Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изучить влияние психологических особенностей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: семейное воспитание как один из факторов агрессивного поведения детей.
Гипотеза исследования: стили семейного воспитания оказывают влияние на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии……………………………………………………………………6
1.1 Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии…………………………………………………………6.
1.2 Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста……………………..26
1.3 Выводы……………………………………………………………….34
Глава 2. Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста…………………………..36.
2.1 База и методы исследования………………………………36
2.2 Анализ результатов………………………………………………..49
2.3 Выводы……………………………………………………….58
Глава 3. Психопрофилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста………………………………………………59
3.1 Психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности………………………….59
3.2. Коррекционная программа…………………………………….62
Заключение……………………………………………………………85
Литература…………………………………………………………87

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 143.73 Кб (Скачать)

2 этап – диагностический.

Изучение нарушений в  семейном воспитании (АСВ) и проявлений агрессивного поведения у детей  дошкольного возраста (рисунок «Несуществующее  животное», «Тест руки Вагнера»).

3 этап – анализ и  интерпритация полученных данных.

Проведение количественного  и качественного анализа результатов, полученных в ходе 2 этапа, выявление  зависимости между нарушениями  в семейном воспитании и проявлениями агрессивности.

В выборе диагностических  методик предпочтительными оказались  проективные методики, что обусловлено  возрастными особенностями исследуемых  детей.

Для выявления детей с  выраженным агрессивным поведением использовалась методика «Рисунок несуществующего  животного».

Тест «Несуществующее  животное» относится к проективным  методикам, он может предлагаться детям  с пятилетнего возраста. Ряд ученых (К. Маховер, Дж. Бак, С. Рейнольдс и  др.) считают, что рисунок животного (а также человека, дома, дерева) –  это своеобразный автопортрет рисующего, так как в своем рисунке  ребенок представляет те черты, которые  в той или иной мере значимы  для него.

Стремление рисовать присуще  детям старшего дошкольного и  младшего школьного возраста. Оно  свидетельствует о развитии образного  мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков помогает лучше  понять интересы, увлечения детей, особенности  их темперамента, переживаний и внутреннего  мира. Уже само преобладание серых  тонов и доминирование черного  цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок.

Серые и коричневые тона часто употребляются напряженными, конфликтными, расторможенными детьми. Повышенная возбудимость и гиперактивность  находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или  в большом числе отчетливых, но пересекающихся линий. Дети с истерическими  чертами характера вне зависимости  от своего реального положения рисуют себя в центре группы.

О наличии агрессивных  тенденций в поведении можно  судить по следующим деталям в  рисунке:

глаза, пустые глазницы;

оскал, видны зубы;

агрессивная позиция животного;

зачеркнутая фигура или деформированная;

клыки, рога, шипы.

Процедура проведения: ребенку  предлагают лист бумаги, ластик, цветные  карандаши, фломастеры, простой карандаш.

Инструкция: «Нарисуй такое  животное, какого нет и не было на белом свете, собственное, только свое».

2 этап. Уточнение и расширение  представлений об особенностях  личностных качеств, сопутствующих  агрессивному поведению детей.  Для этого использовались следующие  психодиагностические методики.

Тест Руки Вагнера относится  к проективным методикам и  предназначен для диагностики агрессивности. Опубликован Б. Брайкманом, З. Пиотровским, Э. Вагнером в 1962 г. Теоретическое обоснование  теста руки принадлежит Э. Вагнеру.

Указанные авторы исходят  из положения о том, что развитие руки связано с развитием головного  мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентаций в нем необходимых  для любого действия. Рука непосредственно  вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым  в качестве визуальных стимулов изображения  руки, выполняющей действие, можно  сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается  в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра». Изображение кисти руки, социально  нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его актуальными мотивами.

Э. Вагнер на основе изучения основных работ, выполненных с помощью  теста руки, сделал вывод о его  высокой валидности и надежности, особенно при работе с детьми.

Порядок работы с методикой.

Испытуемому в стандартной  последовательности предъявляют 10 карточек и просят ответить на вопрос: «Что, по вашему мнению, делает эта рука? На что  способен человек с такой рукой?».

Материал – 9 стандартных  карточек с изображением руки и одна без изображения, при показе которой  просят представить кисть руки и  описать ее воображаемые действия.

Ответы испытуемого классифицируются по 11 категориям:

  1. Агрессия.
  2. Указание.
  3. Страх.
  4. Эмоциональность.
  5. Коммуникация.
  6. Зависимость.
  7. Демонстративность.
  8. Увечность.
  9. Пассивная безличность.
  10. Активная безличность.
  11. Описание.

Методика Эйдемиллера  Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) позволяет  определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье. Для этого измеряется 11 шкал, относящихся  к нарушениям процесса воспитания: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований-запретов к ребенку, строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания.

Затем можно получить ответ  на вопрос: почему родители используют тот или иной стиль воспитания ребёнка, измерив следующие 9 шкал, относящихся  к личностным проблемам родителей, которые они решают за счет ребенка. Расширение сферы родительских чувств, воспитательная неуверенность родителя, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка  собственных нежелаемых качеств, вынесение  конфликта между супругами в  сферу воспитания, предпочтение мужских  качеств, предпочтение женских качеств.

Гиперпротекция (Г+) При гиперпротекции родители уделяют воспитанию ребенка  крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится центральным  делом их жизни. .

Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок  оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки». К ребенку обращаются лишь время  от времени, когда случается ito- то серьезное.

Б. Степень удовлетворения потребностей ребенка

Речь идет о том, в какой  мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых (в питании, одежде, развлечениях), так и духовных — прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная характеристика семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его собственных потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» является, одной стороны, примером высокого уровня протекции, поскольку родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка — с другой.

В рамках данной характеристики также возможны два полярных отклонения.

Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим  в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и  некритическому удовлетворению любых  потребностей ребенка — «балуют» его. Любое его желание ля них  закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего сами были лишены в свое время, что ребенок  растет без отца. При потворствованни  родители нередко бессознательно проецируют на детей пои ранее неудовлетворенные  потребности и ищут способы их компенсации за счет воспитательных действии.

Игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и  характеризуется недостаточным  стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при  этом ровные запросы, особенно потребность  в эмоциональном контакте, общении  с родителями.

В. Количество требований, предъявляемых  ребенку в семье

Требования к ребенку  со стороны родителей — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, то есть тех заданий, которые он выполняет. Это учеба, уход за собой, участие в организации  быта, помощь другим членам семьи.

Во-вторых, требования проявляются  как запреты родителей, устанавливающие, что ребенок не должен делать. Они  определяют, прежде всего, степень его .самостоятельности, возможность самому выбирать способ поведения.

Чрезмерность требований—  обязанностей (шкала Т+). Именно это  качество лежит и основе типа патологизирующего  воспитания «повышенная моральная  ответственность». Требования к ребенку  в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, по, напротив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований—обязанностей (шкала Т-). В этом случае ребенок  имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях  родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо домашнему  делу.

Чрезмерность требований—  запретов (шкала 3+). Такой подход может  лежать в основе типа патологизирующего  воспитания «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих свободу  и самостоятельность. У стеничных  детей такое воспитание форсирует  возникновение реакций оппозиции  и эмансипации, у менее стеничных  — предопределяет развитие черт сенситивной  и тревожно-мнительной акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх  проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.

Недостаточность требований —запретов к ребенку (шкала 3-). В  этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, своп занятия, время  возвращения вечером, вопрос о курении  и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед  родителями, которые при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного и, особенно неустойчивого  типа личности уребенка.

Чрезмерность (строгость) санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкала С+). Чрезмерность санкций  характерна для воспитания по типу «жестокое обращение». Такие родители — приверженцы строгих наказаний, неадекватно реагирующие даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания отражают их убеждение  в полезности для детей максимальной строгости (см. шкалу С+).

Минимальность санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкала  С-). Такие родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют  их крайне редко. Они сомневаются  в их результативности, уповают на поощрения.

Г. Неустойчивость стиля  воспитания (шкала Н)

Под неустойчивым воспитанием (Н) понимается резкая смена приемов  воспитательных воздействий. Оно проявляется  как переход от очень строгого воспитания к либеральному и наоборот, от повышенного внимания к эмоциональному отвержению его родителями.

Расширение сферы родительских чувств (РРЧ). О6условливаемое нарушение  воспитания - повышенная протекция (потворствующая или доминирующая).

Данный источник нарушения  воспитания возникает тогда, когда  супружеские отношения между  родителями в силу каких либо причин оказываются деструктивными; супруга  нет — смерть, развод либо отношения  ним не удовлетворяют родителя, играющего  основную роль в воспитании.

Стремление к расширению сферы родительских чувств за счет включения эротических потребностей в отношения матери и ребенка, как правило, ею не осознается. Эта  психологическая установка проявляется  косвенно, в частности, в высказываниях, что ей никто не нужен, кроме сына, в характерном противопоставлении идеализированных ею собственных отношений  с сыном неудовлетворяющим ее отношениям с мужем. Иногда такие  матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они проявляют ее в виде многочисленных придирок к  ним.

Воспитательная неуверенность  родителя (шкала ВН). Обусловливаемое  нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требовании.

Воспитательную неуверенность  можно было бы назвать «слабым  местом» личности родителя. В этой случае происходит перераспределение  власти в семье между родителями и ребенком в пользу последнего. Родитель идет «на поводу» у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в  которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к  своему родителю подход, нащупал его  «слабое место» и добивается для  себя в этой ситуации «минимум требовании — максимум прав». Типичная комбинация в такой семье - бойкий, уверенный  в себе ребенок, смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ним родитель.

Информация о работе Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста