Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:06, дипломная работа
Объект исследования - бизнес-процесс документообеспечения перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Цель работы – разработка модуля автоматизированной системы по обеспечению документооборота при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Разработаны модель предметной области и ее сущностей, модель базы данных и ее структуры, модель информационного обеспечения системы, модель функционала пользователя, модель взаимодействия системы с внешними системами, уделено внимание безопасности программного продукта, улучшено качество печати информации на бланки строгой подотчетности, разработан пользовательский интерфейс и его функциональная связанность с СУБД Oracle и БД предприятия, а так же внешними информационными системами.
1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10
1.1 Анализ уровня автоматизации на предприятии и в подразделении 10
1.2 Анализ основного бизнес процесса службы экспедиции и уровня его автоматизации 11
1.3 Основные документы службы экспедиции Харцызского трубного завода 16
1.4 Функциональный состав должностных инструкций экспедитора 16
1.5 Предпосылки создания автоматизированного модуля документообеспечения процесса доставки товаров железнодорожным транспортом 20
1. 6 Постановка задач проектирования 23
2 РАСЧЕТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ 25
2.1.1 Организация доступа пользователей к системе АС Клиент-УЗ 26
2.1.2 Определение структуры, состава и формата реквизитов и атрибутов электронного перевозочного документа (ЭПД) 27
2.1.3 Определение электронных данных для создания электронного перевозочного документа 29
2.1.4 Преобразования электронных данных ЭПД в последовательностьбайт для наложения или проверки электронной цифровой подписи (ЭЦП) 30
2.1.5 Кодировка данных 32
2.2.1 Организация обмена данными между системами 34
2.2.2 Требования к аппаратным средствам, операционной среде и способу подключения компьютера, подключаемого к системе «ЭТРАН» с помощью технологии VIPnet. 35
2.2.3 Программное обеспечение обмена данными посредством СОМ-объекта 39
2.2.4 Определение формата передаваемых данных 41
2.2.5 Организация запросов в систему ЭТРАН 42
2.3 Выводы по разделу 47
3 СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 51
3.1 Разработка диаграммы вариантов использования 51
3.2 Разработка диаграммы развертывания системы 54
3.3 Разработка диаграммы взаимодействия 55
3.4 Информационное обеспечение системы. Разработка диаграммы последовательности 57
3.5 Разработка модели базы данных 58
3.5.1 Табличное представление данных системы 58
3.5.2 Семантическое моделирование. Разработка диаграммы классов 73
3.5.3 Логическое моделирование. Разработка ER-диаграммы 75
3.6 Безопасность програмного обеспечения 77
3.7 Разработка пользовательского интерфейса 82
3.8 Обеспечение качества и надежности заполнения бланков строгой отчетности 91
3.9 Выводы по разделу 92
4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 93
4.1 Расчет капитальных затрат на создание ПО 93
4.2 Расчет годовой экономии текущих затрат 99
4.2.1 Расчет себестоимости ведения необходимой документации в ручном варианте 101
4.2.2 Расчет себестоимости ведения пакета необходимых документов в автоматизированном варианте 104
4.3 Расчет годового экономического эффекта относительно к источнику получения экономии 107
4.4 Расчет коэффициента экономической эффективности и срока окупаемости капиталовложений 107
4.5 Выводы по разделу 109
5 ОХРАНА ТРУДА 110
5.1 Анализ опасных и вредных производственных факторов 110
5.2 Разработка мероприятий по обеспечению безопасных условий труда 115
5.3 Эффективность мероприятий по охране труда 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК 128
Процесс заполнения других документов аналогичен.
На рисунке 3.12 представлена форма для заполнения упаковочного листа.
Рисунок 3.12 – Форма заполнения упаковочного листа
На рисунке 3.13 представлена форма для заполнения вагонного листа:
Рисунок 3.13 – Форма заполнения вагонного листа
На рисунке 3.14 - форма для заполнения наиболее информативного документа – дорожная ведомость.
Дополнительной возможностью на данной форме является экспорт данных во внешние системы (на данном этапе осуществлена интеграция с системами УЗ и РЖД, в перспективе предполагается так же установить информационный обмен между ИС Казахстана и Финляндии). По нажатию кнопки «Экспорт данных» появляется форма выбора системы для экспорта (рисунок 3.15).
Рисунок 3.14 – Форма заполнения дорожной ведомости
Рисунок 3.15 - Форма выбора системы для экспорта данных
Форма позволяет выбрать ИС ж/д, экспортировать данные (подтверждение удачного экспорта осуществляется формой, аналогичной протоколу вода данных), или же отложить экспорт и вернуться в предыдущий документ («Дорожная ведомость»).
Некоторые документы (например, дорожная ведомость, или сертификат качества) не могут иметь непрерывный процесс генерации. Это обусловлено бизнес процессом их получения. Дорожная ведомость проходи путь внутри системы ХТЗ и снаружи ее. Документ, после того, как успешно был сформирован и учтен в системе, отпечатывается на бланках строгой отчетности, после чего передается в логистическое отделение станции ж/д и после различных процедур (одна из которых – проведение платежей за услуги) ей присваивается (наклеивается) голограмма. Только лишь после этого документ «Дорожная ведомость» считается полностью готовым к отправке. Чтобы иметь ясность относительно таких документов в системе предусмотрен учет голограмм по следующей информации (рисунок 3.16):
- собственный номер бланка строгой отчетности;
- регистрационный номер документа с голограммой во внешних системах;
- дата регистрации во внешних системах;
- индивидуальные данные лица, проводившего
регистрацию и выдачу
Рисунок 3.16 - Форма регистрации голограмм
3.8 Обеспечение качества
и надежности заполнения бланко
Одной из до сих пор существующих проблем является проблема качественной печати данных на бланки строгой подотчетности, которым например является бланк Дорожной ведомости. До сих пор печать на этот бланк, как и все документоведение, велась в системе EXCEL, что не позволяло сделать единые настройки у каждого пользователя, не говоря уже о том, что каждый пользователь, вольно или невольно, вносил изменения в конечный документ исходя из своих функциональных обязанностей.
В данном проекте предлагается осуществлять заполнение бланка строгой подотчетности с помощью шаблона документа Microsoft Word. Для этого данные из системы будут заменять соответствующие метки, заданные в шаблоне. Шаблон документа позволяет жестко задать правила печати (шрифт, интервал, размер, начертание и т.д). Обмен данными между системами будет осуществляться с помощью OLE-объектов. Фрагмент программы обмена данными приведен на рисунке 3.17
* Создание OLE-объекта
obj WordSheet=CreateObject("Word.
objWordSheet.Application.
objWordSheet = objWordSheet.Sheets[1]
* Передача данных из таблицы Дорожная ведомость в Word
SELECT CNTCUST
nRow=0
SCAN
nRow=nRow+l
objWordSheet.Label(nRow,1).
objWordSheet.Label(nRow,2).
ENDSCAN
objChart = objWordSheet.ChartObjects.Add{
objWordSheet.chartObjects(1).
objWordSheet.chartObjects(1).
* Закрытие сервера
objWordSheet.application.quit
release objWordSheet
Рисунок 3.17 - Создание OLE-объекта для передачи данных в Microsoft Word. Фрагмент кода программы
3.9 Выводы по разделу
В настоящем разделе были разработаны модели:
- предметной области и ее сущностей;
- базы данных и ее структуры;
- информационного обеспечения системмы;
- функционально-
- взаимодействия системы с внешними системами,
уделено внимание безопасности программного продукта, улучшено качество печати информации на бланки строгой подотчетности, разработан пользовательский интерфейс и его функциональная связанность с СУБД Oracle и БД ХТЗ, внешними информационными системами. Таким образом, практическая ценность заключается в создании полноценного пользовательского приложения, автоматизирующего работу экспедитора по документообеспечению процесса отправки грузов железной дорогой.
4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Основным источником экономии есть снижения трудоемкости выполнения рутинных операций и расчетов. В результате можно или условное высвобождение работников вследствие сокращения фонда времени, выделенного для выполнения работ, или сохранение бывшей численности персонала при условии, которое в сэкономленное время он будет загружен другой, больше творческой работой.
Экономическая эффективность
создания и внедрения программного
изделия для автоматизации
а) годовая экономия на текущих затратах;
б) годовой экономический эффект;
в) расчетный коэффициент
экономической эффективности
г) расчетный срок окупаемости капиталовложений.
4.1 Расчет капитальных затрат на создание ПО
Капиталовложения в создании ПО носят одноразовый характер и определяются по формуле:
К=К1+К2+К3 , (4.1)
где К1 – затраты на оснащение, грн.;
К2 – затраты на лицензионные программные продукты, грн.;
К3 – затраты на создание ПО, грн.
Затраты на оборудование для создания ПО включают стоимость приобретения компьютеров, периферийных устройств, средств связи и другой оргтехники (с учетом затрат на транспортирование). Поскольку на базовом предприятии, где будет разрабатываться ПО, вышеперечисленное оборудование уже куплено, принимаем К1 = 0 грн.
Принимаем К2 = 0 грн., так как на предприятии, где будет разрабатываться ПО все необходимое программное обеспечение уже установлено.
Затраты на создание ПО рассчитываем по формуле [15]:
К3 = С1 + С2 + С3 , (4.2)
где С1 – затраты работы программистов-разработчиков, грн.;
С2 – затраты компьютерного времени, грн.;
С3 – косвенные (накладные) затраты, грн.
Затраты работы программистов-разработчиков С1 рассчитываем по формуле:
,
где - количество разработчиков k-ї профессии, люд.;
- почасовая зарплата
- трудоемкость разработки для k-го разработчика (количество израсходованного разработчиком времени), ч.
Kзар - коэффициент начислений на фонд заработной платы, доли;
Принимаем, что данное ПО разрабатывал 1 человек (Nk=1).
Почасовая зарплата разработчика определяется по формуле:
, (4.4)
где Мк – месячная зарплата к-го разработчика, грн.;
- месячный фонд времени его работы, ч.
Принимаем для разработчика: Мк =1900 грн., Fkмес=176 часов.
Из формулы (4.4) получаем почасовую зарплату разработчика:
rk=1900/176= 10,8 грн/ч.
Трудоемкость разработки включает время выполнения работ, представленных в таблице 4.1.
Таблица 4.1 Этапы разработки системы
Этапы работ |
Трудоемкость, часов |
Техническая задача |
15 |
Эскизный проект |
80 |
Технический проект |
80 |
Рабочий проект |
115 |
Внедрения |
10 |
Вместе |
300 |
Расчет трудоемкости разработки для разработчика осуществляется по формуле 4.5:
Tk = t1k + t2k + t3k + t4k + t5k , |
(4.5) |
где t1k , t2k, t3k. T4k, t5k - время, израсходованное на каждом этапе разработки k-м разработчиком, часов.
Принимаем: t1k = 15 часов; t2k
= 80 часов; t3k = 80 часов; t4k
= 115 часов;
t5k = 10 часов.
Откуда, по формуле (4.5),
Tk= 10+80+80+115+10=300 часов.
Принимаем коэффициент начислений на фонд заработной платы Kзар=1.4.
Подставляя в формулу (4.3), получим:
С1 = 1*10,8*300*1.4 = 4534 грн.
Затраты компьютерного времени – С2 рассчитываются по формуле:
С2 = Ск ·F0 , |
(4.6) |
где Ск – себестоимость компьютерного часа, грн.;
F0 – затраты компьютерного времени на разработку программы, часов.
Себестоимость компьютерного часа вычисляется по формуле:
СК= СА + СЭ + СТО , |
(4.7) |
где СА – амортизационные отчисления, грн.;
СЭ – энергозатраты, грн.;
СТО – затраты на техобслуживание, грн.
Амортизационные отчисления рассчитываются по формуле:
где Си – балансовая стоимость і- го оборудования, которое использовалось для создания ПО, грн. Си =4000 грн.;
NА – годовая норма амортизации і- го оборудования, доли;
Fгод – годовой фонд времени работы і- го оборудования, час.
Принимаем NА=0,23, Fгод=2000 часов.
Из формулы (4.8) получим СА=4000*0,23/2000 = 0,46 грн.
Энергозатраты определятся по формуле:
СЭ= РЭ* СкВт , |
(4.9) |
где РЭ - затрата электроэнергии, потребляемой компьютером;
СкВт – стоимость 1 квт/ч электроэнергии, грн.
Принимаем РЭ = 0,2 квт/ч; СкВт = 0,95 грн.
По формуле (3.9) получим: СЭ=0,3·0,95 = 0,285 грн.
Затраты на техническое обслуживание СТО составят:
СТО= rТО· l , |
(4.10) |
где rТО – зарплата работника, обслуживающего оборудования, грн.;
l - периодичность обслуживания.
Принимаем rТО =1200/176 =6,81грн.
Периодичность обслуживания рассчитывается по формуле 4.11:
l= Nто / Fмес, |
(4.11) |
где Nто – количество обслуживаний оборудования на месяц;
Fмес – месячный фонд времени работы оборудования, ч.
Принимаем: Nто =1; Fмес =176 часов.
Из формулы (4.11) получим периодичность обслуживания:
l=1/176 = 0,0057.
Из формулы (4.10) получим затраты на техническое обслуживание:
СТО=0,0057*6,81 = 0,039 грн.
Из (4.7) получим себестоимость компьютерного часа:
СК= СА + СЭ + СТО =0,46+0,285+0,0039 = 0,75 грн.
Информация о работе Разработка программного обеспечения АРМ Экспедитора