Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:00, дипломная работа
Актуальность данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих агрессивность у подростков, связанную с их самооценкой.
Цель работы – исследовать зависимость агрессивности подростков от степени влияния их самооценки.
Гипотеза: подростки с завышенным или заниженным уровнем самооценки обладают большей степенью агрессивности по сравнению со сверстниками с адекватным уровнем самооценки.
Предмет исследования – самооценка подростков с чертой агрессивности.
Объект исследования – подростки с разной степенью агрессивности. База эксперимента – Елецкий машиностроительный техникум (учащиеся 1 курса группы ВМ-05-2, 28 человек, подростки 16 лет, мужского пола).
Введение…………………………………………………………………3
I. Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков………………….……………………………..6
1.1 Личностные особенности развития подростков……………...…...6
1.2 Проблема самооценки в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………….………………...…………….11
1.3 Теоретические подходы в изучении проблемы агрессивности…18
1.4 Исследование взаимосвязи самооценки и агрессивности.........…31
II. Экспериментальное исследование влияния самооценки на уровень агрессивности подростков………..……………………………...41
2.1 Методы и методики исследования………………………………..41
2.2 Анализ результатов исследования….....…………………………..46
Заключение…………………………………………………………….56
Список литературы..……………………………………………..…..58
Приложение…………………
По результатам опросника А. Ассингера, можно сделать вывод, что большая часть подростков (78%) имеет средний уровень агрессивности. Эти подростки вполне успешны, поскольку в них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности. Они корректны в межличностных отношениях, с ними легко общаться.
Испытуемые склонны искать пути к примирению после очередного конфликта. В критической ситуации они сохраняют спокойствие. Дружелюбны, ответственны, отзывчивы.
Взгляды на жизнь у них сбалансированные, на неудачи и стрессы проявляют устойчивость. Психически уравновешенны, справедливы. Любят домашних животных.
Для другой части группы испытуемых характерен несколько завышенный уровень агрессивности (18%). Эти подростки излишне агрессивны, и при этом нередко бывают неуравновешенными и чрезмерно жесткими по отношению к другим людям. Надеются добиться высокого положения среди сверстников, рассчитывая на собственные методы, и успеха, жертвуя интересами домашних, окружающих. Поэтому их не удивляет неприязнь одноклассников, но при малейшей возможности стараются их за это наказать.
В значительной степени случаев у этой группы испытуемых-подростков агрессия может возникать как реакция на фрустрацию и сопровождаться эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. В зависимости от ситуаций их враждебная агрессия может характеризоваться целенаправленно-осознанным намерением нанесения вреда другому субъекту.
В группе выявлен небольшой процент подростков (4%), которые чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях.
Таким подросткам свойственно отказываться от ответственных заданий ради собственного спокойствия, в критических ситуациях стараться избегать их.
У
такой группы подростков вполне достаточные
основания для появления
Таблица 2а
Эмоциональная
реакция на воздействие негативных
стимулов окружающей среды по В.В.Бойко
(в баллах)
Номер п/п |
«Эйфорическая активность» – «а» | «Рефрактерная активность» – «б» | «Дисфорическая активность» – «в» |
1 | 3 | 7 | 3 |
2 | 8 | 3 | 2 |
3 | 5 | 5 | 3 |
4 | 4 | 4 | 5 |
5 | 6 | 5 | 2 |
6 | 4 | 6 | 3 |
7 | 3 | 6 | 4 |
8 | 5 | 6 | 2 |
9 | 7 | 4 | 2 |
10 | 7 | 4 | 2 |
11 | 3 | 5 | 5 |
12 | 4 | 6 | 3 |
13 | 6 | 5 | 2 |
14 | 5 | 5 | 3 |
15 | 7 | 2 | 4 |
16 | 6 | 3 | 4 |
17 | 3 | 8 | 2 |
18 | 7 | 1 | 7 |
19 | 5 | 4 | 4 |
20 | 3 | 6 | 4 |
21 | 7 | 3 | 3 |
22 | 5 | 2 | 6 |
23 | 6 | 5 | 2 |
24 | 6 | 4 | 3 |
25 | 8 | 2 | 3 |
26 | 8 | 3 | 2 |
27 | 4 | 5 | 4 |
28 | 6 | 5 | 2 |
Средний балл | 6 | 4 | 3 |
Таблица 2б
Эмоциональная
реакция на воздействие амбивалентных
стимулов окружающей среды по В.В.Бойко
(в баллах)
Номер п/п |
«Эйфорическая активность» – «а» | «Рефрактерная активность» – «б» | «Дисфорическая активность» – «в» |
1 | 3 | 10 | - |
2 | 4 | 8 | 1 |
3 | 5 | 8 | - |
4 | 6 | 6 | 1 |
5 | 7 | 6 | - |
6 | 4 | 9 | - |
7 | 2 | 10 | 1 |
8 | 11 | 2 | - |
9 | 3 | 7 | 3 |
10 | 5 | 6 | 2 |
11 | 2 | 9 | 2 |
12 | 6 | 4 | 3 |
13 | 9 | 3 | 1 |
14 | 8 | 4 | 1 |
15 | 4 | 6 | 3 |
16 | 9 | 2 | 2 |
17 | 4 | 8 | 1 |
18 | 7 | 3 | 3 |
19 | 7 | 3 | 3 |
20 | 3 | 6 | 4 |
21 | 7 | 3 | 3 |
22 | 10 | 2 | 1 |
23 | 7 | 6 | - |
24 | 6 | 6 | 1 |
25 | 6 | 6 | 1 |
26 | 5 | 8 | - |
27 | 7 | 2 | 4 |
28 | 5 | 7 | 1 |
Средний балл | 5 | 6 | 2 |
Таблица 2в
Эмоциональная
реакция на воздействие позитивных
стимулов окружающей среды по В.В.Бойко
(в баллах)
Номер п/п |
«Эйфорическая активность» – «а» | «Рефрактерная активность» – «б» | «Дисфорическая активность» – «в» |
1 | 8 | 4 | 1 |
2 | 7 | 4 | 2 |
3 | 7 | 4 | 2 |
4 | 9 | 2 | 2 |
5 | 8 | 3 | 2 |
6 | 7 | 4 | 2 |
7 | 9 | 4 | - |
8 | 10 | 3 | - |
9 | 5 | 4 | 4 |
10 | 4 | 7 | 2 |
11 | 5 | 5 | 3 |
12 | 6 | 6 | 1 |
13 | 9 | 3 | 1 |
14 | 9 | 2 | 2 |
15 | 3 | 4 | 6 |
16 | 9 | 2 | 2 |
17 | 6 | 4 | 3 |
18 | 9 | 4 | - |
19 | 4 | 4 | 5 |
20 | 5 | 4 | 4 |
21 | 7 | 4 | 2 |
22 | 6 | 5 | 2 |
23 | 7 | 3 | 3 |
24 | 7 | 5 | 1 |
25 | 8 | 5 | - |
26 | 10 | 3 | - |
27 | 10 | 3 | - |
28 | 7 | 5 | 1 |
Средний балл | 7 | 4 | 2 |
По
данным опросника В.В.Бойко можно
выявить определенный тип эмоциональной
реакции на воздействие негативных стимулов
окружающей среды. В исследуемой группе
преобладает эйфорическая реакция (у 46%)
– неадекватное, чрезмерно повышенное
настроение, состояние беспечного довольства,
благодушия, снижающее критическую самооценку
личности и не соответствующее объективным
обстоятельствам.
Рефрактерная реакция подростков в данном исследовании также имеет довольно высокий уровень (у 36%). Эмоциональная система восприятия испытуемых пасует перед разными влияниями – положительными, отрицательными и амбивалентными. В окружающей действительности она выбирает преимущественно амбивалентные стимулы. При этом они "застревают" в личности, остаются в виде переживаний неприятного осадка, размышлений, затаенной грусти, злобы.
Выявился
небольшой процент подростков (18%),
у которых положительные и отрицательные
стимулы сводятся к негативным переживаниям.
Эмоциональная система испытуемых в целом
настроена на отрицательные стимулы. Дисфорическая
реакция приводит подростков к негативному
эмоциональному состоянию раздражительности,
озлобленности, готовности к агрессивным
проявлениям.
В
исследуемой группе преобладает
эйфорическая реакция (у 46%) – неадекватное,
чрезмерно повышенное настроение, состояние
беспечного довольства, благодушия, снижающее
критическую самооценку личности и не
соответствующее объективным обстоятельствам.
У этой группы испытуемых-подростков наблюдается
мимическое и общее двигательное оживление,
психомоторное возбуждение.
Таблица 3
Уровень
самоуважения по М. Розенберг (в баллах)
Номер п/п | Количество баллов | Уровень самоуважения |
1 | 29 | Адекватный |
2 | 28 | Адекватный |
3 | 28 | Адекватный |
4 | 30 | Адекватный |
5 | 31 | Завышенный |
6 | 30 | Адекватный |
7 | 28 | Адекватный |
8 | 29 | Адекватный |
9 | 26 | Адекватный |
10 | 31 | Завышенный |
11 | 26 | Адекватный |
12 | 27 | Адекватный |
13 | 29 | Адекватный |
14 | 29 | Адекватный |
15 | 27 | Адекватный |
16 | 27 | Адекватный |
17 | 27 | Адекватный |
18 | 32 | Завышенный |
19 | 26 | Адекватный |
20 | 37 | Завышенный |
21 | 33 | Завышенный |
22 | 31 | Завышенный |
23 | 27 | Адекватный |
24 | 28 | Адекватный |
25 | 30 | Адекватный |
26 | 29 | Адекватный |
27 | 28 | Адекватный |
28 | 29 | Адекватный |
Средний балл | 29 | Адекватный |
Информация о работе Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков