Детские игры и их роль в развитии внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:59, реферат

Описание работы

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.

Содержание

1. Введение
2. Развитие внимания у детей
3. Классификация игр
4. Роль игры в развитии внимания детей дошкольного возраста
5. Заключение
6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат- детские игры и внимание.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

- игры драматизации (подразумевают исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является  жестким каноном  в отличие от спектакля).

В этом виде следует  выделить игры – импровизации. Сущность их заключается в том, что действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли. Сама же игра развертывается в виде импровизации.

     С.Т. Шацкий  так комментировал эти  игры: «Непринужденная детская игра, дающая простор воображению, отражает в себе жизненный опыт детей; ход её зависит не только от быстроты, ловкости движений и той или другой степени сообразительности, но и от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка».

     В этих играх, хотя они и занимают ограниченное время, велика роль взрослого. Соответственно, его позицией и определяется педагогический смысл этой игры. Подбор ситуаций и  развитие самого сюжета игры – это  то основное звено, обеспечивая которое, взрослый  обеспечивает и эффективное воспитательное влияние игры.

- игры «на преодоление этапов» (определяются этапы [«пункты», «станции»]. На каждом этапе выполняется определенная задача трудового, познавательного, спортивного и т.п. характера).

     Определяется  число этапов, на которых дети должны, например, разгадать ребус, пришить пуговицу и т.д., в зависимости от тематики и задач игры. Предусматриваются и игровые роли: «судья», «контролёры», «ассистенты». Игры проводятся чаще всего в  виде соревнований между командами. Они могут проходить по различным учебным предметам: географические, литературные и т.д.

     Трудовые  задания типа «необходимо покрасить  забор», «вырыть ямы», основанные только на «взрослом» требовании, могут вызвать  сопротивление подростков.

     «И  здесь даже не в «овзрослении» дело. Просто та форма обращения, которая в сфере взрослых является формой делового общения, с детьми иногда становится тормозом воспитания»,- пишет Ю.Азаров.

- игровой тренинг (для старших подростков). Игровым тренингом мы условно называем систему игровых упражнений  по обучению общения. Цель его – психотерапевтическая. Эти игры проводятся по особой методике. Главное здесь в том, какую установку в каждом игровом упражнении даёт руководитель.

     Ввиду того, что старшие подростки весьма заинтересованы в своей личности, для них можно организовывать «психологические игры». Цель тренинга следует сформулировать школьникам непосредственно, например, научиться понимать других людей, оценивать, понимать, преодолевать и раскрывать самого себя.

     Педагогу в этих играх важно стимулировать школьников на осознание своих способов общения, своей позиции среди других. Цикл может охватывать 8-15 игровых занятий. Эти игры не следует проводить более 30-40 минут. Занятия удаются только при условии абсолютной  добровольности. Число участников 7-20 человек. Следует заранее обговорить с ребятами обязательные условия проведения игр, без соблюдения которых игровой тренинг не даёт результатов: 

- высокая доброжелательность и доверие друг к другу; 

- при оценке выполнения игровых заданий участниками оценивается не личность, а её деятельность и способы общения; 

- впечатление о степени удовлетворенности игрой участники должны доводить до руководителя сразу.

     Успешность  «психологических игр» полностью зависит  от степени взаимопонимания и взаимодоверия между руководителем игры и её участниками. Варианты таких игр широко представлены в работах Аникеевой Н.П. и Смирнова С.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Роль  игры в развитии внимания детей дошкольного возраста 

     Младшие дошкольники играют, как правило, в одиночку. Они еще не умеют договариваться между собой, распределять роли, игровой материал. Темы их игр обычно берутся из впечатлений собственной жизни, из непосредственного окружения. Это – «дочки-матери», «детский сад», «езда» на машине, в автобусе, троллейбусе и т.д., «лечение» и другие. Сюжеты игр однообразны, это чаще всего многократное повторение одних и тех же игровых действий.

      Особенность игр младших дошкольников состоит  в том, что среди игровых действий преобладают внешние действия, по возможности точно, буквально воспроизводящие действия изображаемых людей. Так, играя в «доктора» после того, как в детском саду побывал врач и сделал детям прививки, младшие дошкольники стараются точно повторять действия врача: как он протирает руку ребенка спиртом, как делает укол, как после этого снова протирает место укола.

      В играх трехлетних детей словесные  игровые действия используются сравнительно редко. Но можно их этому специально обучить. Так, в одном исследовании с детьми младшей группы затевались игры с использованием игрушечных телефонов. Сначала взрослый «говорил по телефону» от имени сказочных персонажей, а ребенок ему отвечал. Потом сами дети (уже без взрослого) начали активно пользоваться телефоном, звонить зайчику, Колобку, Мойдодыру и разговаривать с ними.

      Непосредственным  толчком к началу игры у младшего дошкольника служит либо совет взрослого, либо недавно полученное впечатление (например, медицинский осмотр в  детском саду), либо попавшаяся на глаза  игрушка. Поэтому в этом возрасте полезны игрушки и комплекты игрушек, относящиеся к доступным пониманию детей видам человеческой деятельности.

      На  протяжении младшего и среднего дошкольного  возраста происходит значительное изменение  сюжетно-ролевой игры. Это, прежде всего, переход от одиночных игр к совместным, включающим двух и более участников. Происходит он постепенно. Сначала дети начинают проявлять внимание и интерес к игре другого ребенка, эпизодически включаются в нее на короткое время. Пока игра заключается лишь в выполнении элементарных действий с игрушками, она еще не дает оснований для устойчивого общения. Дети могут меняться игрушками, помогать друг другу, но потом снова расходятся и каждый играет сам по себе.

      В более длительно общение дети начинают вступать по мере развития игровых  умений и более детального знакомства с жизнью взрослых людей. Глубже проникая в жизнь взрослых, дети обнаруживают, что она постоянно протекает в общении с другими. Мама беседует с папой, подает семье обед, следит за тем, как дети ведут себя за столом. Продавец разговаривает с покупателями, парикмахер – с клиентами. Стремление воспроизвести в игре не только действия взрослых с вещами, но и их взаимоотношения приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Возникает необходимость организовать игру, включающую несколько ролей, договорить с другими детьми. В среднем дошкольном возрасте в условиях детского сада начинают возникать небольшие группки детей (2-3 ребенка), часто играющих вместе. Их объединяет интерес к одним и тем же темам игр.

     Вместе  с переходом от одиночной к  совместной игре расширяется тематика детских игр и усложняются  их сюжеты. Главным в сюжетах детских  игр становится воспроизведение  отношений между людьми. В играх  исчезает многократное повторение одних  и тех же действий. А сами эти действия совершаются для того, чтобы выразить отношение к другому человеку в соответствии со взятой ролью.

     Дети  стараются вести игру так, чтобы  соблюдались известные им правила  поведения людей в той ситуации, которую отражает сюжет игры.

     Совместная  игра создает необходимость в  развитии реальных взаимоотношений  между играющими детьми. Они должны научиться договариваться между  собой, разрешать возникающие споры  и недоразумения. Однако в 3-4 года это  вызывает у детей существенные трудности, из-за которых может нарушиться ход игры. Поэтому большое значение имеет руководство игрой со стороны взрослого. Но это руководство должно заключаться не в навязывании детям готовых рецептов (во что и как играть), а в организации обсуждения и решения вопросов, возникающих по ходу игры, самими детьми.

     Постепенно  организация и руководство играми переходят к самим детям. Но не все они в одинаковой мере в  этом участвуют. Обычно наиболее активные и инициативные дети, знающие много  сюжетов игр, становятся их организаторами, другие же участники остаются более пассивными.

     В этот период внимание детей остается непроизвольным. Однако его устойчивость существенно возрастает. Дети могут  подолгу, часами заниматься привлекательным  для них делом, не отвлекаясь и  не переключаясь на другие занятия. Главной предпосылкой для последующего овладения произвольным вниманием является возникающее в этом возрасте словесное управление действиями: пока оно касается только целей и способов выполнения действия, но впоследствии начинает использоваться и для контроля за правильностью выполнения действий. 

     В старшем дошкольном возрасте помимо сюжетно-ролевой игры большое значение приобретают другие виды игр –  подвижная и дидактическая (обучающая). Такие игры не возникают в самостоятельной деятельности детей. Их придумывают и предлагают взрослые в целях совершенствования движений или выработки у детей различных знаний и навыков. Некоторые подвижные игры передаются из поколения в поколение (прятки, лапта) и переходят к младшим детям от старших. Подвижные и дидактические игры сходны с сюжетно-ролевой игрой в том отношении, что содержат в себе элементы – иногда сюжет (например, игры типа «путешествия» с выбрасыванием очков при помощи кубика), иногда – привлекательный игровой материал (игры типа лото) и почти всегда – явные или скрытые роли. В таких играх как «Гуси-гуси, домой», «Казаки-разбойники», роли обозначены прямо. Но они фактически есть и в прятках (роли прячущегося и ищущего), и в салочках (роли догоняющего и убегающего), и во многих других подвижных и дидактических играх.

     Общая особенность подвижной и дидактической  игр состоит в том, что это – игры с правилами. Их основной смысл для ребенка сводится к строгому выполнению правил и выигрышу.

     Младшие дошкольники еще не способны всерьез играть в такие игры – они сплошь и рядом не соблюдают правил, и требуется пристальное внимание взрослого, чтобы игра не нарушалась. В среднем дошкольном возрасте дети начинают понемногу выполнять правила более точно, но все еще не понимают смысла выигрыша. Если по условиям игры тот, кто выиграл, получает в качестве приза, например, картинку, другие дети начинают просить картинки тоже, не понимая, почему их обделили (ведь они старались!). И только старшие дети подчиняются правилам полностью и стремятся победить в игре. Игры с правилами становятся их любимыми играми, и готовит их к этому сюжетно-ролевая игра, когда они учатся выполнять правила, определяемые ролью.

     В этом возрасте ребенок впервые начинает овладевать произвольным вниманием  – намеренным контролем за правильностью выполнения действий, их соответствием правилу и образцу. К этому он подготовлен развитием речевого управления поведением и тем контролем, который осуществляют за его действиями взрослые.

     Внешние проявления произвольного внимания состоят в том, что ребенок может теперь, не отвлекаясь, выполнять задания взрослых и при этом старается не допускать ошибок, а если допускает, то сам замечает их и исправляет. Может он и внимательно выслушивать указания и объяснения, стараясь понять их и ничего не упустить, внимательно рассматривать предметы и их изображения, последовательно переходя от одной части к другой.

     Значительную  роль в развитии произвольного внимания играет выполнение детьми совместных заданий, при котором каждый ребенок  контролирует правильность выполнения действий партнером и в итоге овладевает приемами контроля правильности своих собственных действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Игра - явление многогранное, ее можно  рассматривать как особую форму  существования всех без исключения сторон жизнедеятельности человека. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его психических, морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления  личности. В эти годы ребенок приобретает  первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. 
 
 

Информация о работе Детские игры и их роль в развитии внимания