Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:07, контрольная работа
Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.
Раздел 1. Новые информационные технологии как этап переработки и формирования информации……………….…………………………………..3
1.1 Составляющие информационной технологии………………………………..……...3
1.2 Виды современных информационных технологий………………………..…………4
1.3 Система управления интерфейсом……………………………………………..………………7
Раздел 2. Основные методы научно-технического прогнозирования: экстраполяции, параметрический, экспертный…………………………….8
2.1 Метод экстраполяции………………………………………………..…………………….8
2.2 Параметрический метод……………………………………….…………………..……10
2.3 Экспертный метод…………………………………………………………………...……12
3. Список литературы…………………………………………………………18
Формирование
экспертной осуществляет руководитель
(организатор) рабочей группы. При
этом выполняется ряд
- постановку
проблемы и определение
- составление
предварительного списка
- анализ качественного
состава предварительного
- получение согласия эксперта для участия в работе;
- составление
окончательного списка
Количество экспертов в экспертной группе зависит от множества факторов и условий. В частности, от важности решаемой проблемы, располагаемых возможностей и т.п. В большинстве случаев определяется минимально необходимое количество экспертов, что часто становится важнейшим условием установления числа приглашаемых экспертов.
Подбор конкретных экспертов проводится на основе анализа качества каждого из предлагаемых экспертов. Используются для этой цели разнообразные способы:
- оценка кандидатов
в эксперты на основе
- коллективная
оценка кандидата в эксперты
как специалиста в данной
- самооценка кандидата в эксперты;
- аналитическое
определение компетентности
Очень часто применяют одновременно несколько способов. Например, способы самооценки и коллективной оценки качеств предлагаемого эксперта. Такой подход позволяет достаточно обоснованно подобрать экспертов с необходимыми качествами. Однако, следует признать, что способ оценок прошлой деятельности представляется более объективным, чем способы самооценок и коллективной оценки.
Независимо от избранного способа оценки качеств кандидатов эксперты должны удовлетворять во всех случаях таким требованиям как:
- профессиональной
компетентности в области
- креативности (умению решать творческие задачи);
- научной интуицией;
- заинтересованности
в объективных результатах
- деловитости
(собранности, умению
- объективности;
- нонконформизма.
Проведение сбора мнений экспертов предполагает решение следующих вопросов:
1) определение места и времени сбора мнений;
2) определение формы и методики сбора мнений;
3) определение количества туров сбора мнений;
4) определение
состава и содержательной
5) определение порядка занесения результатов мнений экспертов в документы.
Очень важным является определение формы сбора мнений экспертов. Среди всех известных форм сбора мнений можно отметить индивидуальные, коллективные и смешанные, т.е. указанные формы различаются прежде всего по фактору участия экспертов в работе (индивидуальное или коллективное). Каждая из этих форм имеет ряд разновидностей:
- анкетирование;
- интервьюирование;
- дискуссия;
- мозговой штурм;
- совещание;
- деловая игра.
Вместе с тем, наиболее часто в практике проектирования оргсистем используется анкетирование, которое позволяет с меньшими трудозатратами экспертов собрать их мнение, но по времени сбор мнений при использовании этого вида более длительный.
Обычно процесс разработки анкеты включает:
- определение формы и содержания обращения к эксперту;
- выбор типа вопросов;
- формулировку вопросов;
- изложение необходимых для эксперта информации;
- разработку формы анкеты.
Представляет интерес выбор типов вопросов, среди которых наиболее употребляемыми в последние годы стали, так называемые, веерный, закрытый и открытый типы (веерный – предполагает один ответ из представленного заранее в анкете ряда ответов; закрытый – «да», «нет», «не знаю»; открытый – вопрос, ответ на который может быть дан в произвольно форме).
Очень важно при анкетировании экспертов правильно, просто и однозначно, кратко и в то же время с необходимой полнотой сформулировать вопросы в анкетах, а в тексте пояснительной записки указать, что конкретно требуется от эксперта.
Для ответов на вопросы, то есть для принятия решения каждым экспертом, проводятся объективные и (или) субъективные измерения рассматриваемого объекта в явном или неявном виде. При субъективном измерении эксперты, как правило, применяют один из указанных ранее наиболее употребляемых при этом методов (рангов, непосредственного оценивания, сопоставлений).
По методу рангов
эксперт осуществляет ранжирование
(упорядочение) исследуемых объектов
организационной системы в
Таким образом, этот метод позволяет определить место исследуемого объекта среди других объектов систем управления.
Достоинством метода рангов является его простота.
Недостатками являются:
- невозможность
с достаточной точностью
- не отвечает на вопрос как далеко по значимости находятся исследуемые объекты друг от друга.
Данный метод применяется в практике исследования систем управления несмотря на свою простоту, довольно редко.
Метод непосредственного оценивания представляет собой упорядочение исследуемых объектов (например, при отборе параметров для составления параметрической модели) в зависимости от их важности путем приписывания баллов каждому из них. При этом наиболее важному объекту приписывается (дается оценка) наибольшее количество баллов по принятой шкале. Диапазон шкалы оценок наиболее распространенным бывает от 0 до 1, 0 до 5, 0 до 10, 0 до 100. В простейшем случае оценка может быть 0 или 1. Иногда оценивание осуществляется в словесной форме. Например, «очень важный», «важный», «маловажный», и т.п., что тоже иногда для большого удобства обработки результатов опроса переводится в балльную шкалу (соответственно 3, 2, 1).
Использование указанного метода используется только при уверенности полной информированности экспертов об исследуемых свойствах объекта, чего нередко не бывает.
Метод сопоставления осуществляется, как уже указывалось ранее, парным сравнением и последовательным сопоставлением.
При парном сравнении эксперт сопоставляет исследуемые объекты по их важности попарно, устанавливая в каждой паре объектов наиболее важный. Все возможные пары объектов эксперт представляет в виде записи каждой из комбинаций (объект I – объект 2, объект 2 – объект 3 и т.д.) или в форме матрицы.
В результате сравнения
объектов в каждой паре эксперт высказывает
мнение о важности того или иного
объекта, то есть отдает одному из них
предпочтение. Иногда эксперты приходят
к выводу об эквивалентности каждого
из объектов пары. Упорядочение в каждой
паре объектов, безусловно, не дает сразу
упорядочения всех рассматриваемых
объектов, поэтому необходима последующая
обработка результатов
В отдельных
случаях при большом количестве
исследуемых объектов на результаты
парного сравнения оказывают
влияние психологические
Метод парных сравнений очень прост и он позволяет исследовать большее количество объектов (по сравнению, например, с методом рангов) и с большей точностью.
Сущность метода
последовательного
Величины оценок второго, третьего и последующих объектов по важности определяются последовательно аналогично оценке первого наиболее важного объекта.
Метод последовательного сопоставления для экспертов наиболее трудоемок. Особенно это начинает ощущаться при количестве исследуемых объектов более шести-семи
Обработка собранных мнений экспертов проводится как количественная (численных данных), так и качественная (содержательной информации). При этом используются различные способы. Необходимо отметить, что при наличии численных данных для решения вопросов, имеющих достаточный информационный материал, в основном, применяются методы усреднения экспертных суждений. Однако, даже при имеющихся численных данных, но при недостаточности информации по решаемому вопросу(что нередко бывает при проектировании систем управления) используются наряду с количественными методами обработки экспертных данных также и методы качественного анализа и синтеза.
При использовании рассмотренных экспертных методов (рангов и др.) мнения экспертов часто совпадают не полностью. Поэтому необходимо количественно оценивать меру согласованности мнений экспертов и определение причин несовпадения суждений. Мера согласованности, естественно, определяется на основе статистических данных всей группы экспертов.
Для оценки меры согласованности мнений экспертов используются, как правило, коэффициенты конкордации – дисперсионный и энтропийный.
Дисперсионный коэффициент конкордации принимает значения от 0 до 1. При 0 – нет согласованности между мнениями экспертов, при 1 – согласованность полная. Если дисперсионный коэффициент конкордации больше 0,5, то обычно согласованность считается достаточной.
Энтропийный коэффициент конкордации (иначе его называют коэффициентом согласия) также изменяется от 0 до 1 и также при большей величине коэффициента согласия – большая мера согласованности.
В случаях, когда
мнения экспертов различаются
Применение всех
рассмотренных экспертных методов,
несмотря на их недостатки, показывает
их эффективность при
Список
литературы