Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:44, дипломная работа
Работа по предупреждению девиантного поведения будет эффективной, если её направить на факторы и причины, приводящие к возникновению и развитию типа акцентуации характера, которые влияют на возможные отклонения в поведении.
Введение…………………………………………………………………….............
Глава 1. Девиантное поведение.....................................................................6-20
1.1. Исторически сложившиеся трактовки причин девиации………………7-10
1.2. Основы и причины девиации……………………………………………11-14
1.3. Основные формы девиантного поведения……………………………...15-20
Глава 2. Девиантное поведение подростков……………………………...21-57
2.1. Особенности проявления девиантного поведения подростков………..21-28
2.2. Акцентуации характера у подростков…………………………………...29-35
2.3. Клинико-психологическая характеристика основных типов особенностей характера у подростков………………………………………………………..36-54
2.4. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения у подростков…………………………………………………………………..54-57
Глава 3.Эксперементальное изучение девиантного поведения подростков.
3.1Диагностика девиантного поведения подростков……………………….58-64
3.2 Коррекция и профилактика девиантного поведения……………………65-67
Заключение…………………………………………………………………...68-69
Список литературы…………………………………………………………70-71
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
Девиантное поведение.....................
1.1. Исторически сложившиеся трактовки причин девиации………………7-10
1.2. Основы и
причины девиации……………………………………
1.3. Основные
формы девиантного поведения………
Глава 2. Девиантное поведение подростков……………………………...21-57
2.1. Особенности проявления девиантного поведения подростков………..21-28
2.2. Акцентуации
характера у подростков…………………………………...29-
2.3. Клинико-психологическая
характеристика основных типов особенностей
характера у подростков……………………………………………………
2.4. Основные
направления и формы предупреждения девиантного
поведения у подростков……………………………………………………
Глава 3.Эксперементальное изучение девиантного поведения подростков.
3.1Диагностика девиантного поведения подростков……………………….58-64
3.2 Коррекция
и профилактика девиантного
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Характерными особенностями ХXI века являются глубокие преобразования в различных сферах общественной жизни, сопряженные с переосмыслением системы социальных ценностей. С учетом современных тенденций устойчивого развития, непрерывного образования, глобализации строится стратегия развития образовательной системы в Республике Казахстан. Воспитание физически и духовно здоровой личности с высоким интеллектуальным потенциалом является ведущей задачей современной школы. Неслучайно в своем выступлении перед студентами Евразийского университета им. Л.Н. Гумилева Президент РК Н.А. Назарбаев отметил: «Само понятие образования трансформируется и расширяется, происходит переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможность каждого конкретного человека и способствует его самореализации и развитию». Поэтому главной задачей психологов и педагогов становится поиск путей, посредством которых они могли бы помочь детям в позитивном обустройстве собственной жизни. Личность как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству, самоопределением в человеческих ценностях, признанием важности своей индивидуальности, всегда тяготеет к самореализации. Но если самореализация и самоактуализация через любовь, духовность и творчество в силу всевозможных субъективных и объективных причин невозможны, они могут быть подменены самовыражением через девиантное поведение.
Безусловно, что асоциальное поведение – следствие нарушений духовного развития личности. Кардинальные изменения в развитии экономической сферы, возрастающая социальная дифференциация и социокультурная деформация общества оказали нежелательное влияние на социализацию подрастающего поколения. Переосмысление многих прежних ценностей и отсутствие новых идеалов привели к нравственному разрушению и бездуховности подростков, к их агрессивности и снижению уровня культуры.
Актуальность данной проблемы так же обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков - один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.
Это связано с кризисом общества, глубокими социально-экономическими, политическими переменами, переходом к рыночным отношениям, что резко обострило социальные проблемы, увеличило обездоленность большого количества населения.
И все же в настоящее время именно в подростковом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств, определяемый психологическими особенностями подростка (возникшее противоречие потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве своеобразного конфликтообразующего фактора), поведением субъективной ценности нравственного здоровья.
Трудности, которые испытывают подростки, обусловлены, в том числе и его характерологическими особенностями. Заострение черт характера являются тем фоном, на котором быстрыми темпами продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация подростков, увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, все более широкое распространение получают отступления от общечеловеческих норм нравственности.
Как мы видим, в нашем обществе существует ряд причин для развития личности с девиантным поведением. И одна из основных задач психолога - определение основных направлений восстановления нормального процесса социализации подростка, т.е. разработка основных профилактических мероприятий психолого-педагогического характера.
В литературе девиантное поведение рассматривается вместе с психологическими особенностями подросткового возраста. Сам по себе «переходный возраст» и его психологические особенности (норма и отклонение) давно интересуют ученых - психологов.
В отечественной психологии (М.А. Алеманский, Л.М. Зюбин, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, Д.И. Фельдштейн и др.) и криминологи (В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Р. Ратиков, А.М. Яковлев и др.) убедительно показано, что девиантное поведение не определяется «прирожденными механизмами», обуславливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды и недостатками воспитания.
Научной базой для изучения проблем подросткового возраста являются фундаментальные работы российских ученых (Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др.).
Л.С.
Выготский подошел к проблеме
критического возраста с токи зрения
анализа новообразований в
Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований по проблеме девиантного поведения подростков, аспекты организации психолого-педагогической деятельности по предупреждению девиантного поведения подростков в школе недостаточно разработаны. Все это помогло определить проблему исследования: предупреждение причин формирования девиантного поведения подростков.
Тема нашего исследования: «Девиантное поведение. Девиантное поведение подростков».
Цель и задачи исследования:
1.Проанализировать сущность обозначенной проблемы в психолого-педагогической науке и практике.
2. Выявить
особенности проявления
3.Определить психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что работа по предупреждению девиантного поведения будет эффективной, если её направить на факторы и причины, приводящие к возникновению и развитию типа акцентуации характера, которые влияют на возможные отклонения в поведении.
Объект исследования: подростки с девиантным поведением Новеньской СОШ Зеленовского района.
Предмет исследования: Девиантное поведение подростков.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что работа по предупреждению девиантного поведения будет эффективной, если её направить на факторы и причины, приводящие к возникновению и развитию типа акцентуации характера, которые влияют на возможные отклонения в поведении.
Структура работы является традиционной, состоит из Введения, трех глав и заключения. В главе 1. «Девиантное поведение» рассматривает исторически сложившиеся трактовки причин девиации, основы и причины девиации, основные формы девиантного поведения, аддикции, делинквентное поведение.
Глава 2 «Девиантное поведение подростков» рассматривает особенности проявления девиантного поведения подростков, акцентуации характера у подростков, основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков.
В главе
3 «Экспериментальное изучение девиантного
поведения подростков» даны результаты
и анализ исследования.
Глава 1. Девиантное поведение
Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются:
1) поступок,
действия человека, не соответствующие
официально установленным или
фактически сложившимся в
2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.
Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма».
В процессе социализации возможны отклонения, дезинтеграция индивида. Такие явления называются девиантным (отклоняющимся) поведением, а людей, которые следуют такому поведению, называют девиантами.
К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, проституция, самоубийство, пристрастие к азартным играм, бюрократия и пр. Это политика уйти от общества, от решения жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и беспокойства.
В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов.
1.1. Исторически сложившиеся трактовки причин девиации
В конце
XIX и начале XX в. были распространены
биологические и
Уильям
Шелдон (1940), известный американский
психолог и врач, подчеркивал важность
строения тела. Он считал, что у людей
определенное строение тела означает
присутствие характерных
Сторонники
психологической трактовки
По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально - «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия, - это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций. Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм.