Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 18:06, курсовая работа
Целью данного психологического исследования является выделение барьеров общения в семейном взаимодействии и изучение причин нарушения коммуникаций в семье.
Задачи:
Раскрыть сущность понятия “нарушение семейных коммуникаций”.
Обозначить основные виды типичных нарушений коммуникации в семье.
Охарактеризовать основные причины возникновения нарушений коммуникаций в семье.
Выделить основные правила общения в семье.
Введение
Глава 1. Анализ теоретических источников по проблеме нарушений коммуникаций в семье
1.1. Определение понятия “нарушение семейных коммуникаций”
1.2. Виды типичных нарушений коммуникаций в семье
1.3. Причины нарушений классификаций в семье
1.4. Правила эффективного общения в семье
Выводы по 1 главе
Глава 2. Исследование супружеского взаимопонимания и межличностных взаимоотношений
2.1. Описание организации исследования
2.2. Выбор методов и методик исследования
2.3. Представление и анализ результатов исследования
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БРАТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра педагогики и психологии
Курсовая
работа
Барьеры
общения и виды
нарушений коммуникаций
в семье
Выполнил:
Студент группы
ПиПзсп - 08
Научный
руководитель:
Доц.
1.2. Виды типичных
нарушений коммуникаций в
семье
1.3. Причины
нарушений классификаций
в семье
1.4. Правила
эффективного общения в
семье
Выводы по 1 главе
Глава 2.
Исследование супружеского взаимопонимания
и межличностных взаимоотношений
2.1. Описание
организации исследования
2.2. Выбор методов и методик исследования
2.3. Представление
и анализ результатов
Выводы по
2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Многие специалисты и ученые на протяжении десятилетий задумывались над содержанием таких вопросов:
Таким образом, можно сказать, что проблема семейного благополучия была актуальной и 10 лет назад и остается таковой и в настоящее время.
Целью данного психологического исследования является выделение барьеров общения в семейном взаимодействии и изучение причин нарушения коммуникаций в семье.
Задачи:
Гипотеза: можно предположить, что коммуникационная проблема становится источником психической травматизации членов семьи, так как мешает удовлетворению их потребностей, а также запускает механизм конфликтных взаимоотношений и ведет к дальнейшему ухудшению взаимопонимания.
Объектом психологического исследования является семья, а предметом служат коммуникационные процессы, протекающие в семье.
Структура и объем работы.
Данная
исследовательская работа состоит
из двух глав: теоретической
и практической. В теоретической
части ( Анализ теоретических источников
по проблеме нарушений коммуникаций в
семье )
В практической части (Исследование супружеского взаимопонимания и межличностных взаимоотношений) представлены результаты психологического исследования по выявлению супружеского взаимопонимания и межличностных взаимоотношений. В процессе исследовательской работы были использованы две методики:
Глава 1. Анализ теоретических источников по проблеме нарушений коммуникаций в семье
1.1.
Определение понятия
“нарушение семейных
коммуникаций”
Важнейшим результатом строгого и систематического подхода к семейному информационному общению является выявление многочисленных факторов, которые могут ему воспрепятствовать, исказить его смысл, - барьеров общения.
В ходе взаимного общения в семье могут происходить самые различные явления, не слишком заметные, но ухудшающие процесс коммуникации и, соответственно, влияющие на взаимопонимание.
Таким образом, можно сделать вывод, что нарушение семейных коммуникаций - это отклонение от нормы процесса семейного общения, передачи информации, а также злоупотребление коммуникационным процессом, использование его для своих целей, с помощью способов подавления одного из партнеров общения.
В диагностике семейных отношений исследуемого контингента большое значение приобретает анализ не только особенностей развития самого ребенка, но и также анализ некоторых форм реального семейного взаимодействия. Это оправдано в связи с тем, что для правильного построения психотерапевтического процесса необходимо исходить из понимания каждой семьи как организованной целостности и по возможности во всей полноте составляющих эту целостность компонентов.
Одно из важных направлений изучения внутрисемейного общения - это изучение коммуникативных особенностей семьи. Как показывают многие исследования, вербальная и невербальная коммуникации являются связующим звеном всей системы внутрисемейных отношений и взаимодействий. Совместное бытие делает необходимыми для супругов взаимное координирование взглядов, оценок, усилий, согласование потребностей и целей, выработку единого направления совместной деятельности. В этих условиях коммуникация обязательна для решения общих задач, постановки и разрешения возникающих проблем, избегания или смягчения неизбежных в динамичном потоке современной жизни конфликтов. Поэтому коммуникативные особенности внутрисемейных отношений с необходимостью отражают и некоторые целостные параметры системы семейного бытия.
Таким образом, особенности
семейных коммуникаций заключаются
в том, какие языки присутствуют
в семейном общении (речь, жесты,
мимика); какие пути и способы
используются членами семьи для того,
чтобы управлять процессом информационного
общения и информированностью друг
друга; какие присутствуют особенности
передачи информации о чувствах,
испытываемых членами семьи
друг к другу.
1.2.
Виды типичных
нарушений коммуникаций
в семье
Многими психотерапевтами (Э. Г. Эйдемиллером, В. В. Юстицким, В. Сатир, М. Зингером, Л. Вайном и др.) в качестве причин конфликтов и трудностей общения называются нарушения в семейной коммуникации. Эти нарушения были описаны как “типичные нарушения” коммуникаций в семье.
Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий выделяют несколько видов «типичных нарушений» коммуникаций в семье.
«Отклоненные коммуникации» охватывают многочисленные нарушения общения, такие как искажения речи у родителей, склонность к односторонней коммуникации (вместо диалога отмечаются монологи), отсутствие зрительного контакта (при разговоре члены семьи не смотрят друг на друга). Характерны также неожиданные выходы из контакта, когда общающийся член семьи просто забывает о процессе общения, поворачивается спиной или без предупреждения начинает заниматься чем-нибудь другим.
«Двойная связь» — разновидность «парадоксальной коммуникации» — возникает, если одновременно по коммуникационному каналу следуют два взаимоисключающих сообщения и каждое из них должно быть воспринято как истинное. Типичный пример «парадоксальной коммуникации» — собеседник заявляет, что нечто ему очень интересно, не отрываясь при этом от газеты.
Понятие «замаскированной коммуникации» было введено Р. Лэингом для описания способов коммуникации при внутрисемейных конфликтах и наличии противоречивых мнений. В целом они сводятся к маскировке происходящего в семье. Один член семьи подтверждает содержание того, что говорит и что действительно чувствует другой, но в то же время отвергает интерпретацию, которую тот предлагает. Например, родители отвечают ребенку, когда тот жалуется, что ему плохо, примерно следующее: «Ты не можешь так говорить, ведь у тебя все есть. Ты просто неблагодарный». Ради спокойствия родителя интерпретация сообщения так искажается, что его информационная роль сводится к нулю.
А. П. Егидес и В. А. Сысенко считают, что в процессе совместной жизни супруги, как правило, становятся терпимее относиться друг к другу, что сказывается на ходе семейных конфликтов, они смиряются с несовпадением взглядов по многим вопросам.
В. Сатир выделяет четыре универсальные модели общения людей друг с другом:
К данным типам коммуникаций люди прибегают для того, чтобы справиться с отрицательными последствиями стресса.
По мнению В. Сатир, если у человека не развито устойчивое чувство собственной ценности, то его самооценка легко приходит в “подвешенное” состояние. Когда человек сомневается в себе, на его самооценку сильно влияют действия и реакции окружающих людей.
В неблагополучных семьях,
как считает В. Сатир,
общение протекает
Информация о работе Барьеры общения и виды нарушений коммуникаций в семье