Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 18:06, курсовая работа
Целью данного психологического исследования является выделение барьеров общения в семейном взаимодействии и изучение причин нарушения коммуникаций в семье.
Задачи:
Раскрыть сущность понятия “нарушение семейных коммуникаций”.
Обозначить основные виды типичных нарушений коммуникации в семье.
Охарактеризовать основные причины возникновения нарушений коммуникаций в семье.
Выделить основные правила общения в семье.
Введение
Глава 1. Анализ теоретических источников по проблеме нарушений коммуникаций в семье
1.1. Определение понятия “нарушение семейных коммуникаций”
1.2. Виды типичных нарушений коммуникаций в семье
1.3. Причины нарушений классификаций в семье
1.4. Правила эффективного общения в семье
Выводы по 1 главе
Глава 2. Исследование супружеского взаимопонимания и межличностных взаимоотношений
2.1. Описание организации исследования
2.2. Выбор методов и методик исследования
2.3. Представление и анализ результатов исследования
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Почти во всех этих случаях человек не осознает, что при общении посылает двойные сигналы.
Слушатель, таким образом, сталкивается с двумя типами сигналов, и результат общения будет в большей мере зависеть от его ответа. Он может: воспринимать лишь буквальный смысл слов, игнорируя все остальное; воспринимать невербальные компоненты и игнорировать слова; игнорировать все полностью, изменив предмет разговора; уходить от него или обсуждать двусмысленность сказанного.
Например, человек с радостной улыбкой говорит: “Я ужасно себя чувствую”, то есть посылает двойной сигнал. Учитывая вышеперечисленные варианты поведения, можно откликнуться только на его слова и сказать: “Это очень плохо”, на что человек может ответить: “Я просто пошутил”.
Второй выбор - отреагировать на улыбку и сказать: “Ты отлично выглядишь”, в таком случае человек может ответить: “Как ты можешь так говорить!”
Третий вариант - полностью игнорировать ситуацию и уткнуться в газету. В таком случае человек скажет: “В чем дело? Тебе наплевать?” И еще один вариант - “уравновешенный” отклик - обсудить двусмысленность поведения: “Я не знаю, что ты имеешь в виду. Ты улыбаешься, но в то же время говоришь, что плохо себя чувствуешь. Что же ты хочешь сказать?” тогда человек имеет возможность ответить: “Я не хотела навязываться тебе” и т. д.
Пока общение в семье не будет иметь подлинный и единственный смысл, оно не приведет к доверию и любви, которые так необходимы для благополучия всех ее членов.
При внимательном рассмотрении четырех типов поведения, к которым прибегают люди, чувствуя угрозу отвержения, выявляется то, что они пытаются скрыть ее, так как не хотят обнаружить собственную слабость. Человек может:
Заискивающий (миротворец)
Слова: “Все, что ты хочешь, - это хорошо”.
“Я здесь для того, чтобы сделать тебя счастливым”.
Тело: “Я беспомощен” - выражено в позе жертвы.
“Я ощущаю себя ничтожеством, я без тебя мертв. Я - ничто”.
Миротворец разговаривает в заискивающей манере, пытаясь угодить, извиняясь и никогда ни о чем не споря. Это - человек - согласие, говорящий так, будто он не может ничего сделать сам, ему постоянно требуется чье – то одобрение.
Обвинитель
Слова: “Ты никогда ничего не делаешь правильно. Что с тобой происходит?”
Тело: “Я здесь главный”.
“Я одинок и несчастлив”.
Обвинитель постоянно ищет, кто в том или ином случае виноват. Он - диктатор, хозяин, который ведет себя надменно и словно без конца упрекает: “Если бы не ты, все было бы хорошо”.
Обвинитель говорит максимально резко и жестоко, обрывая всех и вся, не давая возможности высказаться по – иному. Он стремится любыми путями завоевать авторитет у окружающих, его мало интересует истинное положение дел.
На самом деле обвинитель понимает, что он ничего не стоит, но если найдется кто – то, кто подчинится ему, то он почувствует себя увереннее.
Расчетливый (“компьютер”)
Слова: “Если внимательно приглядеться, то можно заменить изуродованные тяжким трудом руки кого – нибудь из здесь присутствующих”.
Тело: “Я спокоен, холоден и собран”.
“Я чувствую себя уязвимым”.
“Компьютер” очень корректен,
“Компьютер” употребляет максимально длинные слова, даже если не уверен в их значении. Его голос утратил живость, потому что никаких чувств он не выражает.
Отстраненный (безумный)
Слова: слова не имеют смысла или касаются отвлеченной темы.
Тело: “Я нахожусь где – то еще”.
“Никто обо мне не заботится. Здесь мне нет места”.
Что бы ни делал отстраненный и что бы он ни говорил - это не относится к тому, что говорит или делает кто – нибудь другой. Отстраненный не реагирует ни на какие вопросы. Его внутренние ощущения сродни головокружению. Голос может быть певучим, но часто прерывается, человек расхаживает взад и вперед без причины, так как его внимание ни на чем не сфокусировано.
Любой из этих четырех типов реагирования способствует поддержанию заниженной самооценки, ощущения собственного ничтожества. Эти типы поведения усиливаются, если в семье даются следующие установки:
“Не навязывайся: это - эгоизм - просить что – то для себя” - этот совет способствует тому, что человек начинает заискивать.
“Не давай никому себя
подавить; не будь трусом”
- усиливает позицию
“Не делай глупостей; ты слишком умен, чтобы делать ошибки” - усиливает расчетливость.
“Не будь слишком серьезным. Какая разница! Живи, как придется!” - усиливает отстраненность от жизненных ситуаций.
В. Сатир выделяет также еще такие варианты поведения как “уравновешенный” и “гибкий”. Этот вариант поведения последователен и гармоничен: произносимые слова соответствуют выражению лица, позе и интонациям. Отношения открытые, свободные и честные, люди не ощущают унижения чувства собственного достоинства. Этот тип реагирования снижает потребность в заискивании, обвинении, расчете или суете.
Из пяти типов реагирования только уравновешенный дает возможность преодолеть препятствия, найти выход из затруднительного положения или объединить людей. В состоянии внутреннего равновесия люди могут по – прежнему заискивать, обвинять, пускаться в дебри умственных построений или вовсе устраниться от реальных условий жизни. Различие в данном случае заключается только в том, что человек будет делать это осознанно и будет готов к любым последствиям.
Когда человек уравновешен, то он открыто выражает свои чувства и свободно себя держит. Уравновешенный тип поведения внутренне гармоничен. Уравновешенное общение основано на подлинности переживаемых демонстрируемых чувств. Совсем иначе выглядит, например, обвиняющий тип общения, при котором человек, чувствуя беспомощность, демонстрирует злость или за бравадой скрывает обиду.
При уравновешенном типе реагирования человек достигает целостности, он естественно выражает мысли, чувства, движения в отличие от “компьютера”, у которого движутся только губы, да и то слегка. Уравновешенных людей отличает способность к личностному росту, жизнестойкость, открытость. Благодаря уравновешенному типу реагирования жизнь человека становится насыщенной и полной смысла. Такие люди вызывают доверие.
В. Сатир считает, что не так уж сложно отказаться от привычных стереотипов поведения и стать уравновешенным. По ее мнению, один из путей для достижения этой цели - понять, что в достижении этого мешают некоторые страхи. Чтобы избежать отвержения, которого люди так боятся, они постоянно пугают самих себя:
Если человек может разумно отнестись к подобным утверждениям, то он сделает первый шаг на пути личностного роста.
Подобное отношение к происходящим событиям поможет человеку чувствовать себя уверенно.
Таким образом, уравновешенный
тип реагирования дает возможность
жить полноценно, реально, согласуясь
с доводами разума и сердца.
Став уравновешенным, человек
обретает, как считает В. Сатир,
внутреннюю гармонию, чувство
ответственности, честность, знания,
способность к творчеству и
умение разрешать любые проблемы
реальными путями. Четыре других
типа общения связаны с сомнительными
ценностями, сделками, обманом,
одиночеством, халтурой, забвением
традиций, решением надуманных
проблем.
Теория семейно –
необходимой (функциональной)
информации
Существует целый ряд исследований процессов коммуникации. На сегодняшний день исследователи выяснили, что столь важное внутрисемейное явление, как межличностная коммуникация, влияет на психическое здоровье ее членов лишь опосредованно, через участие в формировании уровня удовлетворенности семьей, степени ее стабильности и т. п.
Теория семейно – необходимой (функциональной) информации была предложена Э. Г. Эйдемиллером и В. В. Юстицким.
Общий недостаток многих исследований семейной коммуникации - это их ограниченность рамками учения о коммуникационном канале. Оно охватывает лишь определенный период: с момента, когда возникает необходимость передачи информации, до момента ее получения, декодировки и интерпретации. Между тем при изучении семьи важнейшую роль играют процессы, в силу которых информация становится собственно информацией - ведь она является таковой не вообще, не независимо от каких – то объективных условий, а лишь относительно определенной системы. То, что является информацией в одной системе, не является ею в другой. Если система никак не реагирует на информацию - это значит, что для данной системы она информацией не является. Известие об измене мужа (в отличие от известия о прошлогоднем снеге) является семейной информацией, потому что способно внести большие изменения в жизнь семьи.
В соответствии с этим положением при анализе коммуникационных процессов в определенной семье необходимо установить, в какие состояния может перейти данная семья, и затем: существует ли такая информация, которая, оказавшись в системе межличностной коммуникации семьи, может перевести семью из одного состояния в другое?
Информация о работе Барьеры общения и виды нарушений коммуникаций в семье