Агрессия и агрессивное поведение у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 04:06, курсовая работа

Описание работы

Агрессивность – свойство личности, определяется как склонность к агрессивному поведению и актам агрессии. Понятия агрессия и агрессивность не синонимичны; не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивность как свойство личности, а она не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Большое влияние на развитие агрессивности оказывает социальная среда. Каждая личность должна обладать определённой степенью агрессии. Отсутствие её приводит к пассивности, ведомости.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика работы 5
1 Проблема агрессии и агрессивного поведения в подростковом возрасте в психологии их исследования 7
1.1 Понятие агрессии, агрессивности, агрессивного поведения 7
1.2 Виды, типы и формы агрессии 11
1.3 Психологические особенности агрессивного поведения подростков 14
Выводы 17
2 Эмпирическое исследование вербальной и физической агрессии в подростковом возрасте 18
2.1 Методы исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования 20
Выводы 30
Заключение 31
Список использованных источников 34
Приложение 1 39
Приложение 2

Работа содержит 2 файла

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

КУРСОВАЯ.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

     Враждебная  агрессия обусловлена негативными  эмоциями и намерениями причинения вреда.

     Инструментальная: данная форма агрессии не обусловлена  прямым намерением причинения вреда, но выступает в качестве инструмента личного обогащения или удовлетворения своих потребностей. Тем не менее, инструментальная агрессия может спровоцировать причинение вреда и страдание жертвы, притом что агрессор, осуществляющий данные действия может не фиксировать страдания жертвы, так как они не попадают в поле его внимания.

     По  мнению А. Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная и прямая – непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другими, могут быть классифицированы как физические,. активные и прямые. С другой стороны, распространение слухов или пренебрежительные высказывание за глаза можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые [19].

     Эти восемь категорий агрессивного поведения  и примеры к каждой из них приведены  в таблице 1.1

     Таблица 1.1.

     Типы  агрессии по А. Бассу

     Тип агрессии      Примеры
Физическая  – активная – прямая  Нанесение другому  человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия
Физическая  – активная - непрямая  Закладка  мин-ловушек; сговор с наемным убийцей  с целью уничтожения врага.
Физическая – пассивная - прямая  Стремление  физически не позволить другому  человеку достичь желаемой цели или  заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).
Физическая  – пассивная - непрямая  Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).
Вербальная  – активная - прямая  Словесное оскорбление  или унижение другого человека
Вербальная  – активная - непрямая  Распространение злостной клевеиты или сплетен о  другом человеке.
     Вербальная – пассивная - прямая      Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.
Вербальная  – пассивная - непрямая Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в  защиту человека, которого незаслуженно критикуют).
 

     Выделяют  также следующие  формы агрессивных  действий:

     • негативные позитивные (деструктивные конструктивные);

     • явные и латентные (внешне наблюдаемая  агрессия скрытая агрессия);

     • вербальные физические (словесное нападение физическое нападение);

     • прямые косвенные (непосредственно  направленные на объект смещенные на другие объекты);

     • враждебные инструментальные (с целью причинения вреда/боли другому человеку с иными целями);

     • эго-синтонные (принимаемые личностью) эго-дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью).

     Наиболее  привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются: злословие, повышение  тона и громкости голоса, аффектация (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары), применение оружия. Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве. Агрессия может быть направлена:

     • на окружающих людей вне семьи (например, на врачей, педагогов или сверстников);

     • только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку  или на сибсов);

     •на животных (птиц, кошек, насекомых);

     • на себя (свое тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей, отказа от еды  в подростковом возрасте);

     • на внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества и т. д.);

     • на символические и фантазийные  объекты (в форме серийных агрессивных  рисунков, коллекционирования оружия, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).

     Особую  опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура, Р. Уолтерс называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону. Для работы с агрессивным поведением наиболее важным является дифференциация всех форм агрессивного поведения на две группы:

  1. Несоциализированные формы агрессивного поведения (не носят враждебного характера и не имеют своей целью причинение ущерба другому человеку).
  2. Социализированные формы агрессивного проведения (направляются враждебностью, имеют своей целью причинение ущерба или боли другому человеку).

     Обобщив имеющиеся классификации А.А. Реан: предложил в своих работах следующую структуру агрессивного поведения [12], [13]:

     По  направленности:

     - агрессия, направленная вовне;

     - аутоагрессия – направленная  на себя.

     По  цели:

     - интеллектуальная агрессия;

     - враждебная агрессия.

     По  методу выражения:

     - физическая агрессия;

     - вербальная агрессия.

     По  степени выраженности:

     - прямая агрессия;

     - косвенная агрессия.

     По  наличию инициативы:

     - инициативная агрессия;

     - оборонительная агрессия.

 

1.3 Психологические особенности агрессивного поведения подростков

 

     В теориях возникновения агрессии у подростков можно выделить две основные тенденции.

     1. Агрессия имеет преимущественно  биологический механизм, в котором  подчеркивается роль нейрофизиологических  медиаторов и функционального  состояния глубинных структур  мозга, 

     2. Динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным механизмом агрессии является патологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов [12, c.3-18].

     Исследований  агрессивности в подростковом возрасте отмечают, что в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

     Многие  агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и  следственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причинной  необоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностного кризиса. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.

     Рассмотрим  возможные причины роста агрессии и агрессивного поведения в подростковом возрасте.

     Исследование  А.А. Реана установило, что «возбудимость» положительно коррелирует с вербальной агрессией, раздражительностью, спонтанной агрессией, а также с косвенной агрессией. Как известно, центральной особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения. Вся манера общения и поведения у них в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков и обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, для таких школьников характерна низкая терпимость. Также А.А. Реан установил связь агрессии с демонстративностью как чертой характера. Как отмечет автор, «Демонстративность положительно коррелирует с вербальной агрессией, раздражительностью, спонтанной агрессией, с косвенной агрессией» [13, с. 24].

     Говоря  об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот  факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.

     Дети  учатся агрессивному поведению, как  посредством прямых подкреплений, так  и путем наблюдения агрессивных  действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое  поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

     Многочисленные  исследования А. Бандуры, Р. Уолтерс [1] показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности [1].

     На  становление агрессивного поведения  влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся тверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.

      Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма  протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим  положением в системе межличностных отношений. Вместе с тем на развитие агрессивности могут влиять, например, природные особенности темперамента, такие как возбудимость и сила эмоций. Кроме того, агрессивное поведение подростков может быть вызвано необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки или словесных угроз.

      В работе И.А. Фурманова «Детская агрессивность: диагностика и коррекция» [18] представлено развитие агрессивности в зависимости от возраста и половой принадлежности. В частности, с возрастом происходит смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более «социализированных» форм, таких как оскорбление и соперничество. Так, было обнаружено, что девочки двух старших возрастных групп используют в основном непрямые  способы агрессивного поведения, в отличие от мальчиков, использующих непрямые способы агрессивного поведения. Выявлено, что способность к использованию непрямых способов ч агрессивного поведения формируется у девочек к 11 летнему возрасту. А в целом в возрастной группе 11 лет дети наиболее высоко оценивали себя по уровню агрессии. 

Информация о работе Агрессия и агрессивное поведение у подростков