Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:44, дипломная работа
Работа по предупреждению девиантного поведения будет эффективной, если её направить на факторы и причины, приводящие к возникновению и развитию типа акцентуации характера, которые влияют на возможные отклонения в поведении.
Введение…………………………………………………………………….............
Глава 1. Девиантное поведение.....................................................................6-20
1.1. Исторически сложившиеся трактовки причин девиации………………7-10
1.2. Основы и причины девиации……………………………………………11-14
1.3. Основные формы девиантного поведения……………………………...15-20
Глава 2. Девиантное поведение подростков……………………………...21-57
2.1. Особенности проявления девиантного поведения подростков………..21-28
2.2. Акцентуации характера у подростков…………………………………...29-35
2.3. Клинико-психологическая характеристика основных типов особенностей характера у подростков………………………………………………………..36-54
2.4. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения у подростков…………………………………………………………………..54-57
Глава 3.Эксперементальное изучение девиантного поведения подростков.
3.1Диагностика девиантного поведения подростков……………………….58-64
3.2 Коррекция и профилактика девиантного поведения……………………65-67
Заключение…………………………………………………………………...68-69
Список литературы…………………………………………………………70-71
Порог эмоциональной выносливости таких подростков очень невысок. Они чрезвычайно чувствительны к похвалам, вниманию, поощрениям и тогда готовы «горы свернуть», но малейшая обида, насмешка, наказание тут же повергают их в уныние.
Частая смена настроения не исключает глубины чувств и переживаний. Такие подростки способны искренне и преданно любить, сопереживать чужому горю, испытывать чувство привязанности к близким и друзьям, но только в том случае, если пользуются взаимностью.
У эмоционально-лабильных подростков нередко отмечаются хронические вялотекущие соматические заболевания, склонность к аллергическим реакциям, вегетативно-сосудистая неустойчивость.
Тяга к группированию сохранена, но быстрая смена состояний от гиперти-мических до дистимических препятствует установлению продолжительных контактов со сверстниками.
Реакции, обусловленные половым созреванием, проявляются достаточно рано, но сексуальное влечение крайне неустойчиво, зависит от смены настроения. Половые эксцессы и сексуальные девиации встречаются редко.
Реакции,
связанные с формированием
Суицидальные мысли возникают внезапно и быстро реализуются, но чаще всего попытки самоубийства носят «несерьезный», демонстративный характер.
Гипертимный тип
Главная черта лиц с гипертимным типом особенностей характера — постоянно повышенный фон настроения. Такие подростки всегда преисполнены безудержного оптимизма и беззаботного веселья. Они энергичны и предприимчивы. У них всегда цветущий, жизнерадостный вид. Мимика их живая и выразительная, движения быстрые и целеустремленные.
Они отличаются неугомонностью, шумливостью, непослушностью. Им всегда и до всего есть дело, они ловки и изворотливы, но очень плохо переносят любой режим и дисциплину. Общительны, любят находиться в кругу сверстников, нередко являются заводилами различного рода «приключений». Уже с детского возраста они склонны к риску и авантюре. Им постоянно нужны новые впечатления: новые люди, предметы, игры, ситуации. Для них мучительны монотонность и однообразие.
Гипертимы плохо переносят любую гиперопеку, не терпят нотаций и нравоучений, бурно реагируют на запреты и ограничения, но не злопамятны и легко прощают обиды.
Такие подростки не могут соблюдать дистанцию в отношениях со взрослыми, свою беззастенчивость и прямолинейность любят выдавать за смелость и самостоятельность. Они, как точно подметил П. Б. Ганнушкин (1933), просто просматривают границу между дозволенным и запретным.
Им чужды скромность и угрызения совести. Самомнение у них гипертрофировано, а поэтому любая критика только вызывает раздражение. Инициативность и энергичность чаще всего сочетаются с изменчивостью и поверхностностью интересов; предприимчивость — с отсутствием целеустремленности; хорошие способности — с недостаточной выдержкой и легкомыслием. Поэтому вся жизнь их состоит из взлетов и падений. Учатся они неровно. Легко добиваются успехов, но тут же все теряют. Блестяще начинают интересное дело, однако редко доводят его до конца.
Гипертимы склонны ко лжи и хвастовству, движимые обычно желанием утвердить свой авторитет.
Нетерпимость к гиперопеке, выраженное стремление к независимости, ненасытная жажда деятельности и острых ощущений нередко толкают таких подростков к побегам из дома и бродяжничеству. Убегают они обычно летом, после очередного конфликта, чаще, чтобы просто «покататься», «посмотреть свет». Иногда умудряются проникать на корабли или ездят «зайцем» на поездах и автобусах. Чтобы в пути не было скучно, выбирают себе попутчика. В дороге легко устанавливают контакт с незнакомыми людьми, проявляют незаурядную смекалку и выносливость. Они быстро забывают причину, из-за которой ушли из дома, их интересует сам процесс путешествия, смена мест и впечатлений, а после того как «все надоест», они без большого зазрения совести возвращаются домой.
2.4. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков
При предупреждении отклоняющегося поведения, по мнению А.Е. Личко, В.В. Ковалева, нужно направлять работу на факторы, причины, приводящие к возникновению и развитию типа акцентуации характера, которые влияют на возможные отклонения в поведении.
Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении, на наш взгляд, включает в себя в качестве первоочередных следующие меры: создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.); создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы; создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками; организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего с детьми и подростками группы риска и их семьями; создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.); организацию детского досуга; информационно-просветительскую работу.
Предупреждение
девиантного поведения у
Принцип гуманистической направленности в отношениях между взрослыми и подростками. Основан на признании самооценки личности и ориентирует на прочувствовании и принятии позиции равенства и личностного роста в отношениях в семьях и школе, принцип дает возможность подростку почувствовать свою значимость, полноправие в отношениях с взрослыми, а родителя почувствовать в ребенке личность.
Принцип социальной связанности через включение педагогов, родителей и подростков в совместные виды деятельности. Учителя и родители активно проводят время с подростком и находятся на территории его интересов.
Принцип активного участия педагогов и родителей в развивающей программе. Этот принцип позволяет повысить педагогическую грамотность, психологическую компетентность родителей и «включить» механизмы личностного саморазвития.
Принцип индивидуального подхода в отборе родителями предлагаемых психологом средств развития позитивных отношений с ребенком в зависимости от собственных потребностей, интересов, в выборе способа реализации рекомендаций и развивающих средств.
Принцип проблемности, то есть осознания, моделирование и разрешение педагогами и родителями проблемных и конфликтных межличностных ситуаций с целью устранения деструктивных форм поведения и обучения адекватным способам реагирования в проблемных, стрессовых ситуациях взаимодействия.
Принцип позитивного эффекта. Психолог интерпретирует полученные с позиции соответствия индивидуально- психологическим особенностям родителей, требованиям развивающей программы с учетом перспектив и возможностей ее развития. Он акцентирует внимание на потенциалах педагогов и родителей, а не ограничивает их, поддерживает и стимулирует их поисковую активность.
Для предупреждения
и коррекции девиантного
Глава 3.Эксперементальное изучение девиантного поведения подростков.
3.1Диагностика девиантного поведения подростков
Исследования проводили в Новеньской СОШ в 8, 9 классах, всего нами было исследовано 30 учащихся. Для эксперимента были выбраны именно, те классы, где большую часть составляют учащиеся, состоящие на учете у школьного инспектора. Для выявления учащихся склонных к девиантному поведению использовался «Характерологический опросник» К. Леонгарда, для выявления форм агрессии использовали методику диагностики показателей и форм агрессии Баса – Дарки.
«Характерологический опросник К.Леонгарда» был проведен для определения у учащихся типа характера, а так же акцентуаций характера, так как под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, которыми достаточно богат подростковый возраст, лица с акцентуациями характера могут стать девиантными. Особое внимание мы уделим « трудным подросткам».
Список « трудных подростков».
8 класса: Адилов И., Ахметов Н.,Дворников Д., Жиналиев А., Губашева С..
9 класс: Айбулатова А., Дюсембеев М., Сейджанов А., Тукпашев Т., Хасанова А.
В результате проведенного исследования и количественной обработки теста «Характерологический опросник К.Леонгарда» мы получили следующие данные, которые представлены в таблицах № 1,2.
Таблица№1 8 класс.
Ф.И. учащихся |
Гипертимы | Застревающие,
ригидные |
Эмооивно-
лабильные |
Педантичные | Тевожные | Циклотимные | Демонстративные | Неуравновешенные,
возбудимы |
Дистимичные | Экзальтированные |
Абдуалиева. К | Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Адилов И | Не
выраж |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Ахметов Н. | Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Губашева С. | Ярко
выраж. |
Среднее
значение |
Ярко
выраж. |
Ярко
выраж. |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Ярко
выраж. |
Ярко
выраж. |
Дворников Д. | Ярко
выраж. |
Среднее
значение |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Дюсембеев Ж | Среднее
значение |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Жиналиев А. | Ярко
выраж. |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Келепф С. | Ярко
выраж. |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Курмалаева Д. | Не
выраж |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Мальченко В. | Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Маханькова В | Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Немченко Г. | Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Приставкив В. | Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Суетин М. | Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Тармилова А. | Ярко
выраж. |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Ярко
выраж. |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Ткастина Л. | Среднее
значение |
Не
выраж |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Анализ таблицы №1 показал, что гипертимный тип характера ярко выражен у 8 из 16 учеников, среднее значение у 2 учащихся, не выражено у 6 учащихся. Застревающий, регидный тип характера ярко выражен у 1 учащегося, средне выражен у 7 учащихся, не выражено так же у 8 учащихся. Эмоционально- лабильный тип характера ярко выражен у 2 учеников, среднее значение у 3 учащихся, не выражено у 11 учащихся. Педантичный тип характера ярко выражен у 1 ученика, среднее значение у 6 учащихся, не выражено у 9 учащихся. Тревожный тип характера ярко выражен у 3 учеников, среднее значение у 5 учащихся, не выражено у 8 учащихся. Циклотимный тип характера ярко выражен у 3 учеников, среднее значение у 4 учащихся, не выражено у 9 учащихся. Демонстративный тип характера ярко выражен у 2 учеников, среднее значение у 3 учащихся, не выражено у 11 учащихся. Неуравновешенный, возбудимый тип характера имеют среднее значение у 5 учащихся, не выражено у 11 учащихся. Дистимный тип ярко выражен у 1 учащегося, среднее значение имеют 2 учащихся, не выражено у 13 учащихся. Экзальтированный тип ярко выражен у 7 человек, среднее значение у 5 учащихся, не выражено у 4 человек.
Таблица № 2 9 класс.
Ф.И. учащихся |
Гипертимы | Застревающие,
ригидные |
Эмооивно-
лабильные |
Педантичные | Тевожные | Циклотимные | Демонстративные | Неуравновешенные,
возбудимы |
Дистимичные | Экзальтированные |
Айбулатова А. | Ярко
выраж. |
Среднее
значение |
Ярко
выраж |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Бегалиева А. | Среднее
значение |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Берсекенева Д | Ярко
выраж. |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Дюсембеев М. | Ярко
выраж. |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Колашник Д | Среднее
значение |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Кушербай Б. | Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Мендигали М. | Среднее
значение |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Мурзагулов Н | Не
выраж |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Саринова А. | Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Сейджанов А | Ярко
выраж. |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Суетин А. | Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Не
выраж |
Тукпашев Т. | Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ундаганов Б. | Не
выраж |
Среднее
значение |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Хасанова А. | Не
выраж |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Не
выраж |
Не
выраж |
Ярко
выраж. |
Среднее
значение |
Не
выраж |
Не
выраж |