Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 04:06, курсовая работа
Агрессивность – свойство личности, определяется как склонность к агрессивному поведению и актам агрессии. Понятия агрессия и агрессивность не синонимичны; не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивность как свойство личности, а она не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Большое влияние на развитие агрессивности оказывает социальная среда. Каждая личность должна обладать определённой степенью агрессии. Отсутствие её приводит к пассивности, ведомости.
Введение 3
Общая характеристика работы 5
1 Проблема агрессии и агрессивного поведения в подростковом возрасте в психологии их исследования 7
1.1 Понятие агрессии, агрессивности, агрессивного поведения 7
1.2 Виды, типы и формы агрессии 11
1.3 Психологические особенности агрессивного поведения подростков 14
Выводы 17
2 Эмпирическое исследование вербальной и физической агрессии в подростковом возрасте 18
2.1 Методы исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования 20
Выводы 30
Заключение 31
Список использованных источников 34
Приложение 1 39
Приложение 2
Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения. В качестве объекта агрессии могут выступать и неодушевленные предметы. Агрессия служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций.
В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию н сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. От подобной реактивной агрессии в различных ее проявлениях (экспрессивная агрессия, импульсивная агрессия, аффективная агрессия) следует отличать враждебную агрессию, характеризующуюся целенаправленно-осознанным намерением нанесения вреда другому, и инструментальную агрессию, где цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств ее достижения.
Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.
Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. Агрессивность - склонность к причинению другим лицам физического и морального ущерба ,свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
А.А. Реан выделяет две полярные точки зрения на проблему агрессивности [12]:
- этико-гуманистический подход – агрессия, причинение вреда другому человеку расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей – гуманистическая психология и философия, традиции христианского учения;
- эволюционно-генетический подход – агрессия трактуется как инстинкт, который в совокупности с другими инстинктами служит сохранению жизни.
Соотнесем между собой понятия агрессивное действие и собственно агрессивное поведение или агрессия, так как часто эти понятия отождествляют между собой. Агрессивное действие – это проявление агрессивности как ситуативной реакции. Если агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае говорят об агрессивном поведении. Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия.
В определении агрессивного поведения, по мнению Т.Р. Румянцовой [18] сегодня на первый план выдвигается нормативный подход, который в определении поведения как агрессивного решающее место отводит понятию нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда агрессивным называется поведение ребенка, которое включает два обязательных условия: 1) наличие губительных для жертвы последствий; 2) нарушение норм поведения.
Таким
образом, податливость к агрессивным
действиям формируется при
Э.П. Котова выделяет различные "модальности" агрессивности и 4 ее подтипа, различающиеся по таким параметрам, как направленность и интенсивность:
Агрессивность – устойчивая черта личности – готовность к поведению агрессивному (по-видимому, агрессивность между особями одного вида существует у большей части приматов). Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из них – нормы соц. ответственности и нормы воздействия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможность получения связи обратной, провоцирующему влиянию оружия, и пр.
И.А. Фурманов, исследуя агрессивность у подростков и юношей, пришел к выводу, что агрессивность следует рассматривать как предрасположенность к реализации такой модели поведения, которая обеспечивает адаптацию человека и является одним из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (стресса, депривации, фрустрации) [21]. Важно различать агрессию конструктивной направленности, когда адаптация, удовлетворения потребностей происходят социально приемлемым способов, и деструктивной (враждебной, асоциальной) направленности, когда потребности удовлетворяются социально неприемлемым способом, а адаптация связана с причинением страдания, вреда, ущерба окружающего миру, другим людям или себе.
Агрессивность
в сочетании с некоторыми индивидуально-психологическими
характеристиками личности является достоверным
диагностическим и
Агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб [17].
В
социально-психологическом и
Выделяют следующие виды агрессивных реакций (Басс и Дарки):
Агрессивное поведение – враждебные действия, цель которых является нанесение страдания, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт. По своей направленности агрессивное повеление может быть:
1) непосредственным, прямым, т.е. направленным против объекта, который является источником фрустрации;
2)
смешенным, когда индивид,
Поскольку устремление вовне агрессивное поведение (гетероагрессия), как правило, подвергается со стороны общества санкциям социальным, что усиливает фрустрацию, у человека может выработаться механизм, направляющий агрессивные импульсы внутрь, на самого себя. Такое агрессивное поведение называется аутоагрессией. Она проявляется в актах самоунижения, самообвинения, вплоть до нанесения себе телесных повреждений и самоубийства.
У
человека вследствие социализации агрессивного
поведения приобретаются
Таким образом, агрессивные акты выступают в качестве:
1.2 Виды, типы и формы агрессии
Выделяют следующие виды агрессии.
Агрессия вербальная – форма поведения агрессивного, в коей используется отреагирование своих отрицательных эмоций как посредством соответственных интонаций и других невербальных компонент речи, так и посредством угрожающего содержания высказываний.
Агрессия инструментальная – Поведение агрессивное, в коем агрессивные действия не являются выражением состояний эмоциональных: цель действий субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия применяется лишь как средство достижения этой цели.
Агрессия косвенная – Поведение агрессивное, направленность коего против лица или предмета самим субъектом агрессии скрывается или не осознается.
Агрессия прямая – Поведение агрессивное намеренного характера, цель коего не скрывается.
Агрессия реактивная – Возникает как реакции субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр.
Здесь выделяются:
1) агрессия аффективная;
2) агрессия импульсивная;
3) агрессия экспрессивная.
Агрессия физическая – поведение агрессивное с использование физической силы, направленное против другого субъекта или объекта.
Агрессия враждебная – ее цель непосредственное причинение вреда объекту самой агрессии, эскалации;
Аутоагрессия – выражается в аутообвинении, аутоунижении, самопринижении своих достоинств, качеств личности; может детерминировать даже акции самоубийства, причинении себе самому телесных травм, повреждений. [42].
Ю.Б. Можгинский [9] выделяет два вида патологической агрессии — психотическую и трансформированную. Психотическая агрессия совершается под действием галлюцинаций и бреда и характеризуется нелепостью разрушительных поступков. Жестокое поведение при трансформированной агрессии первоначально адекватно сложившейся ситуации, но в какой-то момент трансформируется в агрессивно-патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия.
По данным Ю.Б. Можгинского, среди подростков, совершивших убийства, максимально жестокие агрессивные действия, — 82% здоровы, 12% невменяемы, т.е. характеризуются патологической агрессивностью. Из последних 6% действовали под влиянием бреда и галлюцинаций (психотическая агрессия) и 6% проявили трансформированую агрессию. Трансформированная агрессия часто является патологической компенсацией комплекса ущербности и обиды, результатом длительного стресса и глубинного кризиса личности [9].
Информация о работе Агрессия и агрессивное поведение у подростков