Барьеры общения и виды нарушений коммуникаций в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данного психологического исследования является выделение барьеров общения в семейном взаимодействии и изучение причин нарушения коммуникаций в семье.

Задачи:

Раскрыть сущность понятия “нарушение семейных коммуникаций”.
Обозначить основные виды типичных нарушений коммуникации в семье.
Охарактеризовать основные причины возникновения нарушений коммуникаций в семье.
Выделить основные правила общения в семье.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ теоретических источников по проблеме нарушений коммуникаций в семье
1.1. Определение понятия “нарушение семейных коммуникаций”
1.2. Виды типичных нарушений коммуникаций в семье

1.3. Причины нарушений классификаций в семье

1.4. Правила эффективного общения в семье

Выводы по 1 главе

Глава 2. Исследование супружеского взаимопонимания и межличностных взаимоотношений

2.1. Описание организации исследования

2.2. Выбор методов и методик исследования

2.3. Представление и анализ результатов исследования

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

     Гипотеза:  можно предположить,  что в силу  различных причин  современности  увеличилось  количество  конфликтов  в  семье,  часто  встречаются  нарушения  семейной  коммуникации.

     Задачи:

  1. Проведение  исследования  на  выявление  супружеского  взаимопонимания  и  межличностных  взаимоотношений.
  2. Обработка  полученных  в  процессе  исследования  результатов.
  3. Качественный  и  количественный  анализ  полученных  данных.
  4. Составление  выводов .

     Выборка  исследования:  в процессе  исследования  были  задействованы  10  семейных  пар.  Возраст  супругов  составляет  25 – 35  лет.  Стаж  супружеской  жизни  колеблется  в  пределах  5 – 15  лет.  В  диагностируемых  семьях  имеется  2  детей.  На  вопросы  супруги  отвечали  независимо  друг  от  друга. 
 

    2.2. Выбор методов  и методик исследования 

     Е. И. Рогов  понимает  под  методами  способы,  посредством  которых  познается  предмет  науки.

     Психология,  как  и  всякая  наука,  пользуется  целой  системой  различных  методов.  Б. Г. Ананьев  выделяет  4  группы  методов.

  1. организационные  методы;
  2. эмпирические  методы;
  3. методы  обработки  данных;
  4. интерпретационные  методы.

     Организационные  методы  включают:

  • сравнительный  метод -  сопоставление  различных  групп  по  возрастам,  деятельности  и  т. д.;
  • лонгитюдный  метод  -  многократное  обследование  одних и тех же  лиц на  протяжении  длительного времени;
  • комплексный  метод  -  изучение  объекта разными средствами.

     Эмпирические  методы  включают  в  себя  наблюдение  и  самонаблюдение,  экспериментальные  методы  (лабораторный,  естественный,  формирующий);  психодиагностические  методы  (тесты,  анкеты,  опросники,  социометрия,  интервью,  беседа);  анализ  продуктов  деятельности;  биографические  методы.

     Методы  обработки  данных  включают:

  • количественный  (статистический)  метод;
  • качественный  (дифференциация  материала  по  группам,  анализ)  метод.

     Интерпретационные  методы  включают  в себя:

  • генетический;
  • структурный.

     В   данной  психологической  исследовательской   работе  были  использованы  такие  методы,  как  эмпирические  методы  (тест,  наблюдение,  самонаблюдение),  методы  обработки  данных  (количественный  и  качественный  методы)  и  интерпретационные  методы  (структурный).

      Описание  методик   исследования 

     В  процессе  выполнения  практической  части  были  задействованы  две  методики:

    Тест-опросник  удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)

    Методика  диагностики  межличностных отношений Т. Лири.

     Тест  -  специализированный  метод психодиагностического обследования,  применяя  который  можно  получить  количественную  и  качественную  характеристику  изучаемого  явления. 

    Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)

Тест предназначен для экспресс-диагностики степени  удовлетворенности-неудовлетворенности  браком. Опросник представляет собой  одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа: а – верно; б – трудно сказать; в – неверно. Испытуемым предлагается внимательно прочитать каждое утверждение и выбрать один из вариантов ответа. При выбранном испытуемым варианте ответа (а, б или в) начисляется определенное количество баллон (2; 1; 0). Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам.(см. Приложение 1)

Высокий балл говорит  об удовлетворенности браком.

  • 0-16 баллов – абсолютно неблагополучные;
  • 17-22 – неблагополучные;
  • 23-26 – скорее неблагополучные;
  • 27-29 – переходные;
  • 30-32 – скорее благополучные;
  • 33-38 – благополучные;
  • 39-48 – абсолютно благополучные.

Данная методика не только констатирует картину существующих супружеских отношений, но и дает возможность понимания субъективного мира, исследуемого во всей его сложности.

     Методика  диагностики межличностных  отношений Т. Лири 

     Диагностическая цель: Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своем идеальном «Я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого.

     Опросник  разработан Тимоти Лири в 1957 году и  представляет собой модифицированный вариант интерпесональной диагностики Т. Лири. Теоретический подход, который лег в основу разработки методики, базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении, человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.

     Основываясь на том, что личность проявляется  в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы (дискограммы). В основе горизонтальной и вертикальной осей дискограммы лежит два фактора: доминирование — подчинение, дружелюбие — агрессия. Поскольку именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

     Схема Т. Лири основана на предположении, что  чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

     Опросник  составлен соответственно выделенным типам межличностного поведения и представляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов, которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающих различные психологические профили. Методика может быть представлена испытуемому списком или на отдельных карточках.(см. Приложение 2)

     Т. Лири предлагал использовать методику в нескольких вариантах: для самооценки (реальное «Я»), для описания идеального «Я», для изучения поведения в  оценке окружающих («со стороны»). В  соответствии с этими уровнями меняется инструкция для ответа. Человеку предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, либо представлению об идеале, либо относятся к другому человеку.

     Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

     Инструкция  может быть составлена следующим образом: «Перед вами набор характеристик. Прочтите каждую и отметьте знаком «+» те, которые соответствуют вашему представлению о себе. Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво». 
 
 
 

     2.3.Представление  и анализ результатов  исследования 

Результаты, полученные по «Тесту-опроснику удовлетворенности  браком» В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко представлены в Приложении 3. На рис. 1 и рис. 2 представлено распределение семей по категориям в зависимости от степени их удовлетворенности браком, отдельно для мужчин и для женщин. 

     

     Рис. 1. Показатели удовлетворенности браком у мужчин 

     Данные рис. 1 указывают на то, что в целом мужчины удовлетворены браком. Об этом говорят процентные показатели: 27% мужчин отнесли свою семью к категории благополучных, 43% - к категории скорее благополучных и всего 30% - к категории скорее неблагополучных. Такая категория, как неблагополучная семья у мужчин не отмечена.

     Такие категории как: абсолютно неблагополучные; переходные; абсолютно благополучные  у мужчин не отмечены.

     Рис. 2 отражает, что в целом женщины  удовлетворены браком: 14% отнесли  свою семью к категории благополучных, 43% - к категории скорее благополучных, 33% - к категории скорее неблагополучных и к категории неблагополучная семья – 10%. Такие категории как: абсолютно неблагополучные; переходные; абсолютно благополучные у женщин также не представлены. 

Рис. 2. Показатели распределения семей по категориям в зависимости от удовлетворенности  браком женщин 

     Тем не менее, необходимо отметить, что  мужчины имеют средний показатель удовлетворенности браком немного  выше, чем женщины, у которых, возможно, более дифференцированный подход к оценке своего брака. Таким образом, полученные мною данные говорят о несколько большей удовлетворенности браком мужчин, чем женщин.

     Понятие удовлетворенности браком является интегративным качественным показателем семейной системы. Поэтому я ввела в исследование показатель общей удовлетворенности браком для супругов, как среднее значение суммарных баллов мужа и жены.

     На  рис. 3 представлено распределение семей  по категориям в зависимости от степени  их общей удовлетворенности браком.

     Таким образом, в выборке моего исследования представлено 20% благополучных семей, 60% скорее благополучных семей, 17% скорее неблагополучных, 3% неблагополучных  семей.

     

     Рис.  3. Показатели распределения семей по категориям в зависимости от общей удовлетворенности браком 

     На  мой взгляд, важно отметить процент  совпадения у супругов степени удовлетворенности  браком (табл. 1).

     Таблица 1

     Проценты  совпадения / несовпадения у супругов степени удовлетворенности браком 

Процент совпадения у супругов степени удовлетворенности браком Процент несовпадения у супругов степени удовлетворенности  браком
30% 70%
 

     В результате, в 31,6% супружеских пар  разница между оценкой мужа степени  удовлетворенности браком и жены составила 2 балла. В 10,2% браков эта разница составила 3 балла и более. Если жена в большинстве случаев занижала удовлетворенность браком, то мужья, наоборот, чаще завышали ее.

          Результаты, полученные по методике  диагностики межличностных отношений  Т. Лири. Выделим у супругов наиболее преобладающие типы межличностных отношений (табл. 2).

     Таблица 2

     Преобладающие типы межличностных отношений у  супругов 

Супружеские пары I II III IV V VI VII VIII
1 пара Муж + +            
Жена       +   +    
2 пара Муж +   +     +    
Жена + +            
3 пара Муж             + +
Жена             +  
4 пара Муж           + +  
Жена + +            
5 пара Муж   +            
Жена         +      
6 пара Муж +             +
Жена + +            
7 пара Муж               +
Жена             + +
8 пара Муж + + +         +
Жена         +      
9 пара Муж   + +          
Жена   +            
10 пара Муж +   +          
Жена + +            
Сумма 9 10 4 1 2 3 4 5

Информация о работе Барьеры общения и виды нарушений коммуникаций в семье