Детская психология: теории, факты,проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:52, реферат

Описание работы

Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми
элементарными механизмами для поддержания жизни. По
физическому строению, организации нервной системы, по
типам деятельности и способам ее регуляции человек —
наиболее совершенное существо в природе. Однако по
состоянию в момент рождения в эволюционном ряду
заметно падение совершенства — у ребенка отсутствуют
какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем
выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше
длится его детство, тем беспомощнее это существо при
рождении. Таков один из парадоксов природы, который
предопределяет историю детства.

Работа содержит 1 файл

псих.docx

— 46.60 Кб (Скачать)

верховой езде. С  этого времени ему читают литературу

педагогического и  моралистического типа. В это же время 

он начинает посещать театр и участвует в коллективных

играх совместно  со взрослыми.

   Но можно  привести много других примеров  детства. 

Один из них взят из XX века. Это описание путешествия 

Дугласа Локвуда  вглубь пустыни Гибсона (Западная

Австралия) и его  встречи с аборигенами племени  пинтуби 

("поедатели ящериц") . До 1957 г. большинство людей этого 

племени никогда  не видели белого человека, их контакты с 

соседними племенами  были незначительны, и благодаря 

этому сохранились  в очень большой степени культура и 

образ жизни людей  каменного века. Вся жизнь этих людей,

проходящая в пустыне, сосредоточена на поиске пищи и 

воды. Женщины племени  пинтуби, сильные и выносливые,

могли часами идти по пустыне с тяжелым грузом топлива 

на голове. Детей  они рожали, лежа на песке, помогая  и 

сочувствуя друг другу. Они не имели представления  о 

гигиене, не знали  даже причины деторождения... У них  не

было никакой утвари, кроме деревянных сосудов для  воды.

В лагере имелось  еще два-три копья, несколько палок  для 

копки ямса, жернов для  размалывания диких ягод и с 

полдесятка диких  ящериц — их единственные

продовольственные припасы 190, с. 29]... На охоту все 

ходили с копьями, которые были сделаны целиком  из

дерева. В холодную погоду нагота делала жизнь этих людей 

невыносимой... Не удивительно, что на их телах было

столько следов от тлеющих  палочек из лагерных костров...

Д. Локвуд дал аборигенам зеркальце и расческу, и женщины 

попытались расчесать  волосы обратной стороной гребня.

Но и после того, как гребень был вложен им в  руку в 

правильном положении, он все равно не влезал в волосы,

так как их надо было сначала вымыть, но для этого не

хватало воды. Мужчине  удалось расчесать свою бороду,

женщины же побросали  подарки на песок и вскоре о  них 

забыли. "Зеркала, — пишет Д. Локвуд, — тоже не имели 

успеха, хотя прежде эти люди никогда не видели своего

отражения. Глава  семьи знал, конечно, как выглядят его 

жены и дети, но никогда не видел собственного лица.

Взглянув в зеркало, он удивился и пристально осмотрел

себя в нем... Женщины  же при мне посмотрели в зеркало 

только один раз. Возможно, они принимали изображение  за

духов и потому пугались" [90, с. 30].

   Спали аборигены,  лежа на песке, без одеял  или иных 

покрывал, прижимаясь для тепла к двум свернувшимся

калачиком собакам  динго. Д. Локвуд пишет, что девочка 

двух-трех лет во время еды засовывала себе в рот  то

огромные куски  лепешки, то кусочки мяса крошечной  гуаны,

которую она сама испекла в горячем песке. Ее младшая 

сводная сестра сидела рядом в грязи и расправлялась  с 

банкой тушенки (из запасов экспедиции) , вытаскивая мясо

пальчиками. На следующее  утро Д. Локвуд осмотрел банку.

Она была вылизана до блеска. Еще одно наблюдение Д.

Локвуда: "Перед  рассветом аборигены разожгли костер,

чтобы он защитил  их от холодных порывов юго-восточного

ветра. При свете  костра я увидел, как маленькая  девочка,

еще не умевшая как  следует ходить, устроила для себя

отдельный костерчик. Наклонив голову, она раздувала угли,

чтобы огонь перекинулся  на ветви и согрел ее. Она была

без одежды и наверняка  страдала от холода и все же не

плакала. В лагере было трое маленьких детей, но мы ни разу

не слышали их плача" [90, с. 32].

   Подобные  наблюдения позволяют более глубоко 

посмотреть на историю. В сравнении с анализом

произведений искусства, с фольклорными и 

лингвистическими  исследованиями этнографический 

материал дает важные данные об истории развития детства.

   На основе  изучения этнографических материалов  Д. 

Б. Эльконин показал, что на самых ранних ступенях

развития человеческого  общества, когда основным

способом добывания  пищи было собирательство с 

применением примитивных  орудий для сбивания плодов и 

выкапывания съедобных  корней, ребенок очень рано

приобщался к труду  взрослых, практически усваивая

способы добывания  пищи и употребления примитивных 

орудий. При таких  условиях не было ни необходимости, ни

времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой

деятельности. Как  подчеркивал Д. Б. Эльконин, детство 

возникает тогда, когда  ребенка нельзя непосредственно 

включить в систему  общественного воспроизводства,

поскольку ребенок  еще не может овладеть орудиями труда  в 

силу их сложности, В результате этого естественное

включение детей  в производительный труд отодвигается.

По мнению Д. Б. Эльконина, это удлинение во времени 

происходит не путем  надстраивания нового периода 

развития над уже  имеющимися (как считал Ф. Ариес) , а 

путем своеобразного  вклинивания нового периода 

развития, приводящего  к "сдвигу во времени вверх" периода 

овладения орудиями производства. Д. Б. Эльконин

блестяще раскрыл  эти особенности детства при  анализе 

возникновения сюжетно-ролевой  игры и детальном 

рассмотрении психологических  особенностей младшего

школьного возраста [178,182].

   Как уже  отмечалось, вопрос об историческом 

происхождении периодов детства, о связи истории детства 

с историей общества, об истории детства в целом, без 

решения которых  невозможно составить содержательное

понятие о детстве, был поставлен в детской психологии в 

конце 20-х годов XX века и продолжает разрабатываться  до

сих пор. Согласно взглядам советских психологов, изучать 

детское развитие исторически  значит изучать переход 

ребенка от одной  возрастной ступени к другой, изучать 

изменение его личности внутри каждого возрастного 

периода, происходящее в конкретных исторических

условиях. И хотя история детства еще не исследована  в 

достаточной мере, важна  сама постановка этого вопроса в 

психологии XX века. И  если, согласно Д. Б. Эльконину, на

многие вопросы  теории психического развития ребенка  еще 

нет ответа, то путь решения уже можно представить. И 

видится он в свете  исторического изучения детства.

   2. Детство  как предмет науки. (страницы 22 –  26)

Наука о психическом  развитии ребенка — детская 

психология —  зародилась как ветвь сравнительной 

психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для 

систематических исследований психологии ребенка служит

книга немецкого  ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера 

"Душа ребенка". В ней В. Прейер описывает  результаты 

ежедневных наблюдений за развитием собственного сына,

обращая внимание на развитие органов чувств, моторики,

воли, рассудка и  языка. Несмотря на то, что наблюдения за

развитием ребенка  велись задолго до появления книги  В.

Прейера, его бесспорный приоритет определяется

обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка  и 

введением в детскую  психологию метода объективного

наблюдения, разработанного по аналогии с методами

естественных наук. Взгляды В. Прейера с современной 

точки зрения воспринимаются как наивные, ограниченные

уровнем развития науки XIX века. Он, например,

рассматривал психическое  развитие ребенка как частный 

вариант биологического. (Хотя, строго говоря, и сейчас есть

и скрытые, и явные  сторонники этой идеи...) . Однако В.

Прейер первый осуществил переход от интроспективного к 

объективному исследованию психики ребенка. Поэтому, по

единодушному признанию  психологов, он считается 

основателем детской  психологии.

   Объективные  условия становления детской 

психологии, которые  сложились к концу XIX века, связаны 

с интенсивным развитием  промышленности, с новым 

уровнем общественной жизни, что создавало 

необходимость возникновения  современной школы.

Учителей интересовал  вопрос: как учить и воспитывать 

детей? Родители и  учителя перестали рассматривать 

физические наказания  как эффективный метод воспитания

— появились более  демократические семьи. Задача

понимания ребенка  стала на очередь дня. С другой

стороны, желание  понять себя как взрослого человека

побудило исследователей относиться к детству более 

внимательно — только через изучение психологии ребенка 

лежит путь к пониманию  того, что собой представляет

психология взрослого  человека.

   Какое место  занимает детская психология  в свете 

других психологических  знаний? И. М. Сеченов писал о 

том, что психология не может быть ничем иным, как  наукой

о происхождении  и развитии психических процессов [141].

Известно, что в  психологию идеи генетического (от слова 

— "генезис" *) исследования проникли очень давно.

Генезис (гр. genesis) —  происхождение, возникновение, в 

широком смысле —  момент зарождения и последующий 

процесс развития, приводящий к определенному 

состоянию, виду, предмету, явлению. Почти нет ни одного

выдающегося психолога, занимающегося проблемами

общей психологии, который  бы одновременно, так или 

иначе, не занимался  детской психологией. В этой области 

работали такие  всемирно известные ученые, как Дж.

Уотсон, В. Штерн, К. Бюлер, К. Коффка, К. Левин, А.

Валлон, 3. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, В. М. Бехтерев,

Д. М. Узнадзе, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р.

Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.

   Однако, исследуя  один и тот же объект — 

психическое развитие – генетическая и детская психология

представляют собой  две разные психологические науки.

Генетическая психология интересуется проблемами

возникновения и  развития психических процессов. Она 

Информация о работе Детская психология: теории, факты,проблемы