Мотивации агрессивного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 22:24, реферат

Описание работы

Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьезной и проворечивой задачей: как найти выразительное и приемлемое определение основного понятия.

Содержание

1.Мотивация агрессивного поведения
1.1 Понятие агрессии
1.2 Теория агрессивного поведения
1.3 Ситуационные факторы агрессивного поведения
1.4 Мотивационные тенденции
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Мотивации агрессивного поведения.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

      Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования 

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 
 
 

КАФЕДРА

Психологии  управления и педагогики 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По теме «Мотивация агрессивного поведения»

Выполнили студенты 2 курса

Группа  2104

Факультет Государственного и муниципального управления

Чекалин Александр Викторович

Проверил: Федяев Андрей Анатольевич 

Дата  сдачи:

Оценка:

Подпись руководителя: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2009 г. 

           Мотивации агрессивного поведения. 
       

                                                СОДЕРЖАНИЕ 
 

1.Мотивация  агрессивного поведения

      1.1 Понятие агрессии 

      1.2 Теория агрессивного поведения 

      1.3 Ситуационные факторы агрессивного  поведения 

      1.4 Мотивационные тенденции

       Список литературы  
 

           1.Мотивация  агрессивного поведения

             1.1 Понятие агрессии 
         

     Одна  из главных проблем в определении  агрессии в том, что этот термин подразумевает  большое разнообразие действий. Когда  люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьезной и проворечивой задачей: как найти выразительное и приемлемое определение основного понятия.

     Различение  великого множества похожих и  непохожих друг на друга способов поведения лишь тогда достигают своей цели, когда последствия, к которым стремится субъект, осуществляя действие, можно свести к одному общему знаменателю - намеренному причинению вреда другому человеку.

     В настоящее время большинством исследователей принимается следующее определение: «Агрессия – это любая форма поведения,  нацеленного на оскорбление или причинения  вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения”.

     Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, - такими как злость; с мотивами, - такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, - такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно.

    Нередко агрессия, возникающая как инструментальная, приобретает компоненты враждебности, например, если ее жертва оказывает сопротивление. Из этого рассмотрения сложности и многоликости агрессивных действий становится понятно, почему, с одной стороны, эти действия могут быть очень похожими на действия помощи, а с другой - принадлежать к сфере деятельности власти. Последнее особенно характерно для инструментальных про- или антисоциальных форм агрессии, направленных на то, чтобы заставить жертву сделать нечто такое, что она сама по себе делать не будет. В качестве источников власти в таких случаях применяется принуждение или насилие. Однако мотивационные цели деятельности власти и враждебной агрессии были и остаются совершенно различными.

  Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним.

  • Около трети состоящих в браке американцев обоего пола подвергаются насилию со стороны своих супругов.
  • От трех до пяти тысяч детей в США умирают ежегодно в результате жестокого обращения с ними их родителей.
  • Ежегодно 4% пожилых американцев становятся жертвами насилия со стороны членов своих семей.
  • 16% детей сообщают, что их избивают братья или сестры.
  • Ежегодно в США совершается свыше миллиона преступлений с применением насилия, среди которых более 20 тысяч убийств.
  • Убийство занимает одиннадцатое место среди основных причин смерти в Соединенных Штатах.
  • Главной причиной смерти чернокожих американцев в возрасте от 15 до 34 лет является насильственная смерть.

     Хотя  чаще всего, взаимодействуя с другими  людьми, мы не ведем себя жестоко  или агрессивно, наше поведение все  равно нередко оказывается источником физических и душевных страданий наших близких. Не исключено, что под впечатлением приведенных выше статистических данных у кого-то возникнет мысль о том, что именно на современном этапе исторического развития человечества "темная сторона" человеческой натуры как-то необыкновенно усилилась и вышла из-под контроля. Однако сведения о проявлениях насилия в другие времена и в других местах говорят о том, что в жестокости и насилии, царящих в нашем с вами мире, нет ничего из ряда вон выходящего.

  • При взятии Трои в 1184 году греки-триумфаторы казнили всех лиц мужского пола старше десяти лет, а оставшиеся в живых, то есть женщины и дети, были проданы в рабство.
  • В годы наивысшего подъема испанской инквизиции (1420-1498) многие тысячи мужчин, женщин и детей были сожжены заживо на кострах за ересь и другие "преступления" против церкви и государства.
  • У бушменов племени Кунг, живущих на юге Африки, процент убийств в несколько раз превышает таковой же в США и, судя по сообщениям, часто жертвами убийств становятся ни в чем не повинные люди.
  • Более 45% смертей среди представителей народности уарони, живущей на востоке Эквадора, составляют летальные исходы в результате копьевых ранений, полученных в ходе внутриплеменных стычек.
  • У народности джебьюси в Папуа-Новой Гвинее на убийства приходится более 30% смертей среди взрослого населения.

     Конечно, даже и в тех случаях, когда  люди увечат и убивают друг друга  с помощью копий, луков, стрел, духовых  ружей и другого примитивного оружия, их действия деструктивны и  ведут к ненужным страданиям. Однако подобные побоища, как правило, происходят на ограниченной территории и не представляют угрозы для человечества в целом. Применение же современных, несравненно более мощных видов вооружения может привести к глобальной катастрофе. Сегодня некоторые государства имеют возможность смести с лица земли все живое. К тому же производство оружия массового уничтожения в наше время обходится довольно дешево и не требует особых технологических познаний.

     В свете этих тенденций невозможно не признать, что насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество. Хотя очевидно, что признание этого факта самый первый и, в некотором отношении, самый простой шаг из тех, что нам предстоит сделать в дальнейшем. Мы должны также задаться вопросом: почему люди действуют агрессивно и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?

     Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались  с различных позиций - с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов. Тем не менее, налицо явный прогресс, и сегодня мы знаем уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии, во всяком случае, гораздо больше, чем даже десятилетие назад. 
 
 

                    1.2 Теория агрессивного поведения 

     Человек был, есть и, возможно, еще долго будет  агрессивным. Это кажется ясным  и бесспорным. Но почему он агрессивен? Что заставляет быть таковым? На этот вопрос всегда пытались найти ответ. Высказывались противоположные, порой взаимоисключающие мнения в отношении причин ее возникновения, ее природы, факторов, способствующих ее формированию и проявлению. На сегодня многообразны как теории агрессивного поведения, так и выделенные формы поведенческой активности животных и человека. Среди теорий, естественно, следует указать на теории З. Фрейда, К. Лоренца, Э.Фромма; позиции бихевиористов, инстинктивистов, сторонников их интеграции и т.д.

     Самую первую теорию агрессии предложил Фрейд. Он утверждал, что всё человеческое поведение проистекает из эроса, инстинкта жизни, энергия которого направлена на поддержание жизни. Так же он предположил существование второго инстинкта - танатоса - влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и    прекращение жизни.

     Человеческое  поведение является результатом  сложного взаимодействия этого инстинкта  с эросом, так как между ними существует постоянное напряжение, часть  энергии танатоса направляется вовне, в направлении от «Я». Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.

Все существующие ныне теории агрессии, при всем их многообразии, можно подразделить на четыре основные категории, рассматривающие агрессию как: 1) врожденное побуждение или задаток (теории влечения); 2) потребность, активируемая внешними стимулами (фрустрационные теории); 3) познавательные и эмоциональные процессы; 4) актуальное проявление социального.

     Первая  категория теорий, несмотря на многообразие подходов, исходит из того (и это  объединяет эти теории и составляет их центральное звено), что агрессивность рассматривается ее сторонниками как врожденная инстинктивная форма поведения. Иными словами, агрессия проявляется потому, что она генетически запрограммирована. Следовательно, какие-либо, даже самые положительные, изменения в социальной среде не способны предотвратить ее проявление. Максимум, возможно, ослабить ее. И в этом, несомненно, есть доля истины.

     Вторая  категория теорий (агрессия как потребность, активируемая внешними стимулами, агрессия как побуждение) как раз наоборот, считает возможным не только ослабление, но полное искоренение агрессии, поскольку саму агрессию относит к проявлениям влияния и воздействия внешней среды и условий (фрустрации, возбуждающих и аверсивных событий).

     Третья  группа теорий, в отличие от предыдущих, учитывает такие аспекты человеческого  опыта, как когнитивная и эмоциональная  деятельность, Именно этим она отличается от них. Сторонники этих теорий утверждают возможность управления агрессией, контроля над поведением «простым» научением людей реально представлять себе потенциальные опасности, адекватно оценивать угрожающие ситуации.

     Наконец, согласно четвертой группе теорий (теории социального научения), агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также путем пассивного наблюдения агрессивных проявлений.

     Хотя  и теории влечения и фрустрации в  современной психологии считаются устаревшими, нам представляется, что неправильно игнорировать то «рациональное зерно», которое они «посадили», имеет неоспоримое значение для последующих исследований.

     Естественно, говоря о психоаналитическом подходе  к агрессии и агрессивности, мы, в первую очередь, будем иметь в виду З. Фрейда. Все человеческое поведение психоаналитики выводят прямо или косвенно из Эроса – основного инстинкта жизни, энергия которой направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение либидинозных импульсов.

Информация о работе Мотивации агрессивного поведения