Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:05, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить влияние психологических особенностей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: семейное воспитание как один из факторов агрессивного поведения детей.
Гипотеза исследования: стили семейного воспитания оказывают влияние на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии……………………………………………………………………6
1.1 Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии…………………………………………………………6.
1.2 Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста……………………..26
1.3 Выводы……………………………………………………………….34
Глава 2. Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста…………………………..36.
2.1 База и методы исследования………………………………36
2.2 Анализ результатов………………………………………………..49
2.3 Выводы……………………………………………………….58
Глава 3. Психопрофилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста………………………………………………59
3.1 Психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности………………………….59
3.2. Коррекционная программа…………………………………….62
Заключение……………………………………………………………85
Литература…………………………………………………………87
Основные изменения в
личности ребенка с середины дошкольного
возраста группируются в сфере социальных
отношений и основной причиной этого,
является расширение социальных связей
ребенка с миром, обогащение опыта
его общения с близкими взрослыми
за счет контактов с ровесниками
и посторонними людьми. Социальная
сфера ребенка становится объектом
его целенаправленного
Предметная деятельность утрачивает свое значение для ребенка, перестает быть той сферой, в которой он стремился утвердить себя. Ребенок начинает оценивать себя не столько с точки зрения своей авторитетности среди других в связи с тем или иным достижением.
По мнению Т.В. Ермоловой механизмом, обеспечивающим такого рода смещение акцентов в отношении ребенка к себе и к своим действиям, является смена формы общения с окружающим. Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми обретает внеситуативную личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания себя ребенком в новом социальном качестве. Оценки и мнения окружающих людей, касающиеся не его деятельности, а его самого как личности ориентируют – дошкольника на восприятие и оценку окружающих в том же качестве. Периферические области его образа себя «заполняются» новыми представлениями о себе, проецируемыми ему извне партнерами по общению. Ближе к 7 годам они смещаются в ядро образа себя, начинают переживаться ребенком как субъективно значимые, ложатся в основу его самоотношения и обеспечивают его саморегуляцию в социальных контактах.
Изменение содержания ядерных
и периферических областей образа себя
можно считать собственно моментом
перелома, кризиса в ходе личностного
развития ребенка. Это изменение
не может осуществиться как акт
интроспекции, самоанализа, а протекает
с опорой на некую деятельность,
в которой проецирует свое я ребенок
и в котором это я не может
выступать объектом оценки других людей.
Будучи интериоризованым ребенком, эти
оценки начинают выступать критериями
его собственной самооценки. Такого
рода деятельностью в конце
Познание себя в социальном качестве в ходе осуществления ролевого поведения является наиболее адекватным. Именно в роли объективируется социальная цель, а принятие на себя роли означает заявку ребенка на определенную позицию в социуме [7].
Агрессивное поведение может появиться и закрепиться как черта характера на фоне данных изменений.
Существуют факторы, которые влияют на становление агрессивного поведения детей-дошкольников.
М. Раттер рассматривает
детскую агрессивность и
Осницкий А. К. связывает проявление агрессии у детей в первую очередь с условиями воспитания и условиями социализации [19].
По мнению А. С. Завражина
агрессивное поведение ребёнка
дошкольного возраста вструктуируется
вокруг двух сфер игры как инструментально-
Бэрон Р., Ричардсон Д. перечисляют следующие основные источники, из которых дети получают знания о моделях агрессивного поведения.
Семья может одновременно
демонстрировать агрессивное
Стиль семейного воспитания,
реакция родителейна
Воспитывая в ребёнке
главную «добродетель» –
Формирующаяся под воздействием тоталитарного сознания взрослых двойная идентификация ребенка (когда есть разделение «я для себя» и «я для семьи») оказывается мощной основой для внутреннего отчуждения ребенка от семьи. По существу речь идет о трансляции внутриличностного конфликта и агрессивных побуждений, о деформации психики ребенка.
Отсюда нередки случаи психологического насилия в современной семье, а сексуальное, физическое насилие, жестокость по отношению к ребенку представляют собой крайнее выражение психологического насилия.
Можно добавить, что «строгий
стиль» воспитания, ориентированный
на воспитание детского послушания, приводит
к возникновению у ребенка
повышенной эмоциональности, делая
для него маловероятными размышления
о своих действиях или
«Строгий стиль» воспитания в качестве основного средства воздействия на личность подразумевает наказание.
Проблеме наказания посвящено немало исследований, которые обращают внимание на недостаточную эффективность наказания как метода воспитания. Бандура А. говорит о том, что при определенных обстоятельствах применение наказания может способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания .
Выявлена тесная связь между родительским воздействием и проявлениями детской враждебности. Наказание способствует проявлению агрессивных побуждений за пределами той ситуации, где оно имело место.
По мнению Завражина С.А. подобного рода травмирующие переживания требуют выхода. Они могут выливаться в качестве ответной агрессивной реакции, а так как субъект агрессии, как правило, табуирован, то агрессия переносится на доступные объекты (члены семьи, игрушки и т.д.) [9].
В настоящее время, подавляющее большинство исследователей признает, что применяемое по отношению к детям физическое наказание выступает как модель агрессивного поведения. Во многих случаях наказание не осуждается окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформацию и побуждает ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий.
В то же время наказание заставляет ребенка раз за разом переживать озлобленность, обиду, мстительность, враждебность, создает условия для формирования агрессивности как устойчивой черты личности.
Изучение взаимоотношений
родителей к детям выявило, что
жестокие наказания связаны с
высоким уровнем агрессивного поведения
у детей, а недостаточный контроль
и присмотр за детьми коррелирует
с высоким уровнем
Говоря о социальных детерминантах агрессивного поведения у детей. Нельзя не учитывать такой факт как насилие в семье. Статистика показывает, что люди, ставшие в детстве свидетелями сцен физического насилия между родителями, были более склонны к агрессивному поведению со своими супругами и детьми, чем те, кто никогда не был свидетелем родительских драк [4].
Дети из семей, где физическая агрессия родителей по отношению друг к другу не редкость, острее реагируют на гневные интонации взрослых, чем дети из благополучных семей, и склонны вести себя во взаимоотношениях с окружающими агрессивно.
Следующим источником усвоения различных моделей поведения, в том числе и агрессивного, являются взаимодействия с другими людьми.
Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбления) и узнать о преимуществах такого поведения. Шумные игры, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются причинить вред друг другу – фактически могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению. Дети говорят, что им нравятся их партнеры по шумным играм, они редко получают травмы во время игр [3].
Существуют свидетельства
психологов (Дубенко Н. А.,Захаров
А. И., Фурманов И. А.), полученные при
изучении детей, посещавших дошкольные
учреждения, что частое общение со
сверстниками может быть связано
с последующей агрессивностью. Исследования
показали, что дети, которые перед
школой посещали детские сады, оцениваются
учителями как более
На основе этих исследований можно предположить, что дети, которые чаще «практиковались» в агрессивном поведении со сверстниками, лучше усвоили подобные реакции и скорее способны применить их в других ситуациях.
Другая сторона общения
со сверстниками – это то, когда
дети становятся жертвами агрессии. Существуют
убедительные свидетельства того, что
такое столкновение с агрессией
увеличивает вероятность
Однако дети учатся агрессивным действиям не только на реальных примерах (поведение членов семьи и сверстников), но и на символических, предлагаемых СМИ, сюда же можно отнести и компьютерные игры.
Хотя после многолетних исследований психологи не пришли к однозначному мнению по поводу влияния СМИ на агрессивное поведение детей, все же представляется, что высокий уровень насилия, характерный для современного кино - и телепродукции оказывает влияние на формирование агрессивного поведения детей.
Вопрос о том, является
ли агрессия врожденным качеством, спорен.
В настоящее время имеется
большое количество информации о
гендерных различиях в
Процесс половой идентификации
завершается в возрасте 3-4 лет, однако
несколько больше времени требуется
для того, чтобы понять физическую
основу половых различий. Считается,
что на усвоение половой роли влияют
как биологические факторы, так
и психологические. Последние исследования
показали, что в одном случае важную
роль играет циркуляция половых гормонов
в течение внутриутробного
В целом у мальчиков
агрессивность с возрастом
Среди биологических факторов
наиболее важную роль в формировании
агрессивного поведения играет центральная
нервная система. Достаточное количество
фактов, свидетельствующих о
Если лица с подобными
дисфункциями проявляют ненормальную
агрессивность, то это подтверждает
существование связи между
Следовательно, на основе изложенных
фактов можно сделать вывод о
наличии неразрывной
1.3 Выводы
Изучение психолого-
Существуют различные
теоретические подходы к
Семейное воспитание в дошкольном возрасте создаёт ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивности, как черты личности.
Глава 2. Исследование особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
2.1 База и методы исследования.
Исследование проводилось на базе детского сада № 119 г. Иркутска. Количество испытуемых составило 27 человек, среди них мальчиков -- 15, девочек -- 12. Исследование по выявлению агрессивного поведения у детей проводилось в несколько этапов.
Этапы исследования.
1 этап – подготовительный.
На этом этапе был сформирован пакет психодиагностических методик, их апробация. Был установлен контакт с испытуемыми.
Информация о работе Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста