить всех, быть «заводилой», а затем при незначительной неприятности «сникнуть» и с печальной улыбкой смотреть на веселье, душой которого он был минуту назад. Иногда веселье и оптимизм сменяются раздражительностью, несдержанностью, неуверенностью в себе, тревогой, и тогда подросток начинает грубить окружающим или пытается уединиться.

Информация о работе Девиантное поведение