Диагностика агрессивного поведения человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – нахождение различных подходов к диагностике агрессивности.

Содержание

Введение

1.Диагностика агрессивности

2. Определение агрессии и агрессивности

3. Типы и виды агрессии

4. Диагностика уровня агрессивности

5. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

6. Опросник «Баса-Дарки»

7. Тест Ассингера

8. Личностные шкалы измерения агрессии

9. Опросные методы изучения агрессии

10. Проективные методы

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

Юр. психология.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

    Содержание: 
 

    Введение  

    1.Диагностика  агрессивности  

    2. Определение агрессии и агрессивности  

    3. Типы и виды агрессии  

    4. Диагностика уровня агрессивности  

    5. Методика диагностики межличностных  отношений Т. Лири  

    6. Опросник «Баса-Дарки»  

    7. Тест Ассингера  

    8. Личностные шкалы измерения агрессии  

    9. Опросные методы изучения агрессии  

    10. Проективные методы  

    Заключение  

    Литература  

 

     Введение 
 

    В современном мире часто происходят террористические акты, постоянно растет уровень преступности, причем преступники становятся все более молодыми и все более жестокими. Чем это вызвано? Как диагностировать уровень агрессивности человека? Можно ли предупредить проявления агрессивности и минимизировать возможный вред? На эти вопросы призваны ответить психологи.  

    Агрессию  изучают в различных подходах. Это этологический, психоаналитический, фрустрационный и бихевиористический подходы. Проблему агрессивности поднимали  в своих трудах Э.Фромм, З. Фрейд, Л. Берковиц и другие известные психологи.  

    Цель  данной работы – нахождение различных подходов к диагностике агрессивности.  

    1. Диагностика агрессивности 
 

    1.1. Определение агрессии и агрессивности 

    Агрессия  – мотивированное деструктивное  поведение, противоречащее нормам и  правилам сосуществования людей  в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. (4) 

    Агрессия  – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. (7)  

    Агрессия  – открытая неприязнь, вызывающая враждебность (2).  

    Агрессия  – сложное явление, обусловленное  множеством причин, трудно прогнозируемое и контролируемое (8).  

    Агрессивность – устойчивая черта личности –  готовность к агрессивному поведению. Уровни агрессивности определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых –  нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важны также и истолкование намерений окружающих, возможность получения обратной связи, провоцирующее влияние оружия и т.д. 

    Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в  физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.д. Психологически Агрессивное поведение выступает одним из способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, с сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.  

    Агрессивные действия выступают в качестве : 

    Средства  достижения какой-либо цели; 

    Способа психологической разрядки; 

    Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.  

    Некоторые агрессивные проявления могут быть признаком развивающихся психопатологических  изменений личности. В формировании самоконтроля над агрессивностью и  сдерживания агрессивных актов  большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности(4).  

    Различные авторы в своих исследованиях  по-разному определяют агрессию и  агрессивность: как врожденную реакцию  человека для защиты занимаемой территории (Лоренц, Ардри), как стремление к  господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард) (7). 
 

    1.2. Типы и виды агрессии 

    В научной литературе выделяют следующие  виды агрессии: 

    физическая  агрессия (нападение)- использование физической силы против другого лица или объекта; 

    вербальная  агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза , проклятие, ругань); 

    прямая  агрессия – непосредственно направленная на кого –либо; 

    косвенная агрессия – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные  сплетни, шутки и т.д.), действия, характеризующиеся  ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в  крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д.). 

    инструментальная  агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели; 

    враждебная  агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии; 

    аутоагрессия  – проявляется в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.  

    Выделяют  также агрессию инструментальную, которая  отличается тем, что цель действия субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и  агрессия используется лишь как средство достижения этой цели; а также реактивную агрессию, которая возникает как реакция человека на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. Здесь выделяют агрессию аффективную, импульсивную и экспрессивную.  
 

    2. Диагностика видов агрессии 

    2.1. Методика диагностики межличностных  отношений Т. Лири 
 

    Методика  создана Т. Лири, Г. Лефорджем, Р. Сазеком  в 1954 году(1). Была предназначена для  исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.  

    При исследовании межличностных отношений  выделяются два фактора: доминирование  подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия. Для представления основных социальных ориентаций Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены 4 ориентации: доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность.  

    Схема Лири основана на предположении, что  чем ближе результаты опрашиваемого  к центру окружности, тем сильнее  взаимосвязь этих двух переменных.  

    По  специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.  

    Анализ  данных проводится путем сравнения  дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей.  

    Доминирование  

    Агрессивность Дружелюбие  

    Подчинение 
 

    2.2. Опросник «Баса-Дарки» 

    Авторы  данного теста (1) считают, что агрессивность  имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет различную степень  выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Иначе это будет пассивная и конформная личность. Чрезмерное развитие агрессивности определяет весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперации и т.д. 

    Исходя  из этого, авторы делят агрессивные  проявления на два типа:  

    мотивационная агрессия, как самоценность; 

    инструменталлная  – как средство.  

    Определив уровень таких деструктивных  тенденций. Можно с большей вероятностью прогнозировать возможность проявления агрессивности.  

    А. Басс разделил понятия агрессии и  враждебности и определил последнюю  как «…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей  и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А.Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций: 

    физическая  агрессия – использование физической силы против другого лица; 

    косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.  

    раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 

    негативизм  – оппозиционна манера в поведении  от пасивногг сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев  и законов.  

    обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 

    подозрительность  – в диапазоне от недоверия  и осторожности по отношению к  людям до убеждения в том, что  другие люди планируют нанести тебе вред.  

    вербальная  агрессия – выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов.  

    Чувство вины – выражает возможное убеждение  субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а  также ощущаемые им угрызения  совести.  

    Опросник  состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам. Норморй агрессивности является величина ее индекса, равная 21 = - 4, а враждебности 6,5+ - 3.При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей стемень проявления агрессивности.  

    Опросник  Баса Дарки следует использовать в совокупности с другими методиками: личностными тестами (Кеттел, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.  
 
 

    2.3. Тест Ассингера 

    Тест  Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен  в отношении с окружающими  и легко ли общаться с ним. Для  большей объективности ответов  можно провести самооценку, когда  коллеги отвечают друг за друга. Тест состоит из 20-ти вопросов с тремя вариантами ответов(1). 

    3.  Личностные шкалы измерения агрессии 

    Шкала ориентации гнева (Шпилберген, Джонсон, Рассел). Создана в 1985 году. Использует две субшкалы – « гнев внутрь», указывающий на подавление гнева, и  «гнев наружу», измеряющую выражение гнева. Общий счет свидетельствует об уровне гнева в общем, независимо от его направленности. Валидность данной шкалы подтверждается корреляцией между стилем ориентации гнева и другими мерами гнева(5).  

    Шкала враждебности Кука и Медли создана  в 1954 году. Это часть батареи субтестов, разработанных для измерения установок учителей. Эта шкала состоит из вопросов, заимствованных в MMPI. Обладает адекватной устойчивостью, существуют некоторые ограниченные подтверждения ее валидности.  

    Шкала проявлений враждебности (Сигела) состоит из вопросов MMPI, отобранных клиническими психологами. Эта шкала, разработанная для измерения враждебности, не содержит в своих вопросах открытых упоминаний о враждебности. Хорошая внутренняя согласованность.  

Информация о работе Диагностика агрессивного поведения человека