Дидактическая игра в развитии внимания у дошкольников

Автор: l*********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Объект: процесс развития внимания у детей дошкольного возраста.

Предмет: дидактическая игра в развитии внимания у дошкольников.

Цель: выявить роль дидактической игры в развитии внимания у детей дошкольного возраста, разработать рекомендации по оптимизации использования дидактических игр в развитии внимания детей дошкольного возраста.

Задачи:
Изучить теоретические основы развития внимания детей дошкольного возраста.
Познакомиться с современными проблемами использования дидактических игр в познавательном развитии детей дошкольного возраста.
Составить рекомендации по организации и методике использования дидактических игр, способствующих развитию внимания детей дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

Дидак игры.doc

— 135.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

"ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ" 
 

 

      Введение 

     Ежегодно 1 сентября все большее число школ распахивают свои двери перед  самыми маленькими учениками – шестилетками. Готов ли ребенок к новому этапу своей жизни? Сможет ли успешно овладеть знаниями? Во многом это зависит от его умственного развития – развития восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания и речи, т.е. тех качеств, которые необходимы для усвоения новых знаний.

     Установлено, что умственное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее. Если не создать условий для развития умственных способностей, то мышление человека окажется ограниченным узкими рамками, не сформируются интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно, выходить за пределы конкретной практической задачи. [15; 3]

     Дошкольное  детство – короткий, но важный период становлении личности. Педагог многому может научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. [14; 6]. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста- игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. [1; 5].

     Но  наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры.

     Дидактические игры и занятия очень важны  для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребёнка  вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития.

     Таким образом, роль дидактических игр и занятий в умственном воспитании детей несомненна. [14; 7]

     Объект: процесс развития внимания у детей  дошкольного возраста.

     Предмет: дидактическая игра в развитии внимания у дошкольников.

     Цель: выявить роль дидактической игры в развитии внимания у детей дошкольного  возраста, разработать рекомендации по оптимизации использования дидактических  игр в развитии внимания детей  дошкольного возраста.

     Задачи:

  1. Изучить теоретические основы развития внимания детей дошкольного возраста.
  2. Познакомиться с современными проблемами использования дидактических игр в познавательном развитии детей дошкольного возраста.
  3. Составить рекомендации по организации и методике использования дидактических игр, способствующих развитию внимания детей дошкольного возраста.

     Методы: изучение литературы, анализ педагогической документации. 
 

 

      1. Теоретические аспекты проблемы использования дидактических игр в познавательном развитии дошкольников 

     1.1 Характеристика понятия «внимания», значение развития внимания для умственного развития детей дошкольного возраста 

     Умственное  развитее – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи  с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного ребёнка.

     На  человека постоянно воздействует масса  самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии  охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутно, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов – предметов и явлений – человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

     Вниманием называют направленность и сосредоточенность  сознания на определенных объектах или  определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание всегда есть выделение чего-то и сосредоточенность на этом. В выделении объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: внимание к одному есть одновременно невнимание к другому.

     Первоначальная  форма внимания – ориентировочный рефлекс, или, как его назвал И.П. Павлов, рефлекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизвестное.

     Внимание  само по себе не есть такой же психический  процесс, каким являются, например, восприятие, запоминание, мышление или воображение. Мы можем воспринимать, запоминать, мыслить, но не можем быть «заняты вниманием». Внимание – это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. Играет ли ребенок, учится ли ученик, мыслит ли ученый, трудятся ли рабочий и колхозник, творят ли композитор, художник, писатель, непременное условие их успешной деятельности – хорошо развитое внимание. Каждый учитель знает, что без специальной организации внимания учащихся на уроке, без повседневной, систематической работы по развитию внимания у школьников невозможно полноценное усвоение учебного материала. Как бы ни был талантлив ученик, у него всегда будут пробелы в знаниях, если внимание его плохо организовано, если он часто невнимателен и рассеян.

     Когда ученик внимателен, то создаются наилучшие  условия для продуктивной учебной работы, для активного мышлении. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы школьника. Оно содействует быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность, создает предварительную готовность к предстоящей работе.

     В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание – внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления. Внутреннее внимание – внимание, направленное на собственные мысли, чувства и переживания. Это деление, конечно, до известной степени условно, так как в ряде, случаев мы сосредоточенно мыслим в связи с восприятием какого-либо предмета или явления, стараясь понять его, глубоко проникнуть в его сущность.

     Внимание  имеет внешнее выражение, проявляющееся  в ряде активных приспособительных  движений для лучшего восприятия объекта. Человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, излишние движения задерживаются, дыханиe замедляется; при сосредоточенном внутреннем внимании человек порой застывает в неподвижной позе, «затаив» дыхание, его взгляд словно отсутствует, устремляется вдаль, благодаря чему окружающее не отвлекает его. [10; 72–73]

     Для усвоения любого учебного материала  необходимо внимание. Как выразился  Ушинский, внимание «та дверь, через  которую проходит все то, что только входит в душу человека внешнего мира». Если учителю не удается добиться внимания учащимся класса к тому, что он объясняет на уроке, то он говорит попусту, подобно человеку, показывающему картину людям, повернувшимся к ней спиной.

     Часто жалобы учащихся на то, что им «трудно  понять», «трудно запомнить», говорят  не о слабости, сообразительности и памяти, а не о недостатках внимания. [21, 122]

     Таким образом, внимание – это главное условие для дисциплинированности, организованности умственной работы, которое необходимо развивать с помощью специальных упражнений и дидактических игр. 

     1.2 Особенности внимания детей дошкольного возраста 

     Характерной особенностью внимания ребенка раннего  дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и  остается сосредоточенным до тех  пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Внимание в этом возрасте, как правило, редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений, т.е. фактически не является произвольным. [13; 103]

     Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого – началу второго года жизни. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. По мнению Н.Ф. Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться сознательность.

     Большое значение для развития произвольного  внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам  игры и направлять свои действия в  соответствии с ее правилами. Параллельно  с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство со все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание. [11; 370]

     Можно предположить, что с началом формирования произвольного внимания связаны  внутренне регулируемое восприятие и активное владение речью. Обычно в онтогенезе становление произвольного внимания в его элементарных формах предшествует появлению феномена эгоцентрической речи. На первых этапах перехода от внешне определяемого к внутренне детерминированному вниманию, т.е. перехода от непроизвольного к произвольному вниманию, важное значение имеют средства, управляющие вниманием ребенка. Дошкольник раннего возраста в состоянии произвольно управлять своим вниманием, если в поле его зрения оказываются сигналы, указывающие ему на то, что необходимо удерживать в поле внимания. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Если дошкольника 4–5-летнего возраста просить постоянно говорить или называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет вполне в состоянии произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их деталях.

     От  младшего к старшему дошкольному  возрасту внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6–8 с, в то время как старшие дошкольники способны сосредоточивать внимание на одном и том же изображении в два-два с половиной раза дольше, от 12 до 20 с. То же самое касается времени занятий одной и той же деятельностью у детей разного возраста. В дошкольном детстве уже наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что, вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора-двух раз. [13; 103] 

     1.3 Виды дидактических игр, их влияние на развитие внимания детей дошкольного возраста 

     Особым  видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической  игре ребенок не только получает новые  знания, но так же обобщает и закрепляет их. [20; 79]

     Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. [12; 115]

     Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она  является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

     Дидактическая игра как социокультурный феномен  имеет свою историю и передается из поколения в поколение. Дидактические игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры. [5; 59]

     Первые  дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании.

     Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал, ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Но разработанные им игры были скорее сухими, скучными упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность.

     В создании современной системы дидактических  игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом. [12; 115]

     В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение  которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Информация о работе Дидактическая игра в развитии внимания у дошкольников