Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:07, контрольная работа
Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.
Раздел 1. Новые информационные технологии как этап переработки и формирования информации……………….…………………………………..3
1.1 Составляющие информационной технологии………………………………..……...3
1.2 Виды современных информационных технологий………………………..…………4
1.3 Система управления интерфейсом……………………………………………..………………7
Раздел 2. Основные методы научно-технического прогнозирования: экстраполяции, параметрический, экспертный…………………………….8
2.1 Метод экстраполяции………………………………………………..…………………….8
2.2 Параметрический метод……………………………………….…………………..……10
2.3 Экспертный метод…………………………………………………………………...……12
3. Список литературы…………………………………………………………18
Научно-технический прогресс – это непрерывный и сложный процесс открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате НТП происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.
Непосредственным результатом НТП являются инновации или нововведения. Это изменения техники и технологии, в которых реализуются научные знания.
Научно-технический прогресс протекает в рамках инновационного цикла, то есть процесса создания, освоения, использования и устаревания нововведений. Инновационный цикл состоит из ряда стадий: фундаментальные и поисковые исследования; прикладные исследования; технико-экономические разработки; опытное производство; подготовка производства; серийное производство; эксплуатация и устаревание нововведений.
Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.
Прогнозирование
имеет две стороны или
В настоящее время насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, из которых на практике используется 15-20.
2.1 Метод экстраполяции.
В методическом плане основным инструментом любого прогноза является схема экстраполяции. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее.
Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом” изменений влияния различных факторов в перспективе. Следует отметить, что методы экстраполяции необходимо применять на начальном этапе прогнозирования для выявления тенденций изменения показателей.
Управление на основе экстраполяции или долгосрочное планирование основывается на выявлении текущих изменений, определенных показателей деятельности предприятия и экстраполяцией выявленных тенденций в будущее. Этот подход наиболее полезен для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом, как потенци-ального роста, так и запланированного сокращения производства.
Система управления на основе метода экстраполяции, представлена на рисунке
Управление методом экстраполяции включает в себя несколько этапов.
1. Использовать
прошлые тенденции в качестве
основы для прогнозирования
2. Сравнить тенденции
окружения и эффективности
3. Преобразовать
цели в скоординированную
- программы мероприятий
затем переводятся на язык
финансовых планов
- программы мероприятий
и планы распределения
4. Проверка осуществимости, то есть определение того, насколько пла-нируемые результаты удовлетворяют руководство, а также проверка наличия ресурсов, необходимых для различных подразделений фирмы (деньги, кредитоспособность, наличие компетентных руководителей).
На вид простой
набор действий в действительности оказывается
трудным и сложным. Частично это объясняется
тем, что управление методом экстраполяции
требует огромного объема новой информации,
разработки новых методов измерения, составления
графиков и процедур оценки. Более того,
управление методом экстраполяции предполагает
активное участие и поддержку всех уровней
управления. Его эффективность обусловлена
наличием вертикальной и горизонтальной
координации, а также руководства и поддержки
со стороны высших уровней управления.
2.2 Параметрический метод
Цель параметрического исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов строения системы управления и организации ее функционирования и развития. Но это общее представление о цели. В реальности проведение параметрического исследования преследует множество целей, например, мониторинг качества управления. Формирование атмосферы творчества и инноваций системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых в будущем может осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр. В своем процессуальном осуществлении параметрическое исследование может быть построено по-разному. Оно может начинаться с разработки цели и последовательно проводиться до достижения определенного результата, проходя этапы гипотезы или концепции, предварительных рекомендаций или только лишь подготовительных работ.
Процесс исследования – это последовательность этапов его осуществления, комбинация и последовательность различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов. Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того по каким критериям мы выбираем методы для проведения того или конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы. Выбор методов исследования и комбинаторное их использование являются системным представлением о всей совокупности общенаучных методов исследования. Первым шагом в понимании системы общенаучных методов исследования является классификация методов, позволяющая упорядочить представление об их связях и особенностях. Всю совокупность методов исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические методы исследований. Эмпирические методы построены на практической деятельности, осмысление которой дает нам представление о сути и особенностях событий и ситуаций. В эмпирических методах существуют две группы – методы наблюдений и методы эксперимента. Первая группа характеризует исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации, вторая предполагает создание ситуаций, для изучения особенностей поведения системы – особенности в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных условиях, а иногда и экстремальных, они проявляются в полной мере. Методы наблюдений могут быть разделены на методы прямого и косвенного наблюдения. Прямое наблюдение – это наблюдение в реальном масштабе времени и на основе непосредственного общения или прямых коммуникаций. Косвенное наблюдение – это наблюдение основывающееся на опосредованных связях и коммуникациях и дифференциации временного режима ( выбор специальных отрезков времени ). Проведение исследований систем управления требует от исследователя знания важнейших принципов построения и функционирования таких систем, которые должны быть присущи современным экономическим условиям. Применительно к системам управления принципы представляют собой основные правила, положения, идеи, определяющие направления их построения и функционирования и которыми должны руководствоваться кадры управления в своей деятельности. Среди всех видов принципов для систем управления следует выделить параметрическое исследование. Вместе с тем необходимо отметить, что исходным (главным) принципом должен являться принцип системности, во многом определяющий все другие.
Как при построении,
так и функционировании систем управления,
в первую очередь, необходимо учитывать
ряд объективных общих
взаимодейственность, реализуемая посредством взаимодействия формируемых и функционирующих подсистем систем управления как между собой, так и со всеми другими внешними по отношению к организации системами.
Параметрический метод основывается на количественном выражении исследуемых свойств систем управления и установлении взаимосвязей между параметрами управляющей и управляемых подсистем. Это дает возможность на базе фактических данных определить форму зависимостей взаимосвязанных параметров и их количественное выражение. Зависимости параметров могут быть функциональными (проявляемые определенно и точно в каждом отдельно наблюдаемом случае – наблюдении) или корреляционными (определяемые на основе корреляционного метода).
Проведение параметрического исследования на основе научного аппарата системного анализа в общем плане включает совокупность следующих последовательно выполняемых работ: определение объекта исследования;
постановка целей, задач и определение критериев их достижения;
определение «границ»
внутренней и внешней среды и осуществление
структуризации исследуемой системы;
разработка экономико-математической
модели (параметризация, установление
зависимостей между параметрами, моделирование)
системы; исследование модели системы;
сбор, обработка, анализ информации и обобщение
результатов; проверка обоснованности
результатов исследования; окончательная
формулировка результатов исследования
2.3 Экспертный метод
Наиболее широко в исследовании систем управления, как правило, используются экспертные методы. Как научный способ экспертный метод был разработан сравнительно недавно и впервые он получил название «Дельфи». В дальнейшем были разработаны другие аналогичные методы, имеющие в своей основе экспертные оценки. Сначала экспертные методы использовались, в основном, для решения задач, связанных с прогнозированием в области науки и техники, а затем они стали применяться в других областях, в том числе в управлении.
Сущность экспертных методов, как при решении задач исследования систем управления, так и при использовании их в практике принятия решений в других областях науки, техники, управления, заключается в усреднении различными способами мнений (суждений) специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам.
Наиболее распространенными экспертными методами при классификации по признаку оценки предпочтений в настоящее время при принятии решений по управлению являются следующие:
- метод рангов;
- метод непосредственного оценивания;
- метод сопоставлений.
Последний метод включает две его разновидности:
1) парного сравнения;
2) последовательного сопоставления.
В принципе каждый из них имеет много общего, а отличие, в основном, только в том, что оценивание (измерение) изучаемых объектов системного управления осуществляется различными способами. Причем каждый из методов обладает определенными достоинствами и недостатками.
Общность каждого
из методов заключается в
К ним следует отнести:
- организацию экспертного оценивания;
- проведение сбора мнений экспертов;
- обработку результатов мнений экспертов.
Для общего руководства экспертными работами следует назначать председателя экспертной комиссии. В составе комиссии организуют две группы: рабочую и экспертную.
Рабочую группу возглавляет ее руководитель (организатор). В его подчинение входят технические работники, осуществляющие технические работы по подготовке материалов к работе экспертов, отработку результатов работы экспертов и т.п.
В экспертную группу входят эксперты – специалисты по решаемым проблемам.