Детская психология: теории, факты,проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:52, реферат

Описание работы

Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми
элементарными механизмами для поддержания жизни. По
физическому строению, организации нервной системы, по
типам деятельности и способам ее регуляции человек —
наиболее совершенное существо в природе. Однако по
состоянию в момент рождения в эволюционном ряду
заметно падение совершенства — у ребенка отсутствуют
какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем
выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше
длится его детство, тем беспомощнее это существо при
рождении. Таков один из парадоксов природы, который
предопределяет историю детства.

Работа содержит 1 файл

псих.docx

— 46.60 Кб (Скачать)

усредненный ребенок  как абстрактный носитель

психологических свойств, характерных для большей части 

популяции соответствующего возраста, выявленных с 

помощью метода "поперечных" срезов. При таком 

измерении процесс  развития выглядит как равномерно

возрастающая прямая линия, где все качественные

новообразования скрыты.

   Заметив недостатки  метода срезов для изучения 

процесса развития исследователи дополнили его  методом 

лонгитюдинального ("продольного") изучения одних  и тех 

же детей на протяжении длительного времени. Это дало

некоторое преимущество — появилась возможность 

вычислить индивидуальную кривую развития каждого 

ребенка и установить, соответствует ли его развитие

возрастной норме  или же оно выше или ниже среднего

уровня. Лонгитюдиальный  метод позволил обнаружить на

кривой развития переломные точки, в которых происходят

резкие качественные сдвиги. Однако, и этот метод не

свободен от недостатков. Получив две точки на кривой

развития все равно  нельзя ответить на вопрос, что же

между ними происходит. Этот метод также не дает

возможности проникнуть за феномены, понять механизм

психических явлений. Факты, добытые этим методом, могут 

быть объяснены  различными гипотезами. Отсутствует 

необходимая точность в их интерпретации. Таким образом,

при всех тонкостях  экспериментальной методики, которые 

обеспечивают надежность эксперимента, стратегия 

констатации не дает ответа на главный вопрос: что 

происходит между  двумя точками на кривой развития? На

этот вопрос может  ответить только стратегия 

экспериментального  формирования психических явлений.

   Введением  в детскую психологию стратегии 

формирования мы обязаны Л. С. Выготскому. Он применил

свою теорию об опосредованном строении высших

психических функций  для формирования собственной 

способности запоминания. По рассказам очевидцев Л. С.

Выготский мог продемонстрировать перед большой 

аудиторией запоминание  около 400 случайно названных 

слов. Для этой цели он использовал вспомогательные 

средства — связывал каждое слово с одним из волжских

городов. Затем, следуя мысленно вдоль реки, он мог 

воспроизвести каждое слово по ассоциированному с ним 

городу.

   Метод, названный  Л. С. Выготским 

экспериментально-генетическим методом, позволяет 

выявить качественные особенности развития высших

психических функций [34,35 ]. Стратегия формирования

психических процессов  приобрела в конце концов большое 

распространение в  советской психологии. Сегодня 

существует несколько  идей осуществления этой стратегии,

которые в сжатом виде можно представить следующим 

образом: 1. Культурно-историческая концепция Л. С.

Выготского, согласно которой интерпсихическое

становится интрапсихическим. Генезис высших

психических функций  связан с употреблением знака  двумя 

людьми в процессе их общения, без выполнения этой роли

знак не может  стать средством индивидуальной

психической деятельности.

   2. Теория деятельности  А. Н. Леонтьева: всякая 

деятельность выступает  как сознательное действие, затем 

как операция и по мере формирования становится

функцией. Движение осуществляется здесь сверху вниз — 

от деятельности к функции.

   3. Теория формирования  умственных действий П. Я. 

Гальперина: формирование психических функций 

происходит на основе предметного действия и идет от

материального выполнения действия, а затем через его 

речевую форму переходит  в умственный план. Это 

наиболее развитая концепция формирования. Однако, все,

что получено с ее помощью, выступает как лабораторный

эксперимент. Как  же соотносятся данные лабораторного 

эксперимента с  реальным онтогенезом? Проблема

соотношения экспериментального генеза с реальным

генезом — одна из самых серьезных и до сих пор 

нерешенных. На ее значение для детской психологии

указывали А. В. Запорожец  и Д. Б. Эльконин. Определенная

слабость стратегии  формирования состоит в том, что  она до

сих пор применялась  лишь к формированию

познавательной сферы  личности, а эмоционально-волевые 

процессы и потребности  оставались вне 

экспериментального  исследования.

   4. Концепция  учебной деятельности - исследования 

Д. Б. Эльконина и  В. В. Давыдова, в которых 

разрабатывалась стратегия  формирования личности не в 

лабораторных условиях, а в реальной жизни — путем 

создания экспериментальных  школ.

   5. Теория "первоначального  очеловечивания" И. А. 

Соколянского и  А. И. Мещерякова, в которой намечены

начальные этапы  формирования психики у 

слепоглухонемых детей. Стратегия формирования

психических процессов  одно из достижений советской 

детской психологии. Это наиболее адекватная стратегия  для 

современного понимания  предмета детской психологии.

Благодаря стратегии  формирования психических процессов 

удается проникнуть в суть психического развития ребенка.

Но это не означает, что другими методами исследования

можно пренебречь. Любая  наука идет от феномена к 

раскрытию его природы.

Информация о работе Детская психология: теории, факты,проблемы