Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих агрессивность у подростков, связанную с их самооценкой.

Цель работы – исследовать зависимость агрессивности подростков от степени влияния их самооценки.

Гипотеза: подростки с завышенным или заниженным уровнем самооценки обладают большей степенью агрессивности по сравнению со сверстниками с адекватным уровнем самооценки.

Предмет исследования – самооценка подростков с чертой агрессивности.

Объект исследования – подростки с разной степенью агрессивности. База эксперимента – Елецкий машиностроительный техникум (учащиеся 1 курса группы ВМ-05-2, 28 человек, подростки 16 лет, мужского пола).

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

I. Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков………………….……………………………..6
1.1 Личностные особенности развития подростков……………...…...6
1.2 Проблема самооценки в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………….………………...…………….11
1.3 Теоретические подходы в изучении проблемы агрессивности…18
1.4 Исследование взаимосвязи самооценки и агрессивности.........…31

II. Экспериментальное исследование влияния самооценки на уровень агрессивности подростков………..……………………………...41
2.1 Методы и методики исследования………………………………..41
2.2 Анализ результатов исследования….....…………………………..46

Заключение…………………………………………………………….56
Список литературы..……………………………………………..…..58
Приложение…………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 751.50 Кб (Скачать)

     Полученный  результат может (и должен) иметь  выход в такие области практики, как консультирование (в том числе профессиональное), психокоррекция, психотерапия и др., широко распространенные как у нас в стране, так и за рубежом.

      Следует отметить, что отличительной чертой несовершеннолетних правонарушителей является отсутствие навыков самоанализа,  самооценивания. Как правило, они затрудняются назвать хорошие и плохие черты характера, как у себя, так и у своих друзей.

      Затрудняются  определить, что именно в себе надо изменить, чтобы стать на путь самосовершенствования, исправления. Поэтому необходимо подтолкнуть подростка к самоанализу, к потребности раздумий о себе, о своих поступках. К этому могут побуждать частные беседы воспитателя, рассуждения о различных жизненных ситуациях и нравственных коллизиях, отраженных в прочитанных книгах, просмотренных фильмах, наблюдаемых в жизни.

      Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений подростка, как с взрослыми, так и сверстниками, и "лечение" социальной ситуации, то есть коррекцию педагогических позиций учителей, родителей, разрешение острых и вяло текущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Чрезвычайно важным представляется также анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а также возможных путей преодоления.

      Проведенная работа открывает широкие перспективы  для дальнейших исследований, поскольку  она актуальна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Одна  и та же поведенческая реакция  разными индивидами может восприниматься и как недопустимо агрессивная и как нормальная — все зависит от системы  норм и ценностей конкретного индивида. Такого рода внутренние стандарты наиболее ярко проявляются, а значит, и оказывают наиболее сильное влияние на поведение в ситуации повышенного личностного самоосознания. Повышение степени личностного самоосознания подталкивает индивида к агрессии, если он считает подобное поведение допустимым, и наоборот, удерживает его от совершенная агрессивных действий, если он относится к такому поведению как к недопустимому. 

     Фрустрация  порождает агрессивное поведение, а понятие "гнев" является как  эмоциональное возбуждение в  ответ на фрустрацию. Фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных  действиях, но она стимулирует готовность к ним. Даже при готовности агрессия не возникает без соответствующих посылов — средовых стимулов, связанных с актуальными или предшествующими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом. Выход из окружающей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

     Фрустрация  или другие агрессивные стимулы (боль, жара и т.д.) провоцирует агрессивные  реакции путем образования негативного  аффекта. Посылы к агрессии вовсе  не являются обязательным условием для  возникновения агрессивной реакции.

     Агрессия  обусловлена возбуждением, т.е. состоянием, которое можно наблюдать и  измерять. Возбуждение имеет отношение  к раздражению симпатической  нервной системы, что находит  выражение в различных соматических реакциях, таких как учащение пульса, повышение артериального давления и т.п. Возбуждение от одного источника может переноситься (накладываться) на другой, тем самым, усиливая или уменьшая силу эмоциональной реакции. Возбуждение непосредственно взаимосвязано с познанием: оба компонента влияют друг на друга. При очень высоких уровнях возбуждения снижение способности к познавательной деятельности может приводить, в том числе, к агрессивному поведению, т.к. дезинтеграция когнитивного процесса создаст помеху торможению агрессии. При умеренном возбуждении сложные когнитивные процессы будут разворачиваться в направлении ослабления агрессивных реакций. 
 
 

     Список  литературы 

     1. Алексеева Т.Н. Ожидание результатов  деятельности как одна из характеристик  самооценки школьника // В сб.: Психолого-педагогическое изучение личности школьника. - М, 1977;

     2. Александровская Э.М., Пиатковская  Ю. Структура личностных свойств  у младших школьников и их  самооценка // Здоровье, развитие, личность. - М., 1990;

     3. Берне Р. Развитие Я-концепции  и воспитание. - М., 1986;

     4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968;

     5. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психол. жур. 1992г., №4;

     6. Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное  изучение самооценки. Автореферат  дисс. докт. психол. наук. М., МГУ, 1999;

     7. Бороздина Л.В., Рудова Е.В., Соломина Л.В. Самооценка и возраст. - В кн.: Тез. научн. сообщений сов. психологов VI съезду О-ва психологов. Категории, принципы и методы психологик. Психические процессы. Ч. 2. М., 1983;

     8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.  С-Пб., 1997;

     9. Джеймс У. Психология - М., 1991;

     10. Ениколопов С.Н. Психология агрессии//Вест. Псков. Вол. ун-та, 1994г., №1;

     11. Захарова А.В. Структурно-динамическая  модель самооценки// Вопр. псих., 1989, №1;

     12. Коп И.С. Открытие Я. - М., 1978;

     13. Лоренц К. Агрессия: так называемое зло. - М., 1994;

     14. Мак-Кей М.. Роджерс П., Мак-Кей  Ю. Укрощение гнева. - С-Пб., 1997;

     15. Мейер Б. Структура личностных  свойств у старших школьников//Здоровье, развитие, личность - М., 1990;

     16. Мишина Т.М. К исследованию  психологического конфликта при неврозах // В кн. Неврозы и пограничные состояния. - Л., 1972;

     17. Назаретяп А.П. Агрессия, мораль  и кризисы в развитии мировой  культуры. - М., 1995;

     18. Неймарк М.С. Направленность личности  и аффект неадекватности. Изучение  подростков с разной направленностью личности//В кн.: Изучение мотивации детей и подростков - М.. 1972;

     19. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние  как опосредующий фактор влияния  самооценки на эффективность  интеллектуальной деятельности  подростка//Психол.жур., 1998г, №1;

     20. Пацявичус 1-1.Л. Эмоциональность  и самооценка организации деятельности // Вопр.псих., 1985г., №4;

     21. Реан А.А. Агрессия и агрессивность  личности//Психол.жур., 1996г, №5;

     22. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки  и механизмы ее сохранения/Вопр.псих., 1975г, №3;

     23. Семенюк .M. Психологическая сущность  агрессивности и ее проявление  у детей подросткового возраста - М., АПН, 1991;

     24. Сироткин С.Ф. К вопросу о  метапсихологической оценке агрессивности//Вест. Удм.ун-та, 1995(6). №7;

     25. Соколова Е.Т. Самооценка и самосознание при аномалиях личности. - М., 1989;

     26. Соловьева С.Л. Агрессивное поведение  и агрессивность как свойства  личности//Обозрение психиатрии  и мед.психол., 1995г.,№3-4;

     27. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983;

     28. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. - М., 1991;

     29. Фрейд 3. По ту сторону принципа  удовольствия.//Фрейд 3. Психоаналитические  этюды. - М., 1992;

     30. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность  т. 1 - М, 1986.

Приложение

    Задание 1

    Инструкция.  Обведите вариант ответа, с которым Вы согласны.

  1. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного конфликта?
    1. Всегда. 
    2. Иногда. 
    3. Никогда.
  2. Как Вы ведете себя в критической ситуации?
    1. Внутренне кипите. 
    2. Сохраняете спокойствие. 
    3. Теряете самообладание.
  3. Каким считают Вас знакомые?
    1. Самоуверенным и завистливым.  
    2. Дружелюбным. 
    3. Спокойным и независтливым.
  4. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственное задание?
    1. Примите ее с некоторыми опасениями. 
    2. Согласитесь без колебаний.        
    3. Откажитесь от нее ради собственного спокойствия.
  5. Как Вы будете вести себя, если кто-то из одноклассников без разрешения возьмет с Вашего стола учебник?
    1. Выдадите ему «по первое число». 
    2. Заставите вернуть. 
    3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.
  6. Какими словами Вы встретите отца (мать), если он (она) вернулся с работы позже обычного?
    1. «Что это тебя так задержало?» 
    2. «Где ты торчишь допоздна?»
    3. «Я уже начал (а) волноваться».
  7. Как Вы ведете себя в автомобиле?
    1. Просите водителя обогнать машину, которая «показала вам хвост»? 
    2. Вам все равно, сколько машин вас обошло. 
    3. Заставляете мчаться с такой скоростью, чтобы никто не догнал Вас.
  8. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?
    1. Сбалансированными. 
    2. Легкомысленными. 
    3. Крайне жестокими.
  9. Что Вы предпринимаете, если не все удается?
    1. Пытаетесь свалить вину на другого. 
    2. Смиряетесь. 
    3. Становитесь впредь осторожнее.
  10. Как Вы отреагируете на анекдот о случаях распущенности среди современной молодежи?
    1. «Пора бы уже запретить им такие развлечения». 
    2. «Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать». 
    3. «И чего с нами столько возятся?»
  11. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?
    1. «И зачем я только на это нервы тратил?»
    2. «Видно, его физиономия учителю приятнее». 
    3. «Может быть, мне это удастся в другой раз?»
  12. Как Вы смотрите страшный фильм?
    1. Боитесь. 
    2. Скучаете. 
    3. Получаете искреннее удовольствие.
  13. Если из-за дорожной пробки Вы опаздываете на важное соревнование.
    1. Будете нервничать во время заседания. 
    2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров. 
    3. Огорчитесь.
  14. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?
    1. Обязательно стараетесь выиграть. 
    2. Цените удовольствие почувствовать себя сильным. 
    3. Очень сердитесь, если не везет.
  15. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в магазине?
    1. Стерпите, избегая скандала 
    2. Сделаете продавцу замечание. 
    3. Отправитесь с жалобой к директору магазина.
  16. Как Вы себя поведете, если Вашего брата (сестру) обидели в школе?
    1. Поговорите с учителем. 
    2. Устроите скандал родителям «малолетнего преступника». 
    3. Посоветуете ребенку дать сдачи.
  17. Какой, по-вашему, Вы человек?
    1. Средний. 
    2. Самоуверенный. 
    3. Пробивной.
  18. Что Вы ответите младшему школьнику, с которым столкнулись в дверях школы, если он начал перед Вами извиняться?
    1. «Прости, это моя вина». 
    2. «Ничего, пустяки». 
    3. «А повнимательней ты быть не можешь?!»
  19. Как Вы отреагируете на телевизионную передачу о случаях хулиганства среди молодежи?
    1. «Когда же, наконец, будет приняты конкретные меры?!» 
    2. «Надо бы ввести телесные наказания». 
    3. «Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!»
  20. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете?
    1. Тигра или леопарда. 
    1. Домашнюю кошку. 
    2. Медведя.

    Задание 2

  Инструкция.  Выберите подходящий вариант ответа – «а», «б» или «в».

    1. Когда я усталый прихожу из школы домой, то усталость:

а) быстро проходит; 

б) остается какое-то время, но я не показываю;   

в) отрицательно сказывается на общении с домашними.

  2. Жизнь  показывает, что я склонен:

а) все  видеть в основном оптимистично; 

б) воспринимать все преимущественно в спокойных, нейтральных тонах; 

в) относиться ко всему по большей части пессимистично.

  3. Когда  на улице хорошая погода, то  чаще всего:

а) у  меня улучшается настроение или повышается активность; 

б) мне  хочется расслабиться, отложить дела, бездельничать;   

в) я  на это никак не реагирую или чувствую себя несчастным, подавленным.

  4. Если  бы мне предложили пройти тест  на определение уровня интеллекта, то я:                      

а) охотно согласился бы; 

б) постарался бы не проходить; 

в) категорически отказался бы.

  5. В  общении с новыми знакомыми  я обычно:

а) легко  и быстро вступаю в контакт; 

б) сначала  некоторое время присматриваюсь и проявляю осторожность;   

в) стараюсь вообще особенно не сближаться.

  6. Когда  бывает радостно на душе, то обычно мне хочется:

а) чтобы  это увидели, почувствовали все;  б) чтобы это увидели, почувствовали  только близкие мне люди;    в) чтобы этого никто не заметил.

  7. Очередное  трудное обстоятельство в жизни  я чаще всего воспринимаю:

а) с  готовностью успешно преодолеть; 

б) с  некоторой тревогой, беспокойством;

Информация о работе Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков