Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:00, дипломная работа
Актуальность данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих агрессивность у подростков, связанную с их самооценкой.
Цель работы – исследовать зависимость агрессивности подростков от степени влияния их самооценки.
Гипотеза: подростки с завышенным или заниженным уровнем самооценки обладают большей степенью агрессивности по сравнению со сверстниками с адекватным уровнем самооценки.
Предмет исследования – самооценка подростков с чертой агрессивности.
Объект исследования – подростки с разной степенью агрессивности. База эксперимента – Елецкий машиностроительный техникум (учащиеся 1 курса группы ВМ-05-2, 28 человек, подростки 16 лет, мужского пола).
Введение…………………………………………………………………3
I. Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков………………….……………………………..6
1.1 Личностные особенности развития подростков……………...…...6
1.2 Проблема самооценки в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………….………………...…………….11
1.3 Теоретические подходы в изучении проблемы агрессивности…18
1.4 Исследование взаимосвязи самооценки и агрессивности.........…31
II. Экспериментальное исследование влияния самооценки на уровень агрессивности подростков………..……………………………...41
2.1 Методы и методики исследования………………………………..41
2.2 Анализ результатов исследования….....…………………………..46
Заключение…………………………………………………………….56
Список литературы..……………………………………………..…..58
Приложение…………………
Получив данные опросника М.Розенберга, произведем факторный анализ, позволяющий выявить два независимых фактора: самоуважение и самоунижение. Самоунижение не проявилось ни у одного подростка.
Особенности психологического статуса заключают в себе наличие у большего процента подростков (78,5%) оптимального уровня личностного самоуважения, способствующего формированию адекватной самооценки, высокого уровня притязаний, корректного поведения. Но небольшой процент испытуемых (21,5%) склонен к гиперактивности, к лидерству, излишней самостоятельности, к эгоцентризму, к нигилизму. Это, в свою очередь, может быть связано с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей.
Поскольку
уровень самоуважения у большей части
испытуемых-подростков адекватный, то
это подразумевает и удовлетворенность
собой, и принятие себя, и чувство собственного
достоинства, и положительное отношение
к себе, и согласованность своего наличного
и идеального "Я". Это вполне устойчивая
степень положительности отношения индивида
к себе.
Таблица 4
Уровень
самооценки (в баллах)
Номер п/п | Вычисленная корреляция | Уровень самооценки |
1 | 0,9 | Завышенный |
2 | 1 | Завышенный |
3 | -0,1 | Заниженный |
4 | 0,7 | Завышенный |
5 | 0,8 | Завышенный |
6 | 1 | Завышенный |
7 | -0,1 | Заниженный |
8 | 0 | Заниженный |
9 | 0,8 | Завышенный |
10 | 0,3 | Заниженный |
11 | 0,6 | Адекватный |
12 | 0,9 | Завышенный |
13 | -0,2 | Заниженный |
14 | 0,4 | Адекватный |
15 | 0,9 | Завышенный |
16 | 0,2 | Заниженный |
17 | 0,5 | Адекватный |
18 | 0,4 | Адекватный |
19 | 0,1 | Заниженный |
20 | 0,1 | Заниженный |
21 | -0,2 | Заниженный |
22 | 1 | Завышенный |
23 | 0,4 | Адекватный |
24 | 0,8 | Завышенный |
25 | 0,2 | Заниженный |
26 | -0,6 | Заниженный |
27 | -0,2 | Заниженный |
28 | 0,5 | Адекватный |
Средняя корреляция | 0,3 | Заниженный |
Экспериментальное исследование самооценки дает представление о степени адекватности самооценки личности и самопринятии. Произведя корреляцию и получив результаты, выяснилось, что у группы подростков преобладает неадекватная самооценка, у одной части она заниженная (43%), у другой части – завышенная (36%).
Несколько подростков, по данным имеющие высокую степень агрессивности, прировняли свое актуальное "Я" к идеальному. Это говорит о том, что они идеализируют себя и не хотят меняться, видеть себя такими, какими они являются на самом деле. Причем эти подростки практически не поддаются исправлению, сразу раздражаются на замечания и советы, игнорируя их.
Большинство подростков приписывали себе такое качество личности как упорство, но хотели бы видеть себя жизнерадостными. Уже это подтверждает то, что большинству испытуемых, не видящих радости в жизни, свойственно занижать свою самооценку.
Таблица 5
Уровень
самооценки по Дембо-Рубинштейн (в баллах)
Номер п/п | "Здоровье" | "Умственное развитие" | "Характер" | "Счастье" | Средний уровень |
1 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 |
2 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 |
3 | 3 | 4 | 5 | 3 | 3 |
4 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 |
5 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 |
6 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 |
7 | 4 | 4 | 2 | 4 | 3 |
8 | 5 | 4 | 2 | 3 | 3 |
9 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
10 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 |
11 | 5 | 5 | 2 | 4 | 4 |
12 | 5 | 4 | 3 | 6 | 4 |
13 | 7 | 5 | 1 | 4 | 4 |
14 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 |
15 | 5 | 5 | 9 | 4 | 5 |
16 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 |
17 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 |
18 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
19 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 |
20 | 6 | 3 | 7 | 5 | 5 |
21 | 3 | 4 | 9 | 2 | 4 |
22 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 |
23 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 |
24 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 |
25 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 |
26 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 |
27 | 3 | 3 | 9 | 3 | 4 |
28 | 5 | 3 | 2 | 2 | 3 |
Средний балл | 4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
По данным экспериментального исследования самооценки (Дембо-Рубинштейн) выяснилось, что большая часть группы испытуемых (53,6%) склонна завышать свою самооценку. Подростки относили точки отметок к полюсам лестницы выше среднего, в итоге чего исчезало "позиционное" отношение, играющее, по мнению С.Я.Рубинштейн, важную роль в определении своего места на лестнице шкал психически здоровых, независимо от их самооценки и реальной жизненной ситуации. Склонность подростков к крайностям может быть следствием их нарушения критичности к себе, депрессивная самооценка, эйфоричность.
Другая часть испытуемых (46,4%) не склонна к крайностям. Подростки видят себя (или хотят показать себя) со средним здоровьем, умом, характером, счастьем.
Группа
подростков определила свое состояние
по шкале здоровья к зоне середины,
а по шкалам умственного развития,
характера и счастья –
По
окончании заполнения шкал, проведя
письменный опрос с целью выяснения
понимания значений слов "здоровье",
"умственное развитие", "характер"
и "счастье", обнаружилось, что подростки
охотно принимали участие. Однако под
конец опроса они теряли интерес, отвлекались,
но все же достойно справились с поставленной
задачей. Они дали разнообразные определения
предложенных понятий. Их представления
отличались нестандартностью, глубиной
осмысления.
Анализируя рисунок 6, можно сделать следующие выводы.
По методикам для диагностики по агрессивности выявляется следующее. Учитывая возрастные особенности, в общем можно сказать, что агрессивность у испытуемой группы подростков в норме. Эмоциональные реакции и поведение группы в целом объясняются периодом повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т.п. Также все это может зависеть от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными.
По методике для диагностирования самоотношения уровень самоуважения
Эмоциональные реакции, которые у взрослых были бы симптомом болезни, для подростков статистически нормальны.
Уровень выраженности агрессивных реакций зависит от степени влияния самооценки подростков. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше уровень общей агрессии и различных ее составляющих. Такая связь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии - враждебности. Уровень физической агрессии подростков зависит от степени влияния общей самооценки личности. Чем выше самооценка, тем больше выражена и склонность к проявлению физической агрессии. Кроме того, парциальные самооценки, такие как самооценка способности к лидерству и самооценка своего "физического Я", зависят от такой формы агрессии как негативизм. Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. Очевидно, в наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки "сходятся" в одной личности.
Вербальная агрессия зависит от различных аспектов самооценки подростков. Также как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна высокая самооценка способности к лидерству. Кроме того, вербальная агрессия оказалась связанной с уровнем самооценки собственной самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта. Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии также связана с высокой самооценкой личности, особенно, если для этих подростков характерны представления о себе как о высоко автономной, самостоятельной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом.
Еще
одна тенденция, которая обнаруживается
в исследовании, состоит в том,
что более агрессивные
Для понимания подростковой агрессии большое значение имеет рассмотрение не только самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например, учителями или сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. При этом здесь фрустрация касается не чего-то второстепенного, так как блокируется одна из базовых, фундаментальных потребностей личности, каковой, несомненно, является потребность в признании, уважении и самоуважении. И как любой фрустратор эта ситуация может провоцировать проявление агрессии.
Подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума (оценка ниже и не соответствует самооценке), значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее существенные различия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативизма. Однако, кроме того, подростки с конфликтным соотношением самооценки и внешней оценки имеют также и более высокий уровень таких форм агрессии как раздражительность, физическая агрессия и обида.
Одной из форм агрессивного поведения у подростков является аутоагрессивное поведение, то есть агрессия, направленная на самого себя. Аутоагрессия, по существу, представляет собой деструктивное, саморазрушающее поведение. Феномен аутоагрессии представляется наиболее загадочным, и, конечно, не должен сводиться лишь к клинической мазохистской интерпретации. Аутоагрессия – это низкая самооценка и неприятие себя. Уже это вполне достаточные основания для появления трудностей социально-психологического характера, связанных с установлением контактов и осуществлением продуктивного общения. Что собственно и фиксируется на поведенческом уровне в высоких показателях застенчивости и низких показателях общительности.
И,
наконец, агрессия может, как усиливаться,
так и подавляться за счет тех
аспектов ситуации, которые влияют на
степень и характер личностного самоосознания.
Когда человек сообразует свои поступки
с потенциальной реакцией жертвы или представителей
правопорядка, говорят о публичном самосознании.
Когда человек сосредоточен преимущественно
на собственных мыслях и переживаниях
— говорят о приватном самоосознании.
Любой из двух указанных типов личностного
самоосознания способствует снижению
вероятности проявления агрессивных реакций.
Аналогичным образом снижение уровня
личностного самосознания способствует
возникновению агрессии.
Заключение
Нами был проведен аналитический обзор по проблемам самооценки и агрессивности.
Нами были выполнены задачи: проанализированы разные подходы к изучению самооценки и агрессивности, проанализирована их зависимость.
Гипотеза подтверждена: подростки с завышенным или заниженным уровнем самооценки обладают высокой степенью агрессивности.
Для понижения уровня агрессивности необходимо повысить адекватную самооценку у подростков.
Информация о работе Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков