Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изучить влияние психологических особенностей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: семейное воспитание как один из факторов агрессивного поведения детей.
Гипотеза исследования: стили семейного воспитания оказывают влияние на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии……………………………………………………………………6
1.1 Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии…………………………………………………………6.
1.2 Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста……………………..26
1.3 Выводы……………………………………………………………….34
Глава 2. Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста…………………………..36.
2.1 База и методы исследования………………………………36
2.2 Анализ результатов………………………………………………..49
2.3 Выводы……………………………………………………….58
Глава 3. Психопрофилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста………………………………………………59
3.1 Психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности………………………….59
3.2. Коррекционная программа…………………………………….62
Заключение……………………………………………………………85
Литература…………………………………………………………87

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 143.73 Кб (Скачать)

Ведущий включает музыкальное  сопровождение, и дети по очереди  показывают танец героини.

Игра «Волшебница».

Ведущий выбирает «волшебницу», которая, прикасаясь палочкой к участнику, говорит: «Будь дождем, будь солнцем, будь ветром, будь травинкой и т.д.». Дети изображают, что говорит волшебница. Затем волшебница выбирает того, кто лучше всех выполнил задание.

Часть 2.

Характеристика отрицательных  черт героини.

Беседа.

Ведущий предлагает представить  ситуацию, когда Василиса Премудрая  злая. Какая она? Конкурс на самую  злую, сердитую, обидчивую Василису.

Упражнение «Смешинка».

Дети превращаются сначала  в злых Василис, затем снова в  добрых и веселых.

Дети садятся в круг. Ведущий говорит: «Крюки, закорюки! Не смеяться, замкните свои щеки! Не улыбаться. Крюк по полям. По всем городам!». Дети жестами и мимикой дразнят  друг друга. Побеждает тот, кто засмеется  последним.

Обсуждение.

В обсуждении обращается внимание на те чувства, которые дети испытали, побывав в роли и доброй, и злой.

Часть 3.

Игра «Узнай по голосу».

Ребята становятся в круг, в центре стоит водящий с завязанными  глазами. Играющие идут по кругу вслед  за водящим, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются  и говорят:

Мы немножко поиграли.

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай,

Кто тебя позвал – узнай!

Водящий должен назвать имя  того, кто скажет: «Узнай, кто я?». Если он угадал, узнанный становится водящим, если ошибся, игра повторяется. Можно  разрешить детям голосом издавать звуки птиц, животных, чтобы усложнить  игру.

Этап III. Обучение конструктивному  решению конфликтов.

Занятие 1. Как научиться  владеть своими чувствами.

Цели. Снять психомышечное  напряжение; развивать у детей  выразительные движения; учить владеть  своими чувствами и устранять  конфликты.

Ход занятия.

Часть 1.

Упражнение «Забавные  человечки».

С помощью этого упражнения происходит двигательная и эмоциональная  разминка.

Упражнение «Передай рядом  сидящему».

Дети в кругу передают друг другу задуманную вещь. Задача передающего – точно показать предмет, а принимающего – угадать  его и либо оставить у себя, либо передать другому ребенку.

Часть 2.

Работа с текстом.

Дети садятся на ковер. Ведущий рассказывает: «У каждого  дома есть хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в нем прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если плохой хозяин, то в доме беспорядок, вещи разбросаны где попало. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а  ненужные вещи, наоборот, лезут в  руки. Такой дом не может служить  своему хозяину. Так же и с чувствами. Один человек может быть хозяином своих чувств, управлять и распоряжаться  ими. Другой не может, поэтому чувства  управляют и распоряжаются этим человеком, что доставляет ему много  хлопот».

Дети обсуждают, задумываются о том, кто хозяин в их «доме».

Далее читает детям следующий  рассказ. «Жил-был мальчик Толик. Он был умный и сообразительный. Как-то раз на уроке русского языка  вдруг догадался, что в последней  драке он упал из-за того, что Вовка  подставил ему подножку. Повернулся Толик назад и ударил Вовку  учебником по голове. Учительница  застыдила его. «Но почему? – удивился Толик. – Я ведь его справедливо  ударил».

А как-то во время завтрака в столовой такие вкусные оладьи подавали, что Толику стало радостно и он захохотал на всю столовую да еще соседку Аньку стал щекотать, чтобы одному не скучно было смеяться. А учительница застыдила его. Но почему?

А как-то получил Толик  сразу две пятерки: по труду и  по физкультуре. Радостный прибежал в палату, да так закричал, что  разбудил ребят, которые уже спали. Воспитательница его застыдила. «Но почему? – грустно подумал  Толик. – Я ничего не понимаю».

Вопросы для обсуждения:

Что сделал Толик и почему его стыдили окружающие?

Что чувствовал Толик перед  тем, как что-то сделать, и что  потом, когда его стыдили?

Был ли Толик хозяином своих  чувств, умел ли владеть ими?

Вспомните ситуации, когда  ваше неумение владеть своими чувствами  мешало окружающим и приводило к  серьезным конфликтам?

Далее ведущий показывает детям некоторые простейшие способы  владения своими чувствами, рассказывает сказку, дает три сказочных совета, которые помогли Ивану. «Перво-наперво, когда сильное чувство приходит, встань обеими ногами на мать сыру землю. Встань и пяткой, и всеми пальцами, чтобы земля силу дала. Второй –  когда землю почувствовал, осмотрись  вокруг и пока что-нибудь маленькое  не найдешь – муравья, комара, муху или цветочек махонький – чувство  наружу не выпускай. Третий – вдохни глубоко-глубоко полной грудью и  тихонечко выдохни так, чтобы  сам своего выдоха не услышал. Когда  три совета выполнишь, то сразу поймешь, что надо делать – смеяться или  плакать, кулаками махать или вести  спокойный разговор».

Ведущий поясняет секрет: необходимо свое внимание перевести на что-нибудь другое, то есть «остыть». Далее с  помощью упражнений дети тренируются  владеть своими чувствами.

Упражнение «Хочу».

Ведущий кончиком карандаша  очень медленно рисует в воздухе  какую-либо букву. Дети должны угадать  букву, а угадав, не закричать тут  же правильный ответ, а преодолеть свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды  и прошептать ответ.

Часть 3.

Этюд «На берегу моря».

Подведение итогов.

Подведение итогов проходит по вопросам:

О чем говорили на занятии?

Какие три совета нужно  помнить, чтобы владеть своими чувствами? Что понравилось (не понравилось) на занятии?

 

Занятие 2. Встань на его место.

Цели. Продолжать тренировать  умение владеть своими чувствами, обучать  умению принимать во внимание чувства  другого человека в конфликтных  ситуациях; активизировать речевые  высказывания детей.

Ход занятия.

Часть 1.

Упражнение «А-а-ах».

Ведущий кладет руку на стол и затем медленно поднимает ее до вертикального положения. Дети в  соответствии с поднятием руки усиливают  громкость звука «ах», с тем  чтобы, когда рука достигнет верхнего положения, завершить ее громким  совместным «ах» и мгновенно замолчать.

Этюд «Игра в снежки».

Работа с текстом.

Ведущий с помощью рассказа подводит детей к тому, что непонимание  людьми чувств друг друга может привести к конфликту.

«Миша был очень высоким  и добрым мальчиком, но, к сожалению, он часто трусил. И вот пришло время идти в детский сад, он очень  боялся, что ребята будут его обижать. Может быть, поэтому, когда он первый раз вошел в группу, ему показалось, что ребята как-то странно на него смотрят и сейчас бить будут. Сжав кулаки, он приготовился обороняться. Ребята, увидев, что вошел высоченный мальчишка со сжатыми кулаками, решили, что он хочет драться. Поэтому собрались вместе и отлупили Мишу».

Вопросы для обсуждения.

Что чувствовал в этой ситуации Миша? А что – ребята?

Почему произошла драка?

Как можно было избежать драки?

Легко ли определить состояние  другого человека?

После обсуждения ведущий  читает второй рассказ. «Оставшись как-то одна дома, Маша решила помочь маме помыть посуду и нечаянно разбила ее любимую  чашку. Очень ей стало стыдно и  маму жалко. Расстроилась Маша, забилась в угол между диваном и шкафом. Пришла мама, увидела разбитую чашку, стала искать Машу, раскричалась: «Не  стыдно тебе? Мало того, что чашку  разбила, так еще прячешься, уходишь  от ответа». Расплакалась тут Маша, а мама еще больше рассердилась: «Ах, так ты еще плачешь, еще себя жалко!».

Вопросы для обсуждения:

Почему мама не поняла Машу?

Какие ошибки они допустили?

Как им лучше было бы поступить  в этой ситуации?

Придумайте хорошее окончание  к этому рассказу.

Упражнение «Угадай чувства  героя».

Ведущий раздает карточки, на которых описана ситуация. Дети должны дописать пропущенные слова.

Когда ребенок падает и  разбивает коленку, он чувствует…, его мама чувствует…

Когда ребенок получает плохую оценку, он чувствует…, его мама чувствует…, учительница чувствует… .

Когда ребята не хотят играть с малышом, он чувствует… .

Когда девочка ложится  спать, она чувствует… .

Когда ребенка несправедливо  наказывают, он чувствует… .

Когда девочка солгала  маме, она чувствует…, мама чувствует… .

Игра «Встань на его (ее) место».

Ведущий задает ситуации, в  которых один из героев необоснованно  обижает другого. Для каждой ситуации выбирается водящий, который играет роль обижаемого ребенка или взрослого. В центре круга ставится пустой стул для обидчика. Дети по очереди садятся  на этот стул и от первого лица (обидчика) рассказывают о чувствах таким образом, чтобы объяснить причину своих  действий . Игра заканчивается на том  участнике, который сумеет так представить  свои чувства, что водящий (обиженный) перестанет обижаться и сообщит  об этом группе.

Ситуация 1.

Миша пришел в школу  нарядный и радостный – у него сегодня день рождения. При входе  в класс он нечаянно задел локтем Васю. Вася рассердился и толкнул  Мишу. Миша упал, ударился и порвал рубашку.

Ситуация 2.

На уроке математики дети делали чертеж к задаче. Саша полез  в пенал за линейкой, но вспомнил, что на переменке Коля его линейкой запускал бумажные шарики в девчонок и забыл ему ее отдать. Саша тихонечко  повернулся к Коле за линейкой. Учительница  заметила это и закричала: «Немедленно  повернись! Учебные принадлежности надо самому носить, а соседям не мешай. Дневник на стол!». Саша сидел, еле сдерживая слезы.

Часть 3.

Упражнение «Я очень хороший  – ты очень хороший».

Детям предлагается повторить  слово вслед за ведущим в соответствии с предлагаемой им громкостью несколько  раз: шепотом, громко, очень громко. Ведущий, таким образом, сначала  пришептывает, проговаривает, вскрикивает  слова «я», «очень», «хороший».

Подведение итогов.

Подведение итогов проходит по вопросам:

О чем мы говорили на занятии?

Что значит встать на место  другого?

Легко ли понять чувства  других людей в ссоре?

Что понравилось (не понравилось) на занятии?

Занятие 3. Путешествие в  будущее.

Цели. Способствовать сплочению  группы; активизировать речевые высказывания; формировать установку на положительное  принятие собственных изменений.

Ход занятия.

Часть 1.

Игра «Путаница».

Часть 2.

Упражнение «Я взрослый».

Дети сидят в кругу  с закрытыми глазами. Ведущий  дает инструкцию. «Постарайтесь увидеть  себя взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди вас  окружают. Эти люди очень-очень вас  любят. За что они вас любят? Может  быть, за вашу отзывчивость или искренность, за честность или за что-нибудь еще? Откройте глаза и расскажите друг другу, какими вы станете, когда вырастете, какие ваши качества будут нравиться  окружающим».

Дети по очереди рассказывают о себе «взрослом», остальные добавляют  «хорошие качества», которыми, по их мнению, будет обладать рассказчик в будущем.

Игра «Мое будущее».

Дети сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию. «Давайте сегодня заглянем в будущем вы многое смогли. Подумайте, чего вам  хочется для себя в будущем. Пусть  каждый из вас по очереди скажет группе, только обязательно громким  голосом, о своем самом заветном желании. После слов каждого мы будем  хором повторять: «В будущем ты сможешь…». И тогда ваше желание непременно сбудется».

Игра продолжается до тех  пор, пока у детей не закончатся желания.

Игра «Маленький принц».

Дети садятся в круг за столы. Ведущий предлагает представить, что у каждого из них есть своя планета, и просит ее нарисовать.

Обсуждение по вопросам:

Какого размера эта  планета?

Кто на ней живет?

Какой характер у жителей?

Можно ли добраться на эту  планету?

Далее ведущий предлагает положить свою левую ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы, обвести  ее контуры карандашом и на каждом пальце написать что-нибудь хорошее  о себе от первого лица («я – красивый», «я – добрый», «я – умный» и т.д.). Затем ведущий собирает «ладошки», по очереди читает группе то, что  на них написано. Дети догадываются, кому какая лошадка принадлежит.

Часть 3.

Подвижная игра «Тише едешь  – дальше будешь».

Отдых.

Информация о работе Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста