Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:05, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить влияние психологических особенностей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: семейное воспитание как один из факторов агрессивного поведения детей.
Гипотеза исследования: стили семейного воспитания оказывают влияние на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии……………………………………………………………………6
1.1 Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии…………………………………………………………6.
1.2 Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста……………………..26
1.3 Выводы……………………………………………………………….34
Глава 2. Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста…………………………..36.
2.1 База и методы исследования………………………………36
2.2 Анализ результатов………………………………………………..49
2.3 Выводы……………………………………………………….58
Глава 3. Психопрофилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста………………………………………………59
3.1 Психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности………………………….59
3.2. Коррекционная программа…………………………………….62
Заключение……………………………………………………………85
Литература…………………………………………………………87
В одних случаях «слабое
место» обусловлено тревожно-
Фобии утраты ребенка (шкала
ФУ). Обусловливаемое нарушение
Один источник таких переживаний
родителей коренится в истории
появления ребенка на свет — его
долго ждали, обращения к врачам-
Другой источник — перенесенные ребенком тяжелые заболевания, если они были длительными и частыми. Отношение родителей к ребенку формировалось под воздействием страха его утраты. Этот страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция), в других случаях — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция). В типичных высказываниях родителей отражена их ипохондрическая боязнь за ребенка: они находят у него множество болезненных проявлений, свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья ребенка.
Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Обусловливаемые нарушения воспитания — гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение.
Адекватное воспитание детей возможно лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство дол га, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя в детях», «продолжить себя».
Слабость, неразвитость родительских
чувств нередко встречается у
родителей детей с отклонениями
личностного развития. Однако это
явление очень редко ими
Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение данного лица в детстве его собственными родителями, то, что он сам в свое время не получил родительского тепла.
Другой причиной НРЧ могут быть личностные особенности родители, например, выраженная интровертированность или шизоидность.
При относительно благоприятных условиях жизни семьи НРЧ обусловит гипопротекцию, особенно, эмоциональное отвержение. При трудных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на ребенка часто перекладывается доля родительских обязанностей — тип воспитания «повышенная моральная ответственность» либо к нему возникает раздражительно- враждебной отношение.
Типичные высказывания родителей содержат жалобы на то, насколько утомительны родительские обязанности, сожаление, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерны эмансипационные устремления и желание любым путем «устроить свою жизнь».
Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК). Обусловливаемые нарушения воспитания — эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, протестные реакции, несдержанность и т. д. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествам и ребенка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого данного качества нет. Родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях сквозит неверие в ребенка, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить «истинную», то есть плохую причину. В качестве таковой чаще всего выступают черты, с которыми родитель неосознанно борется.
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). Обусловливаемые нарушения воспитания — противоречивый тип воспитания — соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцисй другого.
Конфликтность во взаимоотношениях между супругами — нередкое явление, даже в относительно стабильных семьях. В подобных условиях воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен «жалеть» ребенка, идти у него наповоду.
Характерное проявление ВК — выражение недовольства воспитательными методами другого супруга.
Сдвиг в установках родителей
по отношению к ребенку в
Нередко отношение родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу, то есть «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными суждениями о мужчинах вообще; «Мужчины в основном грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к противоположным качествам — быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах». Именно такие качества родитель с ПЖК видит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК может служить отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы же и все его сверстники. В. то же время этот отец «без ума» от младшей сестры мальчика, так как находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении ребенка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания «эмоциональное отвержение». Возможен противоположны/! перекос с выраженной aim (феминистской установкой, пренебрежением к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по отношению к мальчику может сформироваться воспитание по типу «потворствующей гиперпротекции».
2.2 Анализ результатов исследования
Первым этапом диагностической работы явилось выявление детей с выраженными агрессивными тенденциями в поведении.
По результатам анализа
теста «Несуществующее
Таким образом, по результатам данной методики наиболее преобладает вербальная форма агрессии, наименее выражена защитно-ответная, что отражено на рисунке 1
Для уточнения и расширения представлений об особенностях личностных качеств, сопутствующих агрессивному поведению детей мы использовали тест «Руки Вагнера» . Результаты исследований по тесту «Руки Вагнера» отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Частота встречаемости исследуемых категорий.
агрессия |
указание |
страх |
коммуникация |
эмоциональность |
зависимость |
демонстративность |
активная безличность |
пассивная безличность |
увечье |
49% |
15% |
4% |
7% |
0% |
28% |
26% |
22% |
0% |
1% |
Таким образом, в ответах испытуемых преобладают ответы по категории агрессивности 49%; отсутствуют ответы по категориям «Эмоциональность» и «Пассивная безличность». Основные тенденции активности испытуемых представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Профиль основных тенденций активности исследуемой группы детей.
Проведенный анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
Таким образом, на основании данных выводов, можно предположить, что дети из данной выборки отличаются плохой приспособляемостью, низкой адекватностью, неуверенностью в себе, заниженной самооценкой, пониженным эмоциональным фоном.
Сравнительный анализ полученных
данных по результатам «Теста руки
Вагнера», «Несуществующего животного»,
позволяет сделать вывод, что
для данной группы испытуемых характерными
проявлениями являются следующие черты:
неадекватное эмоциональное отреагирование;
неуверенность в себе, в своих
силах; плохая приспособляемость; низкая
адаптивность; повышенная конфликтность;
неспособность к
Полученные данные по методике Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) приведены нами в таблице 3.
Таким образом, вербальная форма агрессии у детей дошкольного возраста встречается в семьях с такими нарушениями воспитания детей, как гипопротекция, гиперпротекция, потворствование, игнорирование потребности ребенка, воспитательная неуверенность родителей, вынесение конфликта между супругами.
Защитно-ответная форма агрессии встречается в семьях с такими нарушениями в семейном воспитании, как вынесение конфликта между супругами, воспитательная неуверенность родителей, чрезмерность требований, гиперпротекция.
Агрессивная защита от людей, обладающих авторитетом, властью встречается при следующих нарушениях в семейном воспитании: строгость наказаний, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
Таблица 3.
Частота встречаемости нарушений в семейном воспитании
Типы нарушений в семейном воспитании |
Название шкалы |
Кол-во человек |
% соотношение |
Гиперпротекция |
Г + |
4 |
14,8 |
Гипопротекция |
Г - |
4 |
14,8 |
Потворствование |
У + |
3 |
11,1 |
Игнорирование потребностей |
У - |
3 |
11,1 |
Чрезмерность требований, обязанностей |
Т + |
5 |
18,5 |
Воспитательная неуверенность родителей |
ВН |
6 |
22.2 |
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания |
ВК |
7 |
25,4 |
Чрезмерность санкций |
С + |
2 |
7,4 |
Информация о работе Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста