Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих агрессивность у подростков, связанную с их самооценкой.

Цель работы – исследовать зависимость агрессивности подростков от степени влияния их самооценки.

Гипотеза: подростки с завышенным или заниженным уровнем самооценки обладают большей степенью агрессивности по сравнению со сверстниками с адекватным уровнем самооценки.

Предмет исследования – самооценка подростков с чертой агрессивности.

Объект исследования – подростки с разной степенью агрессивности. База эксперимента – Елецкий машиностроительный техникум (учащиеся 1 курса группы ВМ-05-2, 28 человек, подростки 16 лет, мужского пола).

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

I. Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков………………….……………………………..6
1.1 Личностные особенности развития подростков……………...…...6
1.2 Проблема самооценки в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………….………………...…………….11
1.3 Теоретические подходы в изучении проблемы агрессивности…18
1.4 Исследование взаимосвязи самооценки и агрессивности.........…31

II. Экспериментальное исследование влияния самооценки на уровень агрессивности подростков………..……………………………...41
2.1 Методы и методики исследования………………………………..41
2.2 Анализ результатов исследования….....…………………………..46

Заключение…………………………………………………………….56
Список литературы..……………………………………………..…..58
Приложение…………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 751.50 Кб (Скачать)

в) с  чувством досады или раздражения.

8. Написать  письмо на телевидение меня  могла бы побудить скорее всего:

а) передача, которая очень понравилась; 

б) передача, которая содержала вопрос, требующий ответа;

в) передача, которая вызвала протест, неудовлетворение.

  9. Когда  возникают нежные чувства к  близким людям, я обычно:

а) проявляю их открыто; 

б) стесняюсь  своей сентиментальности;   

в) стараюсь не показывать.

  10. Необходимость принимать ответственные решения личной жизни обычно:

а) мобилизует меня; 

б) вызывает растерянность, ставит в тупик;   

в) огорчает или расстраивает.

  11. Сомнительные, но интересные идеи, знания, факты я обычно:

а) включаю  в багаж своих знаний; 

б) тщательно  обдумываю, взвешиваю;   

в) решительно отторгаю или опровергаю.

  12. Когда представители противоположного  пола говорят мне комплименты,  я обычно:

а) не скрываю  своего удовольствия; 

б) смущаюсь, чувствую неловкость;   

в) сомневаюсь в их искренности.

  13. Если мое предложение будет отвергнуто руководителем, то я скорее всего:

а) сделаю новое предложение или внесу  исправления в прежнее; 

б) буду переживать в себе случившееся;   

в) выскажу  свое недовольство или не стану впредь вносить предложения.

  14. Я человек:

а) очень  доверчивый; 

б) осмотрительный, настороженный;   

в) очень  недоверчивый.

  15. На юмор и шутки в основном  реагирую так:

а) открыто  смеюсь, радуюсь; 

б) воспринимаю  сдержанно;   

в) отношусь критично или реагирую редко.

  16. Если кто-либо из членов семьи опять делает не то или не так, я чаще всего:

а) терпеливо  и спокойно объясняю, как надо сделать; 

б) начинаю  ворчать, брюзжать;   

в) шумлю, радуюсь, устраиваю разгон.

  17. Жизнь чаще:

а) радует; 

б) не вызывает определенных эмоций;   

в) огорчает или разочаровывает.

  18. Анекдоты я:

а) обожаю; 

б) воспринимаю  без особого восторга;   

в) не люблю.

  19. Неприятные обязанности на работе  я большей частью выполняю:

а) столь  же терпеливо, как и остальные; 

б) нехотя;   

в) с  неудовольствием или досадой, раздражением.

  20. Для моего стиля жизни больше  характерно:

а) активное планомерное продвижение к намеченной цели; 

б) стабильность, постоянство;   

в) желание  периодически многое или что-нибудь резко изменять.

  21. Если бы мне предложили отметить круглую дату моего трудового пути, я бы вероятнее всего ответил:

а) принимаю предложение; 

б) мне  не очень хочется или неловко  оказаться в центре внимания;   

в) я  не люблю подобные мероприятия.

  22. На справедливые, но обидные по  форме замечания в мой адрес я обычно в первый момент реагирую так:

а) принимаю с благодарностью, признанием; 

б) обижаюсь, но не показываю это;   

в) защищаюсь  или теряю самообладание, «завожусь».

  23. Я хотел бы, чтобы моя профессиональная  деятельность:

а) была связана с активным общением с  людьми; 

б) не требовала  активного общения; 

в) по возможности  исключала общение.

  24. Дружеские подшучивания по моему  адресу:

а) вполне принимаю; 

б) не одобряю, но терплю;   

в) не выношу, не приемлю.

  25. Недостатки личности делового партнера чаще всего:

а) принимаю как обстоятельство, которое надо преодолевать; 

б) стараюсь молча терпеть;   

в) заставляют нервничать, огорчаться.

  26. Будь я руководителем, то для  завоевания авторитета у коллег  предпочел бы такое средство:

а) оказание помощи и поддержки; 

б) терпение и выдержку;   

в) строгость  и требовательность.

  27. Если бы на собрании коллектива  меня похвалили за хорошую  работу, то по всей вероятности:

а) я  не скрывал бы своего удовлетворения; 

б) смутился бы или постарался скрыть свои чувства;   

в) не испытал  бы особых чувств или это меня не порадовало.

  28. Если меня кто-то разозлит, то:

а) быстро отхожу, забываю о случившемся; 

б) успокаиваю себя, убеждаю, что надо уметь прощать, и у меня это получается;   

в) злюсь  долго и ничего с этим не могу поделать.

  29. Когда вечером раздается неожиданный  стук в дверь, то я по обыкновению:

а) ожидаю что-нибудь приятное; 

б) настораживаюсь, но не подаю вида;   

в) явно нервничаю, жду что-нибудь неприятное.

  30. Когда в дружеской компании  меня просят петь или танцевать,  то я:

а) тут  же откликаюсь; 

б) некоторое  время смущаюсь и не решаюсь;   

в) предпочитаю, чтобы меня не просили.

  31. Мелочи жизни я воспринимаю:

а) как  тонизирующий фактор; 

б) как  беспокоящее меня обстоятельство;   

в) как  досадные неприятности.

  32. Моя жизнь в целом:

а) наполнена  яркими событиями, которые я чаще всего сам себе организую;

б) размерена  и спокойна;   

в) скучна и однообразна.

  33. Если бы кто-нибудь из коллег, с которым не было особых отношений, вдруг стал мне оказывать дружеское расположение, то:

а) я  тут же ответил бы взаимностью; 

б) сначала  постарался бы понять причину, а потом  решил, как себя вести;   

в) воздержался  бы от дружеских отношений.

  34. Если коллега нанесет мне какую-то обиду, то я, скорее всего:

а) быстро смогу простить его; 

б) буду переживать, стараясь не показывать это;  

в) когда-нибудь отвечу ему тем же.

  35. Обстановка на работе чаще  всего вызывает:

а) хорошее  или бодрое, приподнятое настроение; 

б) внутреннее напряжение, беспокойство;   

в) раздражение  или плохое, сниженное настроение.

  36. Полезные советы со стороны  знакомых я обычно:

а) тут  же принимаю с благодарностью; 

б) тщательно  обдумываю и проверяю на надежность;   

в) не принимаю в расчет, стараюсь жить своим умом.

  37. Если кто-либо из коллег проявит  недовольство беспорядками в  нашей работе, я, скорее всего:

а) постараюсь своим участием уладить конфликт; 

б) буду наблюдать за развитием действий;   

в) приму  сторону недовольных или обиженных.

  38. Большинство людей в моем окружении  на работе (в учебном заведении):

а) вызывает недоверие; 

б) заставляет держаться настороженно;   

в) вызывает недоверие.

  39. В последнее время праздники  я обычно встречаю:

а) с  подъемом и радостью; 

б) с  некоторой грустью, тревогой, разочарованием или безразличием;   

в) с  явной досадой, раздражением или  ощущением пустоты, одиночества.

    Задание 3

Инструкция.  Выберите один из вариантов ответов а) полностью согласен, б) согласен, в) не согласен, г) абсолютно не согласен – для каждого из 10 утверждений, характеризующих Вас.

  1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.
  2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.
  3. Мне кажется, что у меня есть ряд хороших качеств.
  4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.
  5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.
  6. Я к себе хорошо отношусь.
  7. В целом я удовлетворен собой.
  8. Мне бы хотелось больше уважать себя.
  9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.
  10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.
 

    Задание 4

Инструкция.  Перед Вами список качеств, характеризующих человека.  Внимательно посмотрите его и составьте из них 2 ряда.  В первый ряд «Самооценка» расположите выбранные слова в наименее желаемое, с Вашей точки зрения, в человеке, за ним ставится слово, которое Вам меньше всего из оставшихся девяти нравится и т.д. На последнем месте будет стоять наиболее привлекательное качество. Теперь с исходным списком проделаете другую работу. Во второй ряд «Оценка» на первое место поставите качество, которое из выбранных десяти менее всего выражено в Вас, на второе место – наименее выраженное из оставшихся девяти и т.д.  Тогда последним будет стоять наиболее выраженное качество у Вас.

Слова, характеризующие  отдельные качества человека:

аккуратность, жизнерадостность, нежность, терпеливость, решительность, сострадательность, упорство, искренность, застенчивость, заботливость. 

    Задание 5

Инструкция.  Ниже нарисованы лестницы, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лестницах расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней – «самые больные», по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лестницах. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц. После выполнения этого задания пусть каждый из опрашиваемых напишет под словами «здоровье», «умственное развитие», «характер» и «счастье», что он понимает под этими обозначениями. 
 
 

Информация о работе Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков