Девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:44, дипломная работа

Описание работы

Работа по предупреждению девиантного поведения будет эффективной, если её направить на факторы и причины, приводящие к возникновению и развитию типа акцентуации характера, которые влияют на возможные отклонения в поведении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….............

Глава 1. Девиантное поведение.....................................................................6-20

1.1. Исторически сложившиеся трактовки причин девиации………………7-10

1.2. Основы и причины девиации……………………………………………11-14

1.3. Основные формы девиантного поведения……………………………...15-20

Глава 2. Девиантное поведение подростков……………………………...21-57

2.1. Особенности проявления девиантного поведения подростков………..21-28

2.2. Акцентуации характера у подростков…………………………………...29-35

2.3. Клинико-психологическая характеристика основных типов особенностей характера у подростков………………………………………………………..36-54

2.4. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения у подростков…………………………………………………………………..54-57

Глава 3.Эксперементальное изучение девиантного поведения подростков.

3.1Диагностика девиантного поведения подростков……………………….58-64

3.2 Коррекция и профилактика девиантного поведения……………………65-67

Заключение…………………………………………………………………...68-69

Список литературы…………………………………………………………70-71

Работа содержит 1 файл

Девиантное пове.doc

— 554.00 Кб (Скачать)

Порог эмоциональной выносливости таких  подростков очень невысок. Они чрезвычайно чувствительны к похвалам, вниманию, поощрениям и тогда готовы «горы свернуть», но малейшая обида, насмешка, наказание тут же повергают их в уныние.

Частая  смена настроения не исключает глубины  чувств и переживаний. Такие подростки способны искренне и преданно любить, сопереживать чужому горю, испытывать чувство привязанности к близким и друзьям, но только в том случае, если пользуются взаимностью.

У эмоционально-лабильных  подростков нередко отмечаются хронические  вялотекущие соматические заболевания, склонность к аллергическим реакциям, вегетативно-сосудистая неустойчивость.

Тяга  к группированию сохранена, но быстрая  смена состояний от гиперти-мических до дистимических препятствует установлению продолжительных контактов со сверстниками.

Реакции, обусловленные половым созреванием, проявляются достаточно рано, но сексуальное влечение крайне неустойчиво, зависит от смены настроения. Половые эксцессы и сексуальные девиации встречаются редко.

Реакции, связанные с формированием самосознания, могут быть выраженными, но всегда непродолжительны. В периоды плохого настроения подростки склонны к рефлексии, самокопанию во внутреннем мире, скептически относятся к своим физическим и духовным возможностям, но нередко уже через несколько часов фон настроения повышается, и весь мир представляется в радужных тонах.

Суицидальные  мысли возникают внезапно и быстро реализуются, но чаще всего попытки самоубийства носят «несерьезный», демонстративный характер.

Гипертимный тип

Главная черта лиц с гипертимным типом особенностей характера — постоянно повышенный фон настроения. Такие подростки всегда преисполнены безудержного оптимизма и беззаботного веселья. Они энергичны и предприимчивы. У них всегда цветущий, жизнерадостный вид. Мимика их живая и выразительная, движения быстрые и целеустремленные.

Они отличаются неугомонностью, шумливостью, непослушностью. Им всегда и до всего есть дело, они ловки и изворотливы, но очень плохо переносят любой режим и дисциплину. Общительны, любят находиться в кругу сверстников, нередко являются заводилами различного рода «приключений». Уже с детского возраста они склонны к риску и авантюре. Им постоянно нужны новые впечатления: новые люди, предметы, игры, ситуации. Для них мучительны монотонность и однообразие.

Гипертимы плохо переносят любую гиперопеку, не терпят нотаций и нравоучений, бурно реагируют на запреты и ограничения, но не злопамятны и легко прощают обиды.

Такие подростки не могут соблюдать  дистанцию в отношениях со взрослыми, свою беззастенчивость и прямолинейность любят выдавать за смелость и самостоятельность. Они, как точно подметил П. Б. Ганнушкин (1933), просто просматривают границу между дозволенным и запретным.

Им чужды  скромность и угрызения совести. Самомнение у них гипертрофировано, а поэтому любая критика только вызывает раздражение. Инициативность и энергичность чаще всего сочетаются с изменчивостью и поверхностностью интересов; предприимчивость — с отсутствием целеустремленности; хорошие способности — с недостаточной выдержкой и легкомыслием. Поэтому вся жизнь их состоит из взлетов и падений. Учатся они неровно. Легко добиваются успехов, но тут же все теряют. Блестяще начинают интересное дело, однако редко доводят его до конца.

Гипертимы склонны ко лжи и хвастовству, движимые обычно желанием утвердить свой авторитет.

Нетерпимость  к гиперопеке, выраженное стремление к независимости, ненасытная жажда деятельности и острых ощущений нередко толкают таких подростков к побегам из дома и бродяжничеству. Убегают они обычно летом, после очередного конфликта, чаще, чтобы просто «покататься», «посмотреть свет». Иногда умудряются проникать на корабли или ездят «зайцем» на поездах и автобусах. Чтобы в пути не было скучно, выбирают себе попутчика. В дороге легко устанавливают контакт с незнакомыми людьми, проявляют незаурядную смекалку и выносливость. Они быстро забывают причину, из-за которой ушли из дома, их интересует сам процесс путешествия, смена мест и впечатлений, а после того как «все надоест», они без большого зазрения совести возвращаются домой.

2.4. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков

При предупреждении отклоняющегося поведения, по мнению А.Е. Личко, В.В. Ковалева, нужно направлять работу на факторы, причины, приводящие к возникновению и развитию типа акцентуации характера, которые влияют на возможные отклонения в поведении.

Система профилактики девиантного поведения  учащихся в образовательном учреждении, на наш взгляд, включает в себя в  качестве первоочередных следующие  меры: создание комплексных групп  специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.); создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы; создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками; организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего с детьми и подростками группы риска и их семьями; создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.); организацию детского досуга; информационно-просветительскую работу.

Предупреждение  девиантного поведения у подростков необходимо строить, опираясь на основополагающие психолого- педагогических принципах:

Принцип гуманистической  направленности в отношениях между взрослыми и подростками. Основан на признании самооценки личности и ориентирует на прочувствовании и принятии позиции равенства и личностного роста в отношениях в семьях и школе, принцип дает возможность подростку почувствовать свою значимость, полноправие в отношениях с взрослыми, а родителя почувствовать в ребенке личность.

Принцип социальной связанности через включение педагогов, родителей и подростков в совместные виды деятельности. Учителя и родители активно проводят время с подростком и находятся на территории его интересов.

Принцип активного участия педагогов и родителей в развивающей программе. Этот принцип позволяет повысить педагогическую грамотность, психологическую компетентность родителей и «включить» механизмы личностного саморазвития.

Принцип индивидуального  подхода в отборе родителями предлагаемых психологом средств развития позитивных отношений с ребенком в зависимости от собственных потребностей, интересов, в выборе способа реализации рекомендаций и развивающих средств.

Принцип проблемности, то есть осознания, моделирование и разрешение педагогами и родителями проблемных и конфликтных межличностных ситуаций с целью устранения деструктивных форм поведения и обучения адекватным способам реагирования в проблемных, стрессовых ситуациях взаимодействия.

Принцип позитивного эффекта. Психолог интерпретирует полученные с позиции соответствия индивидуально- психологическим особенностям родителей, требованиям развивающей программы с учетом перспектив и возможностей ее развития. Он акцентирует внимание на потенциалах педагогов и родителей, а не ограничивает их, поддерживает и стимулирует их поисковую активность.

Для предупреждения и коррекции девиантного поведения  необходимо в психолого-педагогическом процессе использовать модифицированные игры и упражнения К.Фопеля, Н.Григори, Е.А. Сорокоумовой, позволяющие последовательно, от занятия к занятию продвигаться к нашей цели. Достижение ее предполагает реализацию следующих заданий: сонастройки участников занятий, формирование навыков сотрудничества, партнерских отношений между подростками и родителями, развитие чувств общности, солидарности в семье, осознание семейных традиций, укрепление семейных связей, принятие индивидуальности другого человека в общении, учет его личностных особенностей, развитие умений понимать, принимать и воспринимать чувства другого.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.Эксперементальное  изучение девиантного  поведения подростков.

3.1Диагностика  девиантного поведения подростков

Исследования проводили в Новеньской СОШ в 8, 9 классах, всего нами было исследовано 30 учащихся. Для эксперимента были выбраны именно, те классы, где большую часть составляют учащиеся, состоящие на учете у школьного инспектора. Для  выявления учащихся склонных к девиантному поведению использовался «Характерологический опросник» К. Леонгарда, для выявления форм агрессии использовали методику диагностики показателей и форм агрессии Баса – Дарки.

«Характерологический  опросник  К.Леонгарда» был проведен для определения у учащихся типа характера, а так же акцентуаций характера, так как под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, которыми достаточно богат подростковый возраст, лица с акцентуациями характера могут стать девиантными. Особое внимание мы уделим « трудным подросткам».

Список  « трудных подростков».

8 класса: Адилов И., Ахметов Н.,Дворников Д., Жиналиев А., Губашева С..

9 класс:  Айбулатова А., Дюсембеев М., Сейджанов А., Тукпашев Т., Хасанова А.

В результате проведенного исследования и количественной обработки теста «Характерологический опросник  К.Леонгарда» мы получили следующие данные, которые представлены в таблицах № 1,2.

 

Таблица№1  8 класс.

 
Ф.И. учащихся  
Гипертимы         Застревающие,

  ригидные

Эмооивно-

лабильные

Педантичные Тевожные Циклотимные Демонстративные Неуравновешенные,

возбудимы

Дистимичные Экзальтированные
Абдуалиева. К Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Среднее

значение

Не

выраж

Среднее

значение

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Среднее

значение

Адилов  И Не

выраж

Не

выраж

Среднее

значение

Не

выраж

Не

выраж

     Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Ярко

выраж.

Ахметов Н. Ярко

выраж.

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Среднее

значение

Среднее

значение

Среднее

значение

Среднее

значение

Губашева  С. Ярко

выраж.

Среднее

значение

Ярко

выраж.

Ярко

выраж.

Среднее

значение

Не

выраж

Среднее

значение

Среднее

значение

Ярко

выраж.

Ярко

выраж.

Дворников Д. Ярко

выраж.

Среднее

значение

Ярко

выраж.

Не

выраж

Среднее

значение

Среднее

значение

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Ярко

выраж.

Дюсембеев Ж Среднее

значение

Среднее

значение

Не

выраж

Среднее

значение

Среднее

значение

Не

выраж

Ярко

выраж.

Не

выраж

Не

выраж

Ярко

выраж.

Жиналиев  А. Ярко

выраж.

Среднее

значение

Не

выраж

Среднее

значение

Среднее

значение

Среднее

значение

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Среднее

значение

Келепф  С. Ярко

выраж.

Среднее

значение

Среднее

значение

Среднее

значение

Среднее

значение

Не

выраж

Не

выраж

Среднее

значение

Не

выраж

Среднее

значение

Курмалаева Д. Не

выраж

Среднее

значение

Среднее

значение

Среднее

значение

Не

выраж

Среднее

значение

Среднее

значение

Среднее

значение

Среднее

значение

Не

выраж

Мальченко В. Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Ярко

выраж.

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Ярко

выраж.

Маханькова  В Ярко

выраж.

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Немченко  Г. Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Ярко

выраж.

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Приставкив В. Ярко

выраж.

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Ярко

выраж.

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Ярко

выраж.

Суетин  М. Не

выраж

Ярко

выраж.

Не

выраж

Не

выраж

Ярко

выраж.

Ярко

выраж.

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Ярко

выраж.

Тармилова А. Ярко

выраж.

Среднее

значение

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Ярко

выраж.

Ярко

выраж.

Среднее

значение

Не

выраж

Ярко

выраж.

Ткастина  Л. Среднее

значение

Не

выраж

Не

выраж

Среднее

значение

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Среднее

значение

 

Анализ  таблицы №1 показал, что гипертимный тип характера ярко выражен у 8 из 16 учеников, среднее значение  у 2 учащихся, не выражено у 6 учащихся. Застревающий, регидный тип характера ярко выражен  у 1 учащегося, средне выражен у 7 учащихся, не выражено так же у 8 учащихся. Эмоционально- лабильный тип характера ярко выражен  у 2 учеников, среднее значение  у 3 учащихся, не выражено у 11 учащихся. Педантичный тип характера ярко выражен  у 1 ученика, среднее значение  у 6 учащихся, не выражено у 9  учащихся. Тревожный тип характера ярко выражен у 3 учеников, среднее значение  у 5 учащихся, не выражено у 8 учащихся. Циклотимный тип характера ярко выражен у 3 учеников, среднее значение  у 4 учащихся, не выражено у 9 учащихся. Демонстративный тип характера ярко выражен  у 2  учеников, среднее значение у 3 учащихся, не выражено у 11 учащихся. Неуравновешенный, возбудимый тип характера имеют среднее значение  у 5 учащихся, не выражено у 11 учащихся. Дистимный тип ярко выражен у 1 учащегося, среднее значение имеют 2 учащихся, не выражено у 13 учащихся. Экзальтированный тип ярко выражен у 7 человек, среднее значение у 5 учащихся, не выражено у 4 человек.

 

Таблица № 2 9 класс.

 
 
Ф.И. учащихся  
Гипертимы         Застревающие,

  ригидные

Эмооивно-

лабильные

Педантичные Тевожные Циклотимные Демонстративные Неуравновешенные,

возбудимы

Дистимичные Экзальтированные
Айбулатова  А. Ярко

выраж.

Среднее

значение

Ярко

выраж

Не

выраж

Среднее

значение

Среднее

значение

Не

выраж

Среднее

значение

Среднее

значение

Среднее

значение

Бегалиева А. Среднее

значение

Среднее

значение

Не

выраж

Среднее

значение

Среднее

значение

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Берсекенева Д Ярко

выраж.

Среднее

значение

Не

выраж

Среднее

значение

Среднее

значение

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Дюсембеев М. Ярко

выраж.

Среднее

значение

Среднее

значение

Среднее

значение

Среднее

значение

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Колашник  Д Среднее

значение

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Ярко

выраж.

Не

выраж

Среднее

значение

Среднее

значение

Не

выраж

Ярко

выраж.

Кушербай  Б. Не

выраж

Ярко

выраж.

Не

выраж

Не

выраж

Ярко

выраж.

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Среднее

значение

Мендигали М. Среднее

значение

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Среднее

значение

Ярко

выраж.

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Среднее

значение

Мурзагулов  Н Не

выраж

Не

выраж

Среднее

значение

Не

выраж

Среднее

значение

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Ярко

выраж.

Саринова  А. Не

выраж

Ярко

выраж.

Не

выраж

Не

выраж

Ярко

выраж.

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Среднее

значение

Не

выраж

Сейджанов А Ярко

выраж.

Ярко

выраж.

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Ярко

выраж.

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Ярко

выраж.

Суетин  А. Не

выраж

Ярко

выраж.

Не

выраж

Ярко

выраж.

Не

выраж

Не

выраж

Ярко

выраж.

Среднее

значение

Не

выраж

Не

выраж

Тукпашев  Т. Не

выраж

Ярко

выраж.

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Среднее

значение

Не

выраж

Ярко

выраж.

Не

выраж

Не

выраж

Ундаганов Б. Не

выраж

Среднее

значение

Ярко

выраж.

Не

выраж

Среднее

значение

Не

выраж

Не

выраж

Не

выраж

Ярко

выраж.

Не

выраж

Хасанова  А. Не

выраж

Среднее

значение

Не

выраж

Ярко

выраж.

Не

выраж

Не

выраж

Ярко

выраж.

Среднее

значение

Не

выраж

Не

выраж

Информация о работе Девиантное поведение