Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:05, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить влияние психологических особенностей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: семейное воспитание как один из факторов агрессивного поведения детей.
Гипотеза исследования: стили семейного воспитания оказывают влияние на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии……………………………………………………………………6
1.1 Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии…………………………………………………………6.
1.2 Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста……………………..26
1.3 Выводы……………………………………………………………….34
Глава 2. Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста…………………………..36.
2.1 База и методы исследования………………………………36
2.2 Анализ результатов………………………………………………..49
2.3 Выводы……………………………………………………….58
Глава 3. Психопрофилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста………………………………………………59
3.1 Психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности………………………….59
3.2. Коррекционная программа…………………………………….62
Заключение……………………………………………………………85
Литература…………………………………………………………87
Дети садятся на ковер, принимают удобную позу, закрывают глаза. Ведущий рассказывает им сон, где они видят себя: любимыми близкими людьми, добрыми, веселыми, сильными, сообразительными, дружными, заботливыми, красивыми и т.д. Ведущий вселяет уверенность в их силы, подчеркивает, что дети стали такими благодаря их встречам на занятиях.
Подведение итогов.
Подведение итогов проходит по вопросам:
Какие ощущения у вас возникли, когда вы были взрослыми?
Сложно ли было заглянуть в свое будущее?
Похожи ли вы в настоящем на себя в будущем?
Что понравилось (не понравилось) на занятии?
Заключение
В данном исследовании были изучены и проанализированы основные подходы в психологии, по вопросу изучения агрессивного поведения и влияние семейного воспитания на развитие агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
На основании изученной литературы, можно прийти к заключению, что хотя мнение современных представителей, выше описанных направлений, различны во взглядах на сущность и истоки агрессивного поведения, общим для них является признание влияния социальных факторов на становление агрессивного поведения, а также то, что агрессивное поведение не является неизбежным, его можно избежать или уменьшить частоту его проявления.
Становление агрессивного поведения
сложный и многогранный процесс,
в котором взаимодействуют
Среди возрастных особенностей в развитии ребенка старшего дошкольного возраста, влияющих на становление и закрепление агрессивного поведения, можно выделить следующие. Основные изменения в личности ребенка начинаются с середины дошкольного возраста, и группируются в сфере социальных отношений, основной причиной этого является расширение социальных связей ребенка с миром. Это ставит его перед необходимостью адекватного отражения социальной сферы.
Таким образом, семейное воспитание в старшем дошкольном возрасте создает ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивности как черты личности, что обуславливает реальную необходимость в диагностике и коррекции.
Гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, подтвердилась.
Литература
Аллан Д. Ландшафт детской души. М., 1997
Альманах психологических тестов. М., 1997
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1997
Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. С-П., 1998
Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений . – М.,1999.
Дубенко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте. Вопросы психологии. № 1 1998
Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Личностное развитие дошкольника на этапе кризиса 7 лет. Вопр псих. № 1 1999
Еникополов С.Н. Дети и психология агрессии. \ Школа здоровья. 1995
Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском возрасте \Вопр.псих., 1993
Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.. 1986
Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении детей.
Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М., 2000
Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольников. Иркутск, 1992
Лубовский Д.В. О применении теста фрустрации Розенцвейга в школьной диагностике. Вопр. псих. № 3 1990
Материалы Всероссийской научно-практической конфефренции. Насилие и дети. М., 1994
Набор методик для психологического исследования. Канск, 1992
Немов Р.С. Психология. СМ., 1994
Обухов Я.Л. Детская агрессивность и проблема анального характера в концепции А. Фрейд. Российский психоаналитический вестник, 1993-94 № 3-4
Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений уч-ся. Вопр. псих., 1994
Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997
Психология. Словарь. Под редак. Петровского, М., 1990
Психосинтез и др. интегративные техники психотерапии. М., 1997
Раттер М. Помощь трудным детям. М..1999
Реан А.А. Агрессия личности. Псих. ж-л 1996
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1996
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. М., 1994
Роджерс К Консультирование и психотерапия. М., 2000
Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. Вопр. псих., № 1 1991
Семенюк Л.М. Психологические
особенности поведения
Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1963
Фрейд З. Очерки психоанализа.
Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М..1994
Фурманов И.А. Детская агрессивность. М.1996
Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М.,2003.
Черепанова Е.О. Психологический стресс : помоги себе и ребенку. М., 1997
Чистякова М.И. Психогимнастика. М. 1990
Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия, - СПб.,2000.
Эльконин Д. Б. К проблеме
периодизации психического развития в
детском возрасте//Вопросы
Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Ростов-на-Дону, 1996
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коорекция и развитие личности. М., 1999
Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999
Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте. ///Вопросы психологии. 2000. № 2
Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы Я // Вестник МГУ. Скерия 14. Психология. 1999. № 2 с. 34-35.
Энциклопедия психологических тестов. М., 1997 .
Приложение 1.
Текст опросника для родителей детей от 3 до 10 лет
Уважаемый (ая) ____________________________
Предлагаемый Вам опросник содержит некоторые утверждения о воспитании детей. Все они пронумерованы. Такие же номера Вы видите в «Бланке для ответов». Читайте по порядку утверждения опросника. Если Вы в целом согласны с каким-то конкретным утверждением, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер этого утверждеия. Если не согласны – зачеркните этот номер. Если Вам трудно сформулировать свое отношение, то возле номера вопроса на «Бланке» поставьте вопросительный знак.
В этом опроснике нет «правильных» или «неправильных» утверждений. Поэтому отвечайте так, как Вы сами думаете. Не спешите. Желаем успеха!
1. Все, что я делаю,
я делаю ради моего сына (дочери).
2. У меня часто не хватает
времени позаниматься с сыном
(дочерью) - пообщаться, поиграть. 3. Мне
приходиться разрешать моему
ребенку такие вещи, которые не
разрешают другие родители. 4. Не
люблю, когда сын (дочь) приходят
ко мне с вопросами. Лучше,
чтобы догадался сам (сама). 5. Наш
ребенок имеет больше
Бланк для регистрации ответов родителей
Номера ответов |
Шкала |
ДЗ |
1 21 41 61 81 2 22 42 62 82 3 23 43 63 83 4 24 44 64 84 5 25 45 65 85 6 26 46 66 86 7 27 47 67 87 8 28 48 68 88 9 29 49 69 89 10 30 50 70 90 11 31 51 71 91 12 32 52 72 92 13 33 53 73 93 14 34 54 74 94 15 35 55 75 95 16 36 56 76 96 17 37 57 77 97 18 38 58 78 98 19 39 59 79 99 20 40 60 80 100 |
Г+ Г- У+ У- Т+ Т- З+ З- С+ С- Н РРЧ ПЛК ВН ФУ НРЧ ПНК ВК ПМК ПЖК |
7 8 6 4 4 4 4 3 4 4 5 6 4 4 6 7 4 4 4 4 |
101 107 113 119 125 102 108 114 120 126 103 109 115 121 127 104 110 116 122 128 105 111 117 123 129 106 112 118 124 130 |
Г+ Г- У+ РРЧ ФУ НРЧ |
Ваши фамилия имя отчество_____
Фамилия, имя Вашего ребенка_______________________
Возраст ребенка _________________
Кто заполнял: отец, мать, другой
воспитатель ______________________________
Текст опросника ОРО
Я всегда сочувствую своему ребенку.
Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
Я уважаю своего ребенка
Мне кажется, что поведение
моего ребенка значительно
Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
Я испытываю к ребенку чувство расположения.
Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
Мой ребенок часто неопрятен мне.
Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
Бывают случаи, когда издевтельское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
Мой ребенок ничего не добъется в жизни.
Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме призрения ничего не стоят.
Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
Мой ребенок впитывает все дурное как губка.
Моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
Я люблю. Когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
Я принимаю участие в своем ребенке.
К моему ребенку «липнет» все дурное.
Мой ребенок не добъется успеха в жизни.
Когда в компании накомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
Я жалею своего ребенка.
Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрслее и по поведению, и по суждениям.
Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
Я всегда считаюсь с ребенком.
Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
Информация о работе Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста