Діагностика емоційної сфери

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Мета дослідження - експериментальним шляхом дослідити гендерні особливості прояву тривожності у хлопчиків і дівчаток підліткового віку.
Об'єкт дослідження - хлопчики і дівчатка підліткового віку 12-14 років.
Предмет дослідження - гендерні особливості прояву тривожності у підлітків.

Содержание

Вступ
Розділ I ОСНОВНІ АСПЕКТИ ВИВЧЕННЯ ОСОБЛИВОСТЕЙ ТРИВОЖНОСТІ ПІДЛІТКІВ.
1.1. Психологічні особливості розвитку емоційної сфери в підлітковому віці
1.2. Психологічна природа тривожності (причини та види тривожності).
Розділ II Емпіричне дослідження особистісної тривожності в підлітковому віці.
2.1. Методи і методики дослідження. Характеристика складу учасників експериментального дослідження.
2.2. Аналіз результатів дослідження.
Висновки
Список використаних джерел
Додатки

Работа содержит 1 файл

Емоциональная сфера подростков.docx

— 104.63 Кб (Скачать)

Обработка и интерпретация  результатов теста 

 Предварительный  этап

1. Просмотреть бланки  и отобрать те, на которых все  ответы одинаковы (только «верно»  или только «неверно»). Как уже  отмечалось, в CMAS диагностика всех  симптомов тревожности подразумевает  только утвердительный ответ  («верно»), что создает при обработке  трудности, связанные с возможным  смешением показателей тревожности  и склонности к стереотипии,  которая встречается у младших  школьников. Для проверки следует  использовать контрольную шкалу  «социальной желательности», предполагающую  оба варианта ответа. В случае  выявления левосторонней (все  ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции  полученный результат следует  рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать  с помощью независимых методов. 

2. Обратить внимание на  наличие ошибок в заполнении  бланков: двойные ответы (т. е.  подчеркивание одновременно и  «верно», и «неверно»), пропуски, исправления, комментарии и т.  п. В тех случаях, когда у  испытуемого ошибочно заполнено  не более трех пунктов субшкалы  тревожности (вне зависимости  от характера ошибки), его данные  могут обрабатываться на общих  основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно.  Следует обратить особое внимание  на детей, которые пропускают  или дают двойной ответ на  пять или более пунктов CMAS . В значительной части случаев  это свидетельствует о затрудненности  выбора, трудностях в принятии  решения, попытке уйти от ответа, т. е. является показателем  скрытой тревожности. 

Основной этап

1. Подсчитываются данные  по контрольной шкале – субшкале  «социальной желательности».

2. Подсчитываются баллы  по субшкале тревожности. 

3. Первичная оценка переводится  в шкальную. В качестве шкальной  оценки используется стандартная  десятка (стены). Для этого данные  испытуемого сопоставляются с  нормативными показателями группы  детей соответствующего возраста  и пола.

Тревожность. Таблица перевода «сырых» баллов в стены 

Стены         Половозрастные группы (результаты в  баллах)

                7 лет              8-9 лет                10-11 лет          11 -13 лет

          д        м           д          м         д          м         д         м

1     0-2      0-3        0          0-1      0-3        0-2       0-6       0-5

2     3-4      4-6        1-3       2-4      4-7        3-6       7-9       6-8

3     5-7       7-9       4-7       5-7      8-10      7-9       10-13     9-11

4     8-10     10-12    8-11      8-11    11-14    10-13    14-16     12-14

5    11-14    13-15    12-15    12-14    15-18    14-16    17-20    15-17

6    15-18    16-18    16-19    15-17    19-21    17-20    21-23    18-20

7    19-21    19-21    20-22    18-20    22-25    21-23    24-27    21-22

8    22-25    22-24    23-26    21-23    26-28    24-27    28-30    23-25

9    26-29    24-26    27-30    24-26    29-32    28-30    31-33    26-28

10  29 и более    27 и более    31 и более    27 и более    33 и более    31 и более    34 и более    29 и более

Примечание к таблице  норм:

 •    д – нормы  для девочек, 

 •    м – нормы  для мальчиков. 

4. На основании полученной  шкальной оценки делается вывод  об уровне тревожности испытуемого. 

Характеристика уровней  тревожности

Стены  Характеристика  Примечание

1-2  Состояние тревожности испытуемому не свойственно  Подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь и не иметь защитного характера

3-6 Нормальный уровень тревожности Необходим для адаптации и продуктивной деятельности

7-8 Несколько повышенная тревожность Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни

9 Явно повышенная тревожность Обычно носит «разлитой», генерализованный характер

10 Очень высокая тревожность Группа риска

Додаток 2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Изучение уровня и характера  тревожности, связанной со школой у  детей младшего и среднего школьного  возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте  его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

Обработка и  интерпретация результатов.

При обработке результатов  выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений  по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной  тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов  теста – о высокой тревожности.

Факторы

№ вопросов

1. Общая тревожность в  школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;

сумма = 22

2. Переживание социального  стресса

5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма  = 11

3. Фрустрация потребности  в достижение успеха

1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6

5. Страх ситуации проверки  знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6

6. Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих

3,8,13,17.22; сумма = 5

7. Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу

9,14.18.23,28; сумма = 5

8. Проблемы и страхи  в отношениях с учителями

2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8





2. Число совпадений  по каждому из 8 факторов тревожности,  выделяемых в тексте. Уровень  тревожности определяется так  же, как в первом случае. Анализируется  общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

КЛЮЧ К ВОПРОСАМ

1 -

7-

13-

19-

25 +

31 -

37-

43 +

49-

55-

2 _

8-

14-

20 +

26-

32-

38 +

44 +

50-

56-

3-

9-

15-

21 -

27-

33-

39 +

45-

51 -

57-

4-

10-

16-

22 +

28-

34-

40-

46-

52-

58-

5-

11 +

17-

23-

29-

35 +

41 +

47-

53-

 

6-

12-

18-

24 +

30 +

36 +

42 -

48-

54-

 

Результаты

1) Число несовпадений  знаков («+» - да, «-» - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

Для каждого респондента.

2) Представление этих  данных в виде индивидуальных  диаграмм.

3) Число несовпадений  по каждому измерению для всего  класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих  данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих  несовпадения по определенному  фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

6) Представление сравнительных  результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о  каждом учащемся (по результатам  теста).

Содержательная  характеристика каждого синдрома (фактора).

  1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
  4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Текст опросника.

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в кла</

Информация о работе Діагностика емоційної сфери