Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих агрессивность у подростков, связанную с их самооценкой.

Цель работы – исследовать зависимость агрессивности подростков от степени влияния их самооценки.

Гипотеза: подростки с завышенным или заниженным уровнем самооценки обладают большей степенью агрессивности по сравнению со сверстниками с адекватным уровнем самооценки.

Предмет исследования – самооценка подростков с чертой агрессивности.

Объект исследования – подростки с разной степенью агрессивности. База эксперимента – Елецкий машиностроительный техникум (учащиеся 1 курса группы ВМ-05-2, 28 человек, подростки 16 лет, мужского пола).

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

I. Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков………………….……………………………..6
1.1 Личностные особенности развития подростков……………...…...6
1.2 Проблема самооценки в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………….………………...…………….11
1.3 Теоретические подходы в изучении проблемы агрессивности…18
1.4 Исследование взаимосвязи самооценки и агрессивности.........…31

II. Экспериментальное исследование влияния самооценки на уровень агрессивности подростков………..……………………………...41
2.1 Методы и методики исследования………………………………..41
2.2 Анализ результатов исследования….....…………………………..46

Заключение…………………………………………………………….56
Список литературы..……………………………………………..…..58
Приложение…………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 751.50 Кб (Скачать)

Содержание 

      Введение…………………………………………………………………3 

      I. Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков………………….……………………………..6

      1.1 Личностные особенности развития  подростков……………...…...6

      1.2 Проблема самооценки в работах  отечественных и зарубежных психологов…………………………………….………………...…………….11

      1.3 Теоретические подходы в изучении  проблемы агрессивности…18

      1.4 Исследование взаимосвязи самооценки  и агрессивности.........…31 

      II. Экспериментальное исследование влияния самооценки на уровень агрессивности подростков………..……………………………...41

      2.1 Методы и методики исследования………………………………..41

      2.2 Анализ результатов исследования….....…………………………..46 

      Заключение…………………………………………………………….56

      Список  литературы..……………………………………………..…..58

      Приложение………………………………………………………..…..62 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В настоящее время изучение самооценки как компонента самосознания и связи  ее с личностными чертами представляется наиболее перспективным. На сегодняшний  день разработаны теоретические  положения, определяющие место самооценке в структуре самосознания. В нашей работе исследуется взаимосвязь самооценки с такой личностной чертой, как агрессивность.

     Внимание  психологов привлекает значительный рост насилия и агрессии в повседневной жизни. Появляется необходимость исследовать этот феномен и факторы, на него влияющие. Это проблематика пока слабо изучается в отечественной психологии.

     Наибольшая  агрессивность наблюдается в  подростковом и юношеском возрасте. Примерно к 25-30 годам этот показатель выходит на значительно более  низкий уровень. Поэтому особенно важной является работа с подростками, направленная на снижение уровня агрессивности.

      Процесс реабилитации может быть завершен только в том случае, если в  подростке  удается пробудить потребность  самосовершенствования, самовоспитания и сформировать адекватную самооценку. Самовоспитание начинается с самоанализа, с  самокритичного отношения к себе. Кроме того, самовоспитание предполагает существование некоего идеала, выбранного в качестве образца поведения, определенных нравственных ценностей и критериев, с позиции которых человек оценивает себя, свое поведение.

      Здесь же необходимо выявление синдромов  тревожности, агрессивности, нарушений  системы самооценок подростка, неадекватный уровень притязаний, которые могут  проявляться в различных формах социальной дезадаптации. Воспитание, перевоспитание, коррекция должны строиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что также поможет выявить психодиагностическое исследование.

    В первой главе данной дипломной работы рассматриваются психологические особенности подросткового возраста, изучение проблемы самооценки и агрессивности у подростков.

    Во  второй главе представлен анализ данных, полученных в ходе исследования.

    В заключении формируются выводы по данной проблеме.

    В приложении представлены задания из методик, образец опросных бланков и бланки, заполненные испытуемыми для психологического исследования их самооценки, самоотношения и степени агрессивности.

     Исследование  степени влияния самооценки на уровень агрессивности подростков является чрезвычайно актуальным, так как вносит существенный вклад в понимание природы агрессивного поведения человека.

     Актуальность  данного исследования заключается  в том, что оно направлено на выявление  причин, вызывающих агрессивность у подростков, связанную с их самооценкой.

     Цель  работы – исследовать зависимость агрессивности подростков от степени влияния их самооценки.

     Гипотеза: подростки с завышенным или заниженным уровнем самооценки обладают большей степенью агрессивности по сравнению со сверстниками с адекватным уровнем самооценки.

     Предмет исследования – самооценка подростков с чертой агрессивности.

     Объект  исследования – подростки с разной степенью агрессивности. База эксперимента – Елецкий машиностроительный техникум (учащиеся 1 курса группы ВМ-05-2, 28 человек, подростки 16 лет, мужского пола).

     Задачи:

    1. Проанализировать разные подходы к изучению самооценки индивида;
    2. Проанализировать разные направления и подходы  к изучению  агрессивности индивида;
    3. Проанализировать самооценку подростков с чертой агрессивности;
    4. Сформулировать гипотезу относительно уровня самооценки подростков с разной степенью агрессивности;
    5. Провести исследование агрессивности подростков с разной степенью самооценки.
 

      Методики  исследования:

    1. Методика для диагностики агрессивности (А.Ассингер);
    2. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды (В.В.Бойко);
    3. Шкала самоуважения М.Розенберга – опросник для диагностики самоотношения подростков;
    4. Методика экспериментального исследования самооценки;
    5. Методика исследования самооценки (по Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности  у подростков
 

1.1 Личностные особенности  развития подростков. 

    Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

    Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Рассмотрев эти особенности, используя данные отечественной психологии, в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н. Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и д.р.

    Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом  развитии учащихся. Ведущим видом  деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., становится общение.

    Эти исследователи, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович отличает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками. В процессе общения у подростков могут возникать различные затруднения.

    Такие трудности в общении являются одной из сложных проблем в  психологии. Проблема затруднений (или  “барьеров” общения) в качестве объекта  специального исследования изучается отечественными и зарубежными психологами с середины XX века (Д.Кати, Л.Ли, Г.Лассвеля, М.Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д.Парыгин, Б.Ф..Ломов, Н.Л.Коломинский, Е.А.Климов и др.).

    В учебной деятельности затруднения  взаимодействия между учениками  внутри класса исследовали психологи Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, В.А.Кан-Калик, Е.В.Цуканова, В.В.Рыжов, Л.А.Поварницина и др.

       Исследования  отечественных психологов показывает, что если существенные изменения  в развитии мышления младшего школьника  связаны, прежде всего, с учебной деятельностью, то в развитии мышления подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими.

       Известно, что одна из существенных особенностей подросткового периода – бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения протекают по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние изменений, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение. В этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.п.

       Физическое  и половое развитие порождает  интерес подростка к другому  полу и одновременно усиливает внимание к своей внешности. Но подростки ни социально, ни психологически еще не готовы правильно решать эти проблемы (что создает для них большие трудности). И поведение подростка определяется тем, как взрослые помогают ему разрешить возникающие внутренние противоречия.

       Для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития.

       Своеобразие социальной ситуации развития подростка  состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. В чем это проявляется?

       По  сравнению с младшим школьником подросток должен устанавливать  отношения не с одним, а со многими  учителями, учитывая особенности их личности и требований (порой противоречивых). "Все это – отмечает Л.И. Божович, - определяет совсем иную позицию учащихся по отношению к учителям и воспитателям, как бы эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными".

       Но  самое главное изменение в  социальной ситуации развития подростка, подчеркивает Л.И. Божович, состоит  в той роли, которую выполняет  в этот период коллектив учащихся, а также различные внешкольные  организации. Учащиеся включаются в  различные виды общественно-полезной деятельности, что значительно расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей, формирования мышления личности.

       Хотя  учение остается для него главным  видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с социальным взаимодействием. Это обуславливается тем, что деятельность подростка, связанная с взаимодействием с социальной средой, в наибольшей степени удовлетворяет доминирующим потребностям возраста – потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении.

       Удовлетворяя  эти потребности, подростки усваивают  мораль общества, вырабатывают взгляды  по тем или иным вопросам, правила  поведения.

       Подростков  привлекает не только содержание, но и  форма деятельности. Их привлекают романтика, им нравятся походы, путешествия, исследовательская деятельность. Для подростков вообще свойственно стремление к "дали". 

      В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления  о себе обычно стабилизируются и образуют  целостную систему – “Я-концепцию”, что является важнейшим этапом в развитии самосознания.

      Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными  потребностями в самостоятельности  и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях – неучебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о ”подростковых реакциях ”.

      Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга, иногда “запойные” – характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Ребенок сам выбирает себе занятия по душе, тем самым, удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность, и некоторые другие.

      В подростковом возрасте не только бурно  увлекаются разнообразными делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками. Общение пронизывает  всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот  период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Близкий друг для подростка, обычно его ровесник – это своеобразный психотерапевт, умеющий выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания и установки, помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в себя.

Информация о работе Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков