Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:05, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить влияние психологических особенностей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: семейное воспитание как один из факторов агрессивного поведения детей.
Гипотеза исследования: стили семейного воспитания оказывают влияние на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии……………………………………………………………………6
1.1 Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии…………………………………………………………6.
1.2 Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста……………………..26
1.3 Выводы……………………………………………………………….34
Глава 2. Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста…………………………..36.
2.1 База и методы исследования………………………………36
2.2 Анализ результатов………………………………………………..49
2.3 Выводы……………………………………………………….58
Глава 3. Психопрофилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста………………………………………………59
3.1 Психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности………………………….59
3.2. Коррекционная программа…………………………………….62
Заключение……………………………………………………………85
Литература…………………………………………………………87
Мы понимаем семейное воспитание более узко и сводим его к типам взаимодействия.
В результате исследования
нами были выявлены следующие типы
семейного взаимодействия, влияющего
на агрессивное поведение
I тип семейного взаимодействия
-- «деструктивный» (25 % испытуемых).
Отношения между родителями
Детям, в свою очередь, демонстрируются негативные эмоции (злость, раздражение), вслух выражается разочарование, недовольство характером, внешностью, интеллектуальными способностями. Замечания делаются на повышенных тонах, в оскорбительных выражениях. При этом вспышки гнева, бурные выражения антипатии зачастую сменяются столь же бурным раскаянием, задабриванием. Особенностью семейной дисфункции по признаку выражения эмоций являлась их чрезмерность и недостаток эмпатии. Воспитательная позиция родителей отличается непоследовательностью: отцом и матерью могут отдаваться противоположные распоряжения, устанавливаться запреты, немедленно отменяемые другим родителем. Столь же противоречива реакция родителей на проступки или недостаточные успехи взрослеющего ребенка. Функции нормативного контроля осуществляются родителями с той же склонностью впадать в крайности. Родительские представления и ожидания противоречили реальности: желание видеть потомка самостоятельным расходилось с его фактической несостоятельностью в учебе, наличием проблем, связанных с общением, неправильным поведением, обусловленным развитием эндогенного процесса. К лицам из близкого окружения, которые пытались вмешаться в ситуацию, складывается неприязненное отношение.
Никаких попыток восстановления социального статуса ребенка не предпринимается. Отказ воспринимать факт психической болезни ребенка приводит к несвоевременному обращению за специализированной помощью.
Данный тип семейных взаимоотношений
свойственен тем семьям, где дети
имеют ярко выраженные черты: неадекватное
эмоциональное отреагирование; неуверенность
в себе, в своих силах; плохая приспособляемость;
низкая адаптивность; повышенная конфликтность;
неспособность к
II тип семейного взаимодействия
—”конструктивный” (30 % родителей).
Родители проявляют
Эти родители считают воспитание
ребенка своей основной функцией,
главным смыслом существования.
Воспитательная позиция по контрасту
с таковой, полной противоречий в
семьях с “деструктивным” типом
взаимодействия отличалась последовательностью
и состояла в безусловно положительном
отношении к ребенку, а оказываемая
эффективная опека могла
Данный тип семейных взаимоотношений присущ всем семьям детей, чья агрессивность выражена слабо.
III тип семейного взаимодействия
— “смешанный” (45 % испытуемых -
родителей). Семейное взаимодействие
в этих случаях включает черты
как “деструктивного”, так и
“конструктивного” типов. При
этом отец и мать нередко
являются носителями
Данный тип взаимоотношений
свойственен как семьям детей, чьи
личностные качества, такие как неадекватное
эмоциональное отреагирование; неуверенность
в себе, в своих силах; плохая приспособляемость;
низкая адаптивность; повышенная конфликтность;
неспособность к
Математическая обработка данных.
Таблица 4.
Взаимосвязь между типами
нарушений в семейном воспитании
и показателем детской
ВК |
У- |
Г+ | |
Агрессия |
12 |
4 |
0 |
Зависимость |
10 |
15 |
5 |
коммуникация |
6 |
5 |
2 |
1.3 Выводы.
Проведенный количественный и качественный анализ результатов проведенного нами исследования позволяет нам сделать следующие выводы:
Семейное воспитание в дошкольном возрасте создаёт ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивного поведения, что обуславливает реальную необходимость диагностики и коррекции.
Глава 3. Психопрофилактика и коррекция агрессивного поведения у детей-дошкольников.
3.1 Психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности.
Психопрофилактика агрессивного
поведения, как и особых других нарушений
начинается с первых дней жизни ребенка,
поэтому мы предлагаем профилактику
через психологическое
1. Предотвращение переживаний
чрезмерного неудовольствия –
прямой путь к снижению уровня
враждебности в поведении
2. Потребность ребенка
в автономии. На первом году
жизни ребенка родители
Г. Паренс советует родителям
создать такую среду, которая
позволит действовать ребенку
3. Установление ограничений
определяется возрастом
4. Физическое наказание
одни родители считают актом
насилия, другие может
5. Возникновение и мобилизация
враждебности в семейной жизни
неизбежны – и это феномен
накопительный. Не находя
6. Как и прочие источники
чрезмерного неудовольствия, болезненные
эмоциональные переживания
7. Большое значение в
психологическом развитии
Таким образом, основным фактором в борьбе с негативными проявлениями агрессивности, является оптимизация детско-родительских отношений между родителями и ребенком – это главный залог здорового эмоционального развития детей.
3.2 Коррекционная программа агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Предлагаемая коррекционная программа агрессивного поведения детей дошкольного возраста имеет в основе разработки Чистяковой М.И., Овчаровой Р.В., Хухлаевой О.В. Программа состоит из 3-х этапов, каждый из которых состоит из 3-х занятий.
Этап I. Эмоционально-ориентировочный.
Для того, чтобы научить детей адекватным формам поведения в конфликтных ситуациях, для начала необходимо сформировать у них умение распознавать эмоции в себе и в других и научиться управлять ими. Для того чтобы дети осознавали свои эмоциональные состояния (гнев, обиду, печаль, радость и т.д.), нужно не только научить их видеть, называть, сравнивать эмоции в себе и в других, но и понимать причину их появления. Переживание эмоций является первой ступенью, ведущей к рефлексии.
Этап II. Поведенческий.
Задачами, которые решаются на этом этапе, являются следующие: снятие эмоционального напряжения; возможность в приемлемой форме отреагировать агрессивные реакции; дать возможность сравнить отрицательные и положительные черты поведения.
Этап III. Обучение конструктивному решению конфликтов.
Заключительный этап включает
в себя: развитие навыков конструктивного
поведения; развитие наблюдательности;
внутренней свободы; способности к
самовыражению приемлемыми
Программа предусматривает групповые занятия на 5-10 человек 1-2 раза в неделю.
Информация о работе Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста