Девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:44, дипломная работа

Описание работы

Работа по предупреждению девиантного поведения будет эффективной, если её направить на факторы и причины, приводящие к возникновению и развитию типа акцентуации характера, которые влияют на возможные отклонения в поведении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….............

Глава 1. Девиантное поведение.....................................................................6-20

1.1. Исторически сложившиеся трактовки причин девиации………………7-10

1.2. Основы и причины девиации……………………………………………11-14

1.3. Основные формы девиантного поведения……………………………...15-20

Глава 2. Девиантное поведение подростков……………………………...21-57

2.1. Особенности проявления девиантного поведения подростков………..21-28

2.2. Акцентуации характера у подростков…………………………………...29-35

2.3. Клинико-психологическая характеристика основных типов особенностей характера у подростков………………………………………………………..36-54

2.4. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения у подростков…………………………………………………………………..54-57

Глава 3.Эксперементальное изучение девиантного поведения подростков.

3.1Диагностика девиантного поведения подростков……………………….58-64

3.2 Коррекция и профилактика девиантного поведения……………………65-67

Заключение…………………………………………………………………...68-69

Список литературы…………………………………………………………70-71

Работа содержит 1 файл

Девиантное пове.doc

— 554.00 Кб (Скачать)

В семье  подростки эпилептоидного типа —  деспоты, полностью игнорирующие существующий порядок, семейные традиции и требующие себе особых привилегий. Не повышая голоса, они могут довести родителей до «белого каления», а потом уйти из дома и не возвращаться часами. Злопамятные и циничные, они не желают считаться даже с минимальными требованиями окружающих. Эпилептоиды способны из-за пустяка нагрубить, просто из «интереса» испортить настроение близким. Если же при этом они встречают отпор, становятся злобными и агрессивными.

Еще П. Б. Ганнушкин (1933, с. 43) говорил, что эпилептоиды  — «люди инстинктов и примитивных влечений... они ни в чем не знают меры: ни в безумной храбрости, ни в актах жестокости, ни в проявлениях любовной страсти». Интенсивное половое влечение, склонность к сексуальным эксцессам у эпилептоидов могут сочетаться с садистскими и мазохистскими наклонностями. Будучи неразборчивыми, в половых связях, они, тем не менее, не стремятся к быстрой смене партнера, и не потому, что хранят верность, а просто привыкают к нему и с ним более полно удовлетворяют свой половой инстинкт. Интенсивность влечений проявляется стремлением к пьянству и употреблению наркотиков. Пьют такие подростки обычно много, предпочитая крепкие напитки. В состоянии опьянения бывают злобными, жестокими, агрессивными. Аномальность влечений нередко выражается в склонности к немотивированным побегам, бродяжничестве, стойкой суицидальной настроенности. Правонарушения таких подростков отличаются импульсивностью, бездушием, жестокостью.

Среди увлечений превалируют азартные игры, коллекционирование и виды спорта, которые позволяют «взять верх» над окружающими (самбо, карате, бокс). Иногда в сфере увлечений могут оказаться манипуляции и поделки, занятия, отвлекающие, успокаивающие или приносящие материальную выгоду. Один наш пациент увлекался тем, что делал из спичек дворцы. Это занятие, требующее большого терпения, снимало эмоциональное напряжение, «зло проходило, успокаивался».

С возрастом  у многих подростков вырабатываются педантизм, утрированная аккуратность, исполнительность. Некоторые из них становятся ярыми борцами за «правду» и «справедливость». Эти черты характера расцениваются как вторично-компенсаторные. Однако, по наблюдениям А. Е. Личко (1983), подобная «гиперсоциальность» чаще всего бывает односторонней: будучи подчеркнуто «правильными» в одной микросреде (в школе, на производстве), они обнаруживают крайнее себялюбие, злобность и жестокость — в другой (например, в кругу близких, в семье).

Мышление  эпилептоидов отличается вязкостью  и тугоподвижностью, движения - угловатостью и медлительностью. Им чаше всего чужд истинный смысл таких понятий, как гражданский долг, честь, милосердие, коллективизм, хотя они и любят бравировать ими. Они крайне эгоистичны, очень беспокоятся о состоянии своего здоровья, и вся их энергия направлена в основном на удовлетворение своих прихотей.

Азартность, необузданность, злобность, интенсивность примитивных влечений, наряду с низкими моральными качествами, создают у таких подростков предпосылки для различных форм девиантного поведения.

Эпилептоидный тип с годами сохраняет основные черты, особенно такие, как сочетание медлительной инертности в движениях, действиях, мыслях с аффективной взрывчатостью (Личко, 1993). В аффекте эпилептоид способен потерять контроль над собой, разразиться площадной бранью, нанести побои — в эти моменты медлительность исчезает без следа. В одних случаях с годами все более проявляется «гиперсоциальность» с властолюбием, установлением «своих порядков», нетерпимостью к инакомыслию, злопамятностью в отношении обид. Если развивается алкоголизм, то протекает он злокачественно. У некоторых особенно выступают мстительность и садистические склонности.

В группах  стремятся властвовать, в контактах  — подчинять, подмять под себя других, хотя к начальству и сильным мира сего всегда угодливы, особенно если ждут для себя выгод и поблажек. Педантичная аккуратность видна по одежде, прическе, предпочтению порядка во всем. Сексуальным партнерам сами легко изменяют, но неверности себе не переносят; крайне ревнивы и подозрительны.

  Шизоидный тип

Подростки шизоидного типа отличаются замкнутостью и отгороженностью от реального мира, однако одиночество их не тяготит. Внутренний мир их наполнен фантазиями и увлечениями, но доступ туда для окружающих закрыт.

Кречмер (КгегзсЬтег, 1921) образно сравнивал  шизоидов с лишенными украшений римскими домами, ставни которых закрыты от яркого света, но в сумерках внутренних покоев, которых справляются пиры. Им присуща парадоксальность эмоциональной жизни и поведения. Будучи замкнутыми и отчужденными, они могут совершенно неожиданно раскрыться перед малознакомыми, случайными людьми или проявить нежность и заботу там, где она не очень уместна. Для них характерны недостаток интуиции, неумение улавливать оттенки в поступках и словах окружающих, общую ситуацию, в которой они находятся. «Окружающий мир, — писал о шизоидах П. Б. Ганнушкин, — как будто отражается для них в кривом зеркале: все отдельные его части шизоид видит отчетливо, но отношения и пропорции между этими частями в его представлении почти всегда искажены» (Ганнушкин, 1933, с. 30).

Шизоиды не обладают чувством «психологической дистанции», могут не вовремя заговорить или неожиданно встать и уйти, поэтому в глазах окружающих они часто выглядят чудаками, невоспитанными, а то и бестактными людьми. Однако, как точно подметил П. Б. Ганнушкин, шизоиды «редко чудачат, чтобы обратить на себя внимание», а обусловлено это, прежде всего, тем, что у них «отсутствует непосредственное чутье действительности». Шизоидам чуждо сопереживание или, точнее, то состояние, которое Кречмер назвал «аффективным резонансом» к чужим переживаниям. Такой подросток может умиляться над распустившимся цветком, плакать над трупом случайно погибшей птицы, но оставаться совершенно равнодушным к горю и радости близких ему людей.

Моторика  шизоидов чаще всего лишена естественности и гармоничности. Они обычно неуклюжи, ходят, ссутулившись или, наоборот, неестественно прямо. Иногда можно отметить несоответствие между содержанием речи и ее интонацией, мимикой, жестами.

У одних  подростков с шизоидными особенностями  характера выявляется аутичность, обидчивость, ранимость, повышенная настороженность к окружающим («сенситивные шизоиды»); у других — склонность к рассуждатель-ству на отвлеченные темы, настойчивость и упорство в достижении своих, подчас не понятных другим целей («экспансивные шизоиды»).

Чаще  всего такие подростки проявляют недостаток инициативы. Они проводят время в одиночестве, занятые своим делом, оставаясь крайне нелюдимыми, необщительными, отгороженными в своих переживаниях от реальной действительности. Окружающий мир шизоиды обычно оценивают, исходя не из реальных условий, а сквозь призму своих фантазий схем и отвлеченных построений.

Характерные для подросткового возраста сочетания  таких полярных качеств психики, как чувствительность и черствость, застенчивость и развязность, борьба с авторитетами и обожествление кумиров, — у шизоидов представлены в утрированном, карикатурном виде.

Недоступность внутреннего мира, сочетание полярных психических качеств, «причудливая парадоксальность эмоциональной жизни  и поведения» — все это делает поступки шизоидов неожиданными и, что более важно, малопонятными для окружающих. Это ведет к нарушению контактов: шизоиду одинаково трудно как понять окружающих его людей, так и быть понятым ими. Реакции эмансипации у подростков с шизоидными чертами характера выражаются своеобразно. Они могут долго терпеть и даже не замечать гиперопеку и в то же время бурно реагировать на малейшую попытку вторгнуться без дозволения в их внутренний мир. Иногда реакция эмансипации проявляется прямолинейными и не адекватными ситуации высказываниями против существующих социальных норм и уставов, участием в кружках «инакомыслящих» и т. п.

Еще П. Б. Ганнушкин (1933, с. 32) подметил, что  шизоиды маловнушаемы, более того, они упрямы и негативистичны, «однако  в отдельных случаях они... обнаруживают поразительно легкую подчиняемость и легковерие; непонятное соединение упрямства и податливости иногда характеризует их поведение». Это в асоциальном плане делает их нередко добычей личностей более стеничных и целеустремленных.

Несоответствие  выработанных им «схем» и «принципов» с нормами реальной жизни нередко приводит подростка к мысли о «нецелесообразности» существования. По мнению некоторых авторов (Личко, 1983, и др.), суицидальное поведение мало свойственно шизоидам. Однако, по нашим данным, примерно 30% всех подростков, покончивших с собой и покушавшихся на самоубийство, имели шизоидные черты характера.

Среди шизоидов немало убежденных в своей  правоте бродяг и тунеядцев, которые, по словам П. Б. Ганнушкина, «выбрали этот образ жизни из неумения и нежелания втиснуть свою оригинальную и с трудом выдерживающую подчинение личность в узкие рамки упорядоченной культурной жизни» (Ганнушкин, 1933, с. 33). Вместе с тем пьяниц и алкоголиков среди шизоидов почти не бывает, так как опьянение не вызывает у них чувства «психического комфорта», однако иногда потребность в алкоголизации возникает как стремление облегчить контакты с окружающими.

Свое  половое влечение шизоиды обычно таят и в половом отношении  внешне выглядят холодными, с презрением относятся к «нежностям» влюбленных. Однако их внутренние переживания наполнены фантазиями эротического характера. Неумение наладить контакты с половым партнером они компенсируют цинизмом, изнуряющим онанизмом, случайными половыми связями, сексуальными девиациями.

Правонарушения  шизоиды совершают обычно в одиночку, при этом криминальные акты отличаются оригинальностью, вычурностью и тщательностью подготовки. Иногда шизоиды совершают достаточно серьезные правонарушения «во имя идеи», в борьбе «за справедливость» или для признания «своим» в группе сверстников.

Шизоидный тип акцентуации отличается возрастной устойчивостью основных черт характера (Личко, 1993). Судьба шизоидов в значительной степени зависит оттого, в какой степени им удается удовлетворить свое хобби. Иногда они обнаруживают недюжинные способности постоять за себя и свои интересы, заставить других соблюдать дистанцию.

Психастенический (ананкастный) тип

Основные  черты характера подростка психастенического  типа — тревожная мнительность, нерешительность, боязливость, склонность к бесконечным сомнениям и самоанализу.

Психастенические  черты характера проявляются  с раннего детского возраста, но особенно отчетливыми они становятся с началом занятий в школе, когда у ребенка появляются реальные обязанности, ответственность за порученное дело. Нередко родители возлагают слишком большие надежды на своего маленького кумира, ждут от него «исключительных» успехов не только в учебе, но и в музыке, спорте, изучении языков. Ребенок с тревожно-мнительными чертами характера не остается безучастным к этим чаще всего завышенным надеждам своих родителей, у него появляются страх, что он не оправдает их доверия, сомнения в своих способностях, неуверенность в собственных силах.

Неуверенность и сомнения, сопровождающиеся тревогой, относятся, прежде всего, к своим поступкам: правильно ли вел себя в той или иной ситуации, так ли решил задачу, не сделал ли ошибки в письменной работе, верно ли ответил учителю. Иногда сомнения приобретают характер навязчивых состояний. Навязчивыми могут быть не только мысли, но и движения, поступки, страхи. Психастеники понимают бессмысленность своих навязчивых состояний, мучительно переживают их, борются с ними, но поделать с собой ничего не могут. Их страшит не столько реальное и знакомое, сколько неизведанное и предполагаемое. Они боятся за своих близких: как бы с ними чего-нибудь не случилось, как бы они не заболели, как бы не попали в катастрофу. Характерны боязливость, пугливость, чрезмерная совестливость и застенчивость. Они редко испытывают чувство радости, а беззаботное веселье им почти недоступно.

Психастеники  нерешительны и робки. Постоянно  взвешивая все обстоятельства «за» и «против», они утопают в бесконечных сомнениях. Поэтому всякая инициатива для них затруднительна, а принятие окончательного решения — мучительно. На уме если решение принято, оно должно быть исполнено немедленно, так как любые ожидания представляют не меньшую муку, чем сам процесс принятия решения. Страшась неудач и возможных трудностей, при выполнении задуманного такие подростки становятся нетерпеливыми, настойчивыми, требовательными. Внешне это иногда выглядит как необоснованный, лишенный душевной мягкости формализм.

В противоположность  истероидам, психастеники не любят  находиться в центре внимания. Они знают урок, но отказываются отвечать, потому что боятся неудачи; если им нужно извиниться — они не решаются; нужно поблагодарить — они стесняются. Нерешительность и робость часто проявляются в невозможности противопоставить свое мнение чужой воле. Подростки с психастеническими особенностями характера совершают асоциальные поступки чаще всего не потому, что склонны к ним, а «за компанию», так как им «неудобно отказать» своим более настойчивым и инициативным сверстникам.

Информация о работе Девиантное поведение