Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 18:06, курсовая работа
Целью данного психологического исследования является выделение барьеров общения в семейном взаимодействии и изучение причин нарушения коммуникаций в семье.
Задачи:
Раскрыть сущность понятия “нарушение семейных коммуникаций”.
Обозначить основные виды типичных нарушений коммуникации в семье.
Охарактеризовать основные причины возникновения нарушений коммуникаций в семье.
Выделить основные правила общения в семье.
Введение
Глава 1. Анализ теоретических источников по проблеме нарушений коммуникаций в семье
1.1. Определение понятия “нарушение семейных коммуникаций”
1.2. Виды типичных нарушений коммуникаций в семье
1.3. Причины нарушений классификаций в семье
1.4. Правила эффективного общения в семье
Выводы по 1 главе
Глава 2. Исследование супружеского взаимопонимания и межличностных взаимоотношений
2.1. Описание организации исследования
2.2. Выбор методов и методик исследования
2.3. Представление и анализ результатов исследования
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Проанализировав полученные результаты исследования, можно вывести следующую картину.
Характеристика уверенного в себе человека, упорного и настойчивого подходит к 70% из опрашиваемых.
Доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения: 20%.
Диктаторский, властный, деспотичный характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности: 10%.
Стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый - 15%.
Эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству - 85%.
Упрямый, упорный, настойчивый и энергичный - 80%.
Требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный - 20% из числа опрашиваемых.
Критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям: 85%.
Критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из – за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии: 15%.
Скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности - 90%.
Застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации - 5%.
Покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину - 5%.
Конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый - 80%.
Послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы - 15%.
Резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, тревожится по любому поводу - 5%.
Склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих - 75%.
Дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение - 25%.
Ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый - 70%.
Гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в свей помощи - 30%.
Таким
образом, по результатам данной
методики можно сделать
вывод о том, что
межличностные отношения диагностируемых
супружеских пар, в большинстве
случаев находятся в норме.
Выводы
по 2 главе
Таким образом, поставленная
в практической части гипотеза
не подтвердилась. Конечно, в
условиях современности возрастает
число конфликтов, как семейных, так
и других, но современная семья
постепенно учится избегать
их или конструктивно разрешать.
Недаром приоритетная роль отдана
в настоящее время такой
функции семьи, как создание
и поддержание психологического
комфорта для каждого члена
семьи.
Заключение
В ходе данной исследовательской работы, было выявлено, что барьеры общения нарушения коммуникационного процесса - понятия нетождественные, но взаимосвязанные. В каждой семье, независимо от возраста супругов, их профессии, стажа семейной жизни, количества и возраста детей, в силу различных причин, возникают нарушения коммуникационного процесса. Если супруги научатся конструктивно разрешать возникшие в ходе семейного общения, противоречия, то от этого зависит их благополучие и эффективное общение. При этом надо учитывать, что общение - это вовсе не только то, что говорится словами, это язык поступков, взглядов, касаний, шагов друг к другу или от.
Существует большое многообразие правил повышающие эффективность общения и взаимодействий. Элементарные советы из Дейла Карнеги - не перебивай, слушай, не возражай, старайся согласиться, не обвиняй, найди и скажи доброе, приятное. Но эти правила начинают работать, когда они находятся в гармонии с душевными движениями. Правила не заменят душевных порывов, но добрые и мудрые советы и рекомендации могут быть ориентиром, указывающим, к чему нужно стремится душе.
В
заключение можно привести
мнение психолога - практика
Николая Козлова, который считает,
что крепкие и счастливые
семьи - это не одно и
то же. Есть крепкие семьи,
но без теплоты и счастья, а есть
счастливые, но непрочные. Конечно,
идеальный вариант: построить в
семье крепкие отношения и
на их основе взрастить атмосферу
теплого, доверительного общения.
В такую семью не стыдно,
по мнению Н. Козлова, пригласить
и любовь, и счастье.
Список использованной
литературы
1. Афанасьева Т. М. Семья. - М.: Просвещение, 1985.
2. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СП б.: Питер, 2001.
3. Как быть счастливым / сост. Кондратюк И. Г. - Иркутск: АЛИСА.
4. Ключников С. Семейные конфликты. - СП б.: Питер, 2002.
5. Ковалев С. В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.
6. Козлов Н. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. - М.: Новая школа: АСТ – Пресс, 1997.
7. Корнеева Е. Н. Если в семье конфликт… - Ярославль: Академия развития, 2001.
8. Кузнецова Л. Женщина на работе и дома. - М.: Политиздат, 1980.
9. Немов Р. С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2000.
10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001.
11. Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений: мужчина и женщина. - М.: ЭКСМО - Пресс, ЭКСМО - МАРКЕТ, 2000.
12. Популярная психология для родителей / под ред. Спиваковской А. С. - СП б.: Союз, 1997.
13. Психологическая мозаика / сост. Степанов С. С. - М.: АКАДЕМИЯ, 1997.
14. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика – Пресс, 1992.
15. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М.: ЭКМО – Пресс, 2000.
16. Фридман Л. М. Психология воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 1999.
17. Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга. - М.: Знание, 1986.
19. Я и моя семья / сост. Э. Флерковский. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2003.
Информация о работе Барьеры общения и виды нарушений коммуникаций в семье