Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 18:06, курсовая работа
Целью данного психологического исследования является выделение барьеров общения в семейном взаимодействии и изучение причин нарушения коммуникаций в семье.
Задачи:
Раскрыть сущность понятия “нарушение семейных коммуникаций”.
Обозначить основные виды типичных нарушений коммуникации в семье.
Охарактеризовать основные причины возникновения нарушений коммуникаций в семье.
Выделить основные правила общения в семье.
Введение
Глава 1. Анализ теоретических источников по проблеме нарушений коммуникаций в семье
1.1. Определение понятия “нарушение семейных коммуникаций”
1.2. Виды типичных нарушений коммуникаций в семье
1.3. Причины нарушений классификаций в семье
1.4. Правила эффективного общения в семье
Выводы по 1 главе
Глава 2. Исследование супружеского взаимопонимания и межличностных взаимоотношений
2.1. Описание организации исследования
2.2. Выбор методов и методик исследования
2.3. Представление и анализ результатов исследования
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Гипотеза: можно предположить, что в силу различных причин современности увеличилось количество конфликтов в семье, часто встречаются нарушения семейной коммуникации.
Задачи:
Выборка исследования: в процессе
исследования были задействованы
10 семейных пар. Возраст супругов
составляет 25 – 35 лет. Стаж
супружеской жизни колеблется
в пределах 5 – 15 лет. В
диагностируемых семьях имеется
2 детей. На вопросы супруги
отвечали независимо друг от
друга.
2.2.
Выбор методов
и методик исследования
Е. И. Рогов понимает под методами способы, посредством которых познается предмет науки.
Психология, как и всякая наука, пользуется целой системой различных методов. Б. Г. Ананьев выделяет 4 группы методов.
Организационные методы включают:
Эмпирические методы включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий); психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); анализ продуктов деятельности; биографические методы.
Методы обработки данных включают:
Интерпретационные методы включают в себя:
В
данной психологической
Описание методик
исследования
В процессе выполнения практической части были задействованы две методики:
Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Тест - специализированный метод психодиагностического обследования, применяя который можно получить количественную и качественную характеристику изучаемого явления.
Тест предназначен
для экспресс-диагностики
Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
Данная методика не только констатирует картину существующих супружеских отношений, но и дает возможность понимания субъективного мира, исследуемого во всей его сложности.
Методика
диагностики межличностных
отношений Т. Лири
Диагностическая цель: Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своем идеальном «Я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого.
Опросник разработан Тимоти Лири в 1957 году и представляет собой модифицированный вариант интерпесональной диагностики Т. Лири. Теоретический подход, который лег в основу разработки методики, базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении, человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.
Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы (дискограммы). В основе горизонтальной и вертикальной осей дискограммы лежит два фактора: доминирование — подчинение, дружелюбие — агрессия. Поскольку именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник составлен соответственно выделенным типам межличностного поведения и представляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов, которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающих различные психологические профили. Методика может быть представлена испытуемому списком или на отдельных карточках.(см. Приложение 2)
Т. Лири предлагал использовать методику в нескольких вариантах: для самооценки (реальное «Я»), для описания идеального «Я», для изучения поведения в оценке окружающих («со стороны»). В соответствии с этими уровнями меняется инструкция для ответа. Человеку предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, либо представлению об идеале, либо относятся к другому человеку.
Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Инструкция
может быть составлена следующим образом:
«Перед вами набор характеристик. Прочтите
каждую и отметьте знаком «+» те, которые
соответствуют вашему представлению о
себе. Будьте внимательны, старайтесь
отвечать как можно более точно и правдиво».
2.3.Представление
и анализ результатов
исследования
Результаты, полученные
по «Тесту-опроснику
Рис.
1. Показатели удовлетворенности браком
у мужчин
Данные рис. 1 указывают на то, что в целом мужчины удовлетворены браком. Об этом говорят процентные показатели: 27% мужчин отнесли свою семью к категории благополучных, 43% - к категории скорее благополучных и всего 30% - к категории скорее неблагополучных. Такая категория, как неблагополучная семья у мужчин не отмечена.
Такие категории как: абсолютно неблагополучные; переходные; абсолютно благополучные у мужчин не отмечены.
Рис.
2 отражает, что в целом женщины
удовлетворены браком: 14% отнесли
свою семью к категории благополучных,
43% - к категории скорее благополучных,
33% - к категории скорее неблагополучных
и к категории неблагополучная семья –
10%. Такие категории как: абсолютно неблагополучные;
переходные; абсолютно благополучные
у женщин также не представлены.
Рис. 2. Показатели
распределения семей по категориям
в зависимости от удовлетворенности
браком женщин
Тем
не менее, необходимо отметить, что
мужчины имеют средний
Понятие удовлетворенности браком является интегративным качественным показателем семейной системы. Поэтому я ввела в исследование показатель общей удовлетворенности браком для супругов, как среднее значение суммарных баллов мужа и жены.
На рис. 3 представлено распределение семей по категориям в зависимости от степени их общей удовлетворенности браком.
Таким образом, в выборке моего исследования представлено 20% благополучных семей, 60% скорее благополучных семей, 17% скорее неблагополучных, 3% неблагополучных семей.
Рис.
3. Показатели распределения семей по категориям
в зависимости от общей удовлетворенности
браком
На мой взгляд, важно отметить процент совпадения у супругов степени удовлетворенности браком (табл. 1).
Таблица 1
Проценты
совпадения / несовпадения у супругов
степени удовлетворенности
Процент совпадения у супругов степени удовлетворенности браком | Процент несовпадения у супругов степени удовлетворенности браком |
30% | 70% |
В результате, в 31,6% супружеских пар разница между оценкой мужа степени удовлетворенности браком и жены составила 2 балла. В 10,2% браков эта разница составила 3 балла и более. Если жена в большинстве случаев занижала удовлетворенность браком, то мужья, наоборот, чаще завышали ее.
Результаты, полученные по методике
диагностики межличностных
Таблица 2
Преобладающие
типы межличностных отношений у
супругов
Супружеские пары | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | |
1 пара | Муж | + | + | ||||||
Жена | + | + | |||||||
2 пара | Муж | + | + | + | |||||
Жена | + | + | |||||||
3 пара | Муж | + | + | ||||||
Жена | + | ||||||||
4 пара | Муж | + | + | ||||||
Жена | + | + | |||||||
5 пара | Муж | + | |||||||
Жена | + | ||||||||
6 пара | Муж | + | + | ||||||
Жена | + | + | |||||||
7 пара | Муж | + | |||||||
Жена | + | + | |||||||
8 пара | Муж | + | + | + | + | ||||
Жена | + | ||||||||
9 пара | Муж | + | + | ||||||
Жена | + | ||||||||
10 пара | Муж | + | + | ||||||
Жена | + | + | |||||||
Сумма | 9 | 10 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Информация о работе Барьеры общения и виды нарушений коммуникаций в семье