Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:59, реферат
Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.
1. Введение
2. Развитие внимания у детей
3. Классификация игр
4. Роль игры в развитии внимания детей дошкольного возраста
5. Заключение
6. Список литературы
- игры драматизации (подразумевают исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном в отличие от спектакля).
В этом виде следует выделить игры – импровизации. Сущность их заключается в том, что действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли. Сама же игра развертывается в виде импровизации.
С.Т. Шацкий так комментировал эти игры: «Непринужденная детская игра, дающая простор воображению, отражает в себе жизненный опыт детей; ход её зависит не только от быстроты, ловкости движений и той или другой степени сообразительности, но и от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка».
В этих играх, хотя они и занимают ограниченное время, велика роль взрослого. Соответственно, его позицией и определяется педагогический смысл этой игры. Подбор ситуаций и развитие самого сюжета игры – это то основное звено, обеспечивая которое, взрослый обеспечивает и эффективное воспитательное влияние игры.
- игры «на преодоление этапов» (определяются этапы [«пункты», «станции»]. На каждом этапе выполняется определенная задача трудового, познавательного, спортивного и т.п. характера).
Определяется число этапов, на которых дети должны, например, разгадать ребус, пришить пуговицу и т.д., в зависимости от тематики и задач игры. Предусматриваются и игровые роли: «судья», «контролёры», «ассистенты». Игры проводятся чаще всего в виде соревнований между командами. Они могут проходить по различным учебным предметам: географические, литературные и т.д.
Трудовые задания типа «необходимо покрасить забор», «вырыть ямы», основанные только на «взрослом» требовании, могут вызвать сопротивление подростков.
«И здесь даже не в «овзрослении» дело. Просто та форма обращения, которая в сфере взрослых является формой делового общения, с детьми иногда становится тормозом воспитания»,- пишет Ю.Азаров.
- игровой тренинг (для старших подростков). Игровым тренингом мы условно называем систему игровых упражнений по обучению общения. Цель его – психотерапевтическая. Эти игры проводятся по особой методике. Главное здесь в том, какую установку в каждом игровом упражнении даёт руководитель.
Ввиду того, что старшие подростки весьма заинтересованы в своей личности, для них можно организовывать «психологические игры». Цель тренинга следует сформулировать школьникам непосредственно, например, научиться понимать других людей, оценивать, понимать, преодолевать и раскрывать самого себя.
Педагогу
в этих играх важно стимулировать школьников
на осознание своих способов общения,
своей позиции среди других. Цикл может
охватывать 8-15 игровых занятий. Эти игры
не следует проводить более 30-40 минут.
Занятия удаются только при условии абсолютной
добровольности. Число участников 7-20 человек.
Следует заранее обговорить с ребятами
обязательные условия проведения игр,
без соблюдения которых игровой тренинг
не даёт результатов:
- высокая доброжелательность
и доверие друг к другу;
- при оценке выполнения
игровых заданий участниками оценивается
не личность, а её деятельность и способы
общения;
- впечатление о степени удовлетворенности игрой участники должны доводить до руководителя сразу.
Успешность
«психологических игр» полностью зависит
от степени взаимопонимания и взаимодоверия
между руководителем игры и её участниками.
Варианты таких игр широко представлены
в работах Аникеевой Н.П. и Смирнова С.А.
Роль
игры в развитии внимания
детей дошкольного возраста
Младшие дошкольники играют, как правило, в одиночку. Они еще не умеют договариваться между собой, распределять роли, игровой материал. Темы их игр обычно берутся из впечатлений собственной жизни, из непосредственного окружения. Это – «дочки-матери», «детский сад», «езда» на машине, в автобусе, троллейбусе и т.д., «лечение» и другие. Сюжеты игр однообразны, это чаще всего многократное повторение одних и тех же игровых действий.
Особенность игр младших дошкольников состоит в том, что среди игровых действий преобладают внешние действия, по возможности точно, буквально воспроизводящие действия изображаемых людей. Так, играя в «доктора» после того, как в детском саду побывал врач и сделал детям прививки, младшие дошкольники стараются точно повторять действия врача: как он протирает руку ребенка спиртом, как делает укол, как после этого снова протирает место укола.
В играх трехлетних детей словесные игровые действия используются сравнительно редко. Но можно их этому специально обучить. Так, в одном исследовании с детьми младшей группы затевались игры с использованием игрушечных телефонов. Сначала взрослый «говорил по телефону» от имени сказочных персонажей, а ребенок ему отвечал. Потом сами дети (уже без взрослого) начали активно пользоваться телефоном, звонить зайчику, Колобку, Мойдодыру и разговаривать с ними.
Непосредственным толчком к началу игры у младшего дошкольника служит либо совет взрослого, либо недавно полученное впечатление (например, медицинский осмотр в детском саду), либо попавшаяся на глаза игрушка. Поэтому в этом возрасте полезны игрушки и комплекты игрушек, относящиеся к доступным пониманию детей видам человеческой деятельности.
На протяжении младшего и среднего дошкольного возраста происходит значительное изменение сюжетно-ролевой игры. Это, прежде всего, переход от одиночных игр к совместным, включающим двух и более участников. Происходит он постепенно. Сначала дети начинают проявлять внимание и интерес к игре другого ребенка, эпизодически включаются в нее на короткое время. Пока игра заключается лишь в выполнении элементарных действий с игрушками, она еще не дает оснований для устойчивого общения. Дети могут меняться игрушками, помогать друг другу, но потом снова расходятся и каждый играет сам по себе.
В более длительно общение дети начинают вступать по мере развития игровых умений и более детального знакомства с жизнью взрослых людей. Глубже проникая в жизнь взрослых, дети обнаруживают, что она постоянно протекает в общении с другими. Мама беседует с папой, подает семье обед, следит за тем, как дети ведут себя за столом. Продавец разговаривает с покупателями, парикмахер – с клиентами. Стремление воспроизвести в игре не только действия взрослых с вещами, но и их взаимоотношения приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Возникает необходимость организовать игру, включающую несколько ролей, договорить с другими детьми. В среднем дошкольном возрасте в условиях детского сада начинают возникать небольшие группки детей (2-3 ребенка), часто играющих вместе. Их объединяет интерес к одним и тем же темам игр.
Вместе с переходом от одиночной к совместной игре расширяется тематика детских игр и усложняются их сюжеты. Главным в сюжетах детских игр становится воспроизведение отношений между людьми. В играх исчезает многократное повторение одних и тех же действий. А сами эти действия совершаются для того, чтобы выразить отношение к другому человеку в соответствии со взятой ролью.
Дети
стараются вести игру так, чтобы
соблюдались известные им правила
поведения людей в той
Совместная игра создает необходимость в развитии реальных взаимоотношений между играющими детьми. Они должны научиться договариваться между собой, разрешать возникающие споры и недоразумения. Однако в 3-4 года это вызывает у детей существенные трудности, из-за которых может нарушиться ход игры. Поэтому большое значение имеет руководство игрой со стороны взрослого. Но это руководство должно заключаться не в навязывании детям готовых рецептов (во что и как играть), а в организации обсуждения и решения вопросов, возникающих по ходу игры, самими детьми.
Постепенно
организация и руководство
В
этот период внимание детей остается
непроизвольным. Однако его устойчивость
существенно возрастает. Дети могут
подолгу, часами заниматься привлекательным
для них делом, не отвлекаясь и
не переключаясь на другие занятия. Главной
предпосылкой для последующего овладения
произвольным вниманием является возникающее
в этом возрасте словесное управление
действиями: пока оно касается только
целей и способов выполнения действия,
но впоследствии начинает использоваться
и для контроля за правильностью выполнения
действий.
В старшем дошкольном возрасте помимо сюжетно-ролевой игры большое значение приобретают другие виды игр – подвижная и дидактическая (обучающая). Такие игры не возникают в самостоятельной деятельности детей. Их придумывают и предлагают взрослые в целях совершенствования движений или выработки у детей различных знаний и навыков. Некоторые подвижные игры передаются из поколения в поколение (прятки, лапта) и переходят к младшим детям от старших. Подвижные и дидактические игры сходны с сюжетно-ролевой игрой в том отношении, что содержат в себе элементы – иногда сюжет (например, игры типа «путешествия» с выбрасыванием очков при помощи кубика), иногда – привлекательный игровой материал (игры типа лото) и почти всегда – явные или скрытые роли. В таких играх как «Гуси-гуси, домой», «Казаки-разбойники», роли обозначены прямо. Но они фактически есть и в прятках (роли прячущегося и ищущего), и в салочках (роли догоняющего и убегающего), и во многих других подвижных и дидактических играх.
Общая
особенность подвижной и
Младшие дошкольники еще не способны всерьез играть в такие игры – они сплошь и рядом не соблюдают правил, и требуется пристальное внимание взрослого, чтобы игра не нарушалась. В среднем дошкольном возрасте дети начинают понемногу выполнять правила более точно, но все еще не понимают смысла выигрыша. Если по условиям игры тот, кто выиграл, получает в качестве приза, например, картинку, другие дети начинают просить картинки тоже, не понимая, почему их обделили (ведь они старались!). И только старшие дети подчиняются правилам полностью и стремятся победить в игре. Игры с правилами становятся их любимыми играми, и готовит их к этому сюжетно-ролевая игра, когда они учатся выполнять правила, определяемые ролью.
В этом возрасте ребенок впервые начинает овладевать произвольным вниманием – намеренным контролем за правильностью выполнения действий, их соответствием правилу и образцу. К этому он подготовлен развитием речевого управления поведением и тем контролем, который осуществляют за его действиями взрослые.
Внешние проявления произвольного внимания состоят в том, что ребенок может теперь, не отвлекаясь, выполнять задания взрослых и при этом старается не допускать ошибок, а если допускает, то сам замечает их и исправляет. Может он и внимательно выслушивать указания и объяснения, стараясь понять их и ничего не упустить, внимательно рассматривать предметы и их изображения, последовательно переходя от одной части к другой.
Значительную
роль в развитии произвольного внимания
играет выполнение детьми совместных
заданий, при котором каждый ребенок
контролирует правильность выполнения
действий партнером и в итоге овладевает
приемами контроля правильности своих
собственных действий.
Заключение
Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности человека. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его психических, морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Дошкольное детство
- короткий, но важный период становления
личности. В эти годы ребенок приобретает
первоначальные знания об окружающей
жизни, у него начинает формироваться
определенное отношение к людям, к труду,
вырабатываются навыки и привычки правильного
поведения, складывается характер. Основной
вид деятельности детей дошкольного возраста
- игра, в процессе которой развиваются
духовные и физические силы ребенка; его
внимание, память, воображение, дисциплинированность,
ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный,
свойственный дошкольному возрасту способ
усвоения общественного опыта. В игре
формируются все стороны личности ребенка,
происходят значительные изменения в
его психике, подготавливающие переход
к новой, более высокой стадии развития.
Этим объясняются огромные воспитательные
возможности игры, которую психологи считают
ведущей деятельностью дошкольника.
Информация о работе Детские игры и их роль в развитии внимания