Детская психология: теории, факты,проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:52, реферат

Описание работы

Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми
элементарными механизмами для поддержания жизни. По
физическому строению, организации нервной системы, по
типам деятельности и способам ее регуляции человек —
наиболее совершенное существо в природе. Однако по
состоянию в момент рождения в эволюционном ряду
заметно падение совершенства — у ребенка отсутствуют
какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем
выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше
длится его детство, тем беспомощнее это существо при
рождении. Таков один из парадоксов природы, который
предопределяет историю детства.

Работа содержит 1 файл

псих.docx

— 46.60 Кб (Скачать)

до начала нашего столетия, несмотря на изменение 

общества и удлинение  периода детства. Отметим, что в 

крестьянских семьях до революции дети и взрослые

одевались одинаково. Кстати, эта особенность сохраняется 

там, где нет больших  различий между работой взрослых и 

игрой ребенка.

   Анализируя  портретные изображения детей  на 

старинных картинах и описание детского костюма в 

литературе, Ф. Ариес  выделяет три тенденции в эволюции

детской одежды: 1. Феминизация  — костюм для мальчиков 

во многом повторяет  детали женской одежды.

   2. Архаизация  — одежда детей в данное 

историческое время  запаздывает по сравнению с взрослой

модой и во многом повторяет взрослый костюм прошлой 

эпохи (так у мальчиков  появились короткие штаны) .

   3. Использование  для детей высших сословий 

обычного взрослого  костюма низших (крестьянской

одежды) . Как подчеркивает Ф. Ариес, формирование

детского костюма  стало внешним проявлением глубоких

внутренних изменений  отношения к детям в обществе — 

теперь они начинают занимать важное место в жизни 

взрослых.

   Открытие  детства позволило описать полный  цикл 

человеческой жизни. Для характеристики возрастных

периодов жизни  в научных сочинениях XVI-XVII веков 

использовалась терминология, которая до сих пор 

употребляется в  научной и разговорной речи: детство,

отрочество, юность, молодость, зрелость, старость,

сенильность (глубокая старость) . Но современное значение

этих слов не соответствует  их первоначальному смыслу. В 

старину периоды  жизни соотносились с четырьмя

временами года, с  семью планетами, с двенадцатью 

знаками зодиака. Совпадение чисел воспринималось как 

один из показателей  фундаментального единства Природы.

   В области  искусства представления о периодах 

человеческой жизни  нашли отражение в росписи  колонн

Дворца Дожей в  Венеции, во многих гравюрах XVI-XIX

веков, в живописи и скульптуре. В большинстве этих

произведений, подчеркивает Ф. Ариес, возраст человека

соответствует не столько  биологическим стадиям, сколько 

социальным функциям людей. Так, например, в росписи 

Дворца Дожей выбор  игрушек символизирует возраст 

детей, играющих с  деревянным коньком, куклой, ветряной

мельницей и птичкой; школьный возраст — мальчики

учатся читать, держат книги в руках, а девочки учатся

вязать; возраст любви  и спорта — юноши и девушки  вместе

гуляют на празднике; возраст войны и рыцарства  — 

человек, стреляющий из ружья; зрелость — изображены

судья и ученый.

   Дифференциация  возрастов человеческой жизни  и в 

том числе — детства, по мнению Ф. Ариеса, формируется 

под влиянием социальных институтов, то есть новых форм

общественной жизни, порождаемых развитием общества.

Так, раннее детство  впервые появляется внутри семьи, где 

оно связано со специфическим  общением — "нежением" и 

"балованием" маленького  ребенка. Ребенок для родителей 

— просто хорошенький, забавный малыш, с которым можно 

развлекаться, с удовольствием  играть и при этом учить его 

и воспитывать. Такова первичная, "семейная" концепция 

детства. Стремление "наряжать" детей, "баловать" и 

"нежить" их  могло появиться только в семье.  Однако такой 

подход к детям  как к "очаровательным игрушкам" не мог 

долго оставаться неизменным.

   Развитие  общества привело к дальнейшему 

изменению отношения  к детям. Возникла новая концепция 

детства. Для педагогов XVII века любовь к детям 

выражалась уже  не в баловании и увеселении их, а в 

психологическом интересе к воспитанию и обучению. Для 

того чтобы исправить  поведение ребенка, прежде всего,

необходимо понять его, и научные тексты конца XVI и XVII

веков полны комментариев относительно детской 

психологии. Отметим, что глубокие педагогические идеи,

советы и рекомендации содержатся и в произведениях 

русских авторов XVI-XVII веков.

   Концепция  рационального воспитания, основанного 

на строгой с  дисциплине проникает в семейную жизнь в 

XVIII веке. Внимание  родителей начинают привлекать  все 

стороны детской  жизни. Но функцию организованной

подготовки детей  к взрослой жизни принимает на себя не

семья, а специальное  общественное учреждение — школа,

призванная воспитывать  квалифицированных работников и 

примерных граждан. Именно школа, по мнению Ф. Ариеса,

вывела детство  за пределы первых 2-4 лет материнского,

родительского воспитания в семье. Школа, благодаря своей 

регулярной, упорядоченной  структуре способствовала

дальнейшей дифференциации того периода жизни, который 

обозначается общим  словом "детство". Универсальной 

мерой, задающей новую  разметку детства, стал "класс".

Ребенок вступает в  новый возраст каждый год, как  только

меняет класс. В  прошлом жизнь ребенка и детство  не

подразделялись на такие тонкие слои. Класс стал поэтому 

определяющим фактором в процессе дифференциации

возрастов внутри самого детства и отрочества.

   Таким образом,  согласно концепции Ф. Ариеса,

понятие детства  и отрочества связано со школой и  классной

организацией школы  как теми специальными структурами,

которые были созданы  обществом для того, чтобы дать

детям необходимую  подготовку для социальной жизни  и 

профессиональной  деятельности. Следующий возрастной

уровень также связывается  Ф. Ариесом с новой формой

социальной жизни  — институтом военной службы и 

обязательной воинской повинности. Это подростковый,

или юношеский возраст. Понятие подростка привело к 

дальнейшей перестройке  обучения. Педагоги начали

придавать большое  значение форме одежды и дисциплине,

воспитанию стойкости  и мужественности, которыми ранее 

пренебрегали. Новая  ориентация сразу же отразилась в 

искусстве, в частности, в живописи: "Новобранец теперь

более не представляется плутоватым и преждевременно

состарившимся воякой с картин датских и испанских 

мастеров XVII века —  он теперь становится

привлекательным солдатом, изображенным, например,

Ватто", — пишет  Ф. Ариес [6, с. 237]. Типичный образ 

юноши создает Р. Вагнер в "Зигфриде".

   Позже, в  XX веке, Первая мировая война породила 

феномен "молодежного  сознания", представленного в 

литературе "потерянного  поколения". "Так, на смену эпохе,

не знавшей юности, — пишет Ф. Ариес, — пришла эпоха, в 

которой юность стала  наиболее ценимым возрастом... Все 

хотят вступить в  него пораньше и задержаться в  нем 

подольше" [6, с. 236]. Каждый период истории 

соответствует определенному  привилегированному

возрасту и определенному  подразделению человеческой

жизни: "Молодость  — это привилегированный возраст 

XVII века, детство  — XIX, юность — XX" [186, с. 29]. Как 

видим, исследование Ф. Ариеса посвящено возникновению 

понятия о детстве  или, говоря иначе, проблеме осознания 

детства как общественного  феномена. Но, анализируя

концепцию Ф. Ариеса, необходимо помнить 

психологические законы осознания. Прежде всего, как 

говорил Л. С. Выготский, "чтобы осознать, нужно иметь  то,

что должно быть осознано". И далее, детально изучая

процесс осознания, Ж. Пиаже подчеркивал, что существует

неизбежное запаздывание и принципиальное различие

между становлением реального явления и его 

рефлексивным отражением.

   Детство имеет  свои законы и, естественно,  не 

зависит от того, что  художники начинают обращать на

детей внимание и  изображать их в своих полотнах. Если

даже признать бесспорным суждение Ф. Ариеса о том, что 

искусство есть отраженная картина нравов,

художественные произведения сами по себе не могут дать

всех необходимых  данных для анализа понятия детства  и не

со всеми выводами автора можно согласиться.

   Исследование  Ф. Ариеса начинается со 

Средневековья, ибо  лишь в то время появляются

живописные сюжеты с изображением детей. Но забота о 

детях, идеи воспитания, разумеется, появились задолго до

Средних веков. Уже  у Аристотеля встречаются мысли,

посвященные детям. К тому же, работа Ф. Ариеса

ограничена исследованием  детства только европейского

ребенка из высших слоев  общества и описывает историю 

детства вне связи  с социально-экономическим уровнем 

развития общества. На основании документальных

источников Ф. Ариес  описывает содержание детства 

знатных людей. Так, детские занятия Людовика XIII (начало

XVII века) могут служить  для этого хорошей иллюстрацией.

В полтора года Людовик XIII играет на скрипке и 

одновременно поет. (Музыке и танцам детей знатных  семей 

учили с самого раннего  возраста) . Это Луи делает еще  до

того, как его внимание привлекает деревянная лошадка,

ветряная мельница, волчок (игрушки, которые дарились

детям того времени) . Людовику XIII было три года, когда 

он первый раз  участвовал в праздновании Рождества 1604

года, и уже с  этого возраста он начал учиться  читать, а в 

четыре года умел писать. В пять — он играл с  куклами и в 

карты, а в шесть  лет в шахматы и в теннис. Товарищами по

играм у Людовика XIII были пажи и солдаты. С ними Луи 

играл в прятки и  другие игры. В шесть лет Людовик XIII

упражнялся в отгадывании  загадок и шарад. В семь лет  все 

изменилось. Детские  одежды были оставлены, и 

воспитание приобрело  мужской характер. Он начинает

обучаться искусству  охоты, стрельбе, азартным играм и 

Информация о работе Детская психология: теории, факты,проблемы