Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 04:06, курсовая работа
Агрессивность – свойство личности, определяется как склонность к агрессивному поведению и актам агрессии. Понятия агрессия и агрессивность не синонимичны; не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивность как свойство личности, а она не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Большое влияние на развитие агрессивности оказывает социальная среда. Каждая личность должна обладать определённой степенью агрессии. Отсутствие её приводит к пассивности, ведомости.
Введение 3
Общая характеристика работы 5
1 Проблема агрессии и агрессивного поведения в подростковом возрасте в психологии их исследования 7
1.1 Понятие агрессии, агрессивности, агрессивного поведения 7
1.2 Виды, типы и формы агрессии 11
1.3 Психологические особенности агрессивного поведения подростков 14
Выводы 17
2 Эмпирическое исследование вербальной и физической агрессии в подростковом возрасте 18
2.1 Методы исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования 20
Выводы 30
Заключение 31
Список использованных источников 34
Приложение 1 39
Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ
Агрессивное
поведение детей и подростков
современными психологами и педагогами
расценивается как очень
Агрессивность – свойство личности, определяется как склонность к агрессивному поведению и актам агрессии. Понятия агрессия и агрессивность не синонимичны; не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивность как свойство личности, а она не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Большое влияние на развитие агрессивности оказывает социальная среда. Каждая личность должна обладать определённой степенью агрессии. Отсутствие её приводит к пассивности, ведомости.
Конечно, не только агрессивность служит причиной нарушения поведения. Несомненно, существуют и другие психологические механизмы отклонения в развитии личности ребенка. Однако большая часть трудных детей, большая часть проблем, с которыми родители обращаются к психологу, большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью ребенка. Испытывая те или иные неблагоприятные эмоциональные состояния, чаще всего ребенок не в силах справиться с ними самостоятельно. Это в свою очередь может привести к закреплению отрицательных личностных качеств.
В связи с обозначенной проблемой актуальной задачей является изучение проявления различных видов агрессивного поведения в подростковом возрасте.
ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы является представления о необходимом изучении физической и вербальной агрессии у подростков на сегодняшний день.
Тема курсовой работы звучит следующим образом: «Проявление вербальной и физической агрессивности у подростков».
Наиболее разработаны в психологии такие аспекты данной темы: природа агрессивности школьников, ее причины, формы, влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей, поло-возрастные особенности агрессивного поведения детей и подростков.
В то же время недостаточно изучена проблема выраженности отдельных типов агрессивного поведения подростков, в частности физической и вербальной агрессии.
Под
физической агрессией понимается
поведение агрессивное с
Вербальная
агрессия - форма поведения агрессивного,
в коей используется отреагирование
своих отрицательных эмоций как
посредством соответственных
Цель курсовой работы: выявить и описать особенности проявления физической и вербальной агрессивности подростков.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятия агрессии, агрессивности, агрессивного поведения.
2. Проанализировать виды, типы и формы агрессии в подростковом возрасте.
3. Выявить уровень и особенности проявления физической и вербальной агрессии в подростковом возрасте.
Объект исследования: агрессивность.
Предмет исследования: особенности проявления физической и вербальной агрессии в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: для подросткового возраста в большей степени характерно проявление физической агрессии по сравнению с вербальной.
Методы исследования
1.
Теоретический анализ и
2. Метод тестирования – опросник Басса-Дарки.
3.
Количественно-качественный
Эмпирическая база исследования: подростки в возрасте 14-15 лет, всего 30 человек.
Структура и объем курсовой работы.
Курсовая работа содержит две главы. Первая глава носит теоретический характер и посвящена анализу проблемы агрессивного поведения в подростковом возрасте. Вторая глава содержит результаты эмпирического изучения проявления физической и вербальной агрессии подростков.
Курсовая работа содержит выводы к каждой общее заключение, список использованных источников, приложение.
Объем курсовой работы 35 страниц печатного текста.
1 ПРОБЛЕМА АГРЕССИИ
И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие агрессии, агрессивности, агрессивного поведения
На сегодняшний день среди исследователей феномена агрессии нет исчерпывающего и общеупотребительного определения термина агрессия. Это связано с различными подходами, исследующими данный феномен, которые к тому же базируются на теориях, исповедующих разное понимание природы человека.
Выделим определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения. Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению (Л. Бендер.) Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Х. Дельдаго).
По
мнению Уилсона агрессия есть физическое
действие или угроза такого действия
со стороны одной особи, которые
уменьшают свободу или
Разные авторы, по-разному определяя агрессию, тем не менее, сходятся на том, что ее синонимами могут быть следующие понятия: насилие, жестокость, деструктивность и т.д. [15, c. 6].
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1.
Представление об агрессии как
мотивированных действиях,
2.
Агрессия как акты
По мнению этих авторов:
- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
- в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
- жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой [12].
Из
отечественных психологов эту точку
зрения разделяют Т.Г. Румянцева
и И.Б. Бойко. Они рассматривают
агрессию как форму социального
поведения, которое реализуется
в контексте социального
Агрессия (от лат. aggredi— нападать) — индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей [20].
Более подробно рассмотрим основные теории агрессии. Теория влечения (психоаналитический подход). З. Фрейд считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежное. В человек существуют два наиболее мощных инстинкта; сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти. З. Фрейд утверждал, что все поведение человека является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Существование острого конфликта между сохранением жизни и ее разрушением приводит к тому, что другие механизмы служат цели направляет энергию инстинкта смерти вовне, в направлении от «Я». Если энергия инстинкта смерти не будет обращена вовне, то вскоре это приведет к разрушению самого индивидума. Таким образом, танатос (инстинкт смерти) косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других [20].
Этологический подход. К. Лоренц придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З. Фрейда. Согласно К. Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и других живых существ. К. Лоренц считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией.
1) количества накопленной агрессивной энергии;
2) наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.
Согласно К. Лоренцу, люди обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные. В тоже время К. Лоренц отмечал, что ослабление агрессии возможно путем различных действий Также К. Лоренц утверждал, что любовь и дружеские чувства могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.
В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой утверждается что [8]:
- фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
- агрессия всегда является результатом фрустрации.
В свете теории социального научения, предложенной А. Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, “за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения” [1].
Теория
социального научения агрессии постулирует,
что агрессивное поведение
1.
Подкрепление собственного
2. Отношение к самому себе.
З. Наблюдение за поощрением и наказанием другого человека (викарный опыт) Теория научения лежит в основе большинства программ профилактики в коррекции агрессивного поведения, т. к., по мнению многих практиков, поведенческий подход в развитии просоциального поведения является наиболее эффективным, методически универсальным и быстрым.
Итак, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:
Информация о работе Агрессия и агрессивное поведение у подростков