Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа
Цель дипломной работы: разработать методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Объект исследования: система обучения информатике и ИКТ учащихся основной школы.
Предмет исследования: методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Гипотеза исследования: внедрение и разработка методов использования мультимедийной и интерактивной техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.
Введение
Глава 1. Курс информатики и особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в школе
1.1 Особенности обучения информатике
1.2 Мультимедийная и интерактивная техника
1.3 Мультимедийное программное обеспечение
1.4 Особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в обучении
Глава 2. Методика обучения информатике в основной школе с применением мультимедийной и интерактивной техники
2.1 Отбор содержания обучения разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ» курса информатики
2.2 Создание учебного материала для проведения уроков информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники
2.3 Разработка методов обучения информатике школьников с использованием мультимедийной и интерактивной техники
2.4 Экспериментальная проверка эффективности применения разработанной методики
Заключение
Библиография
Учащиеся выполняют задание.
IV. Д/з
Знать, что такое операционная
система, ее назначение и структура.
Учащимся, имеющим компьютеры дома,
продолжить осваивать «слепой
Дополнительное задание: найти информацию о тех альтернативных операционных системах, о которых не было сказано на уроке; познакомиться с «дисковым» вариантом ОС Linux.
V. Вопросы учеников.
Ответы на вопросы учащихся.
VI. Итог урока.
Подведение итога урока. Выставление оценок.
На уроке мы узнали, что такое операционная система, ее назначение и структуру. Так же вы научились работать со справочной системой; производить замену текста и символов в текстовом файле.
2.4 Экспериментальная проверка
эффективности применения
Исследование проводилось на базе ГОУ СОШ «Школа здоровья» №266 северо-восточного округа города Москвы. В параллели восьмых классов 8А и 8Б.
Характеристика изучаемых классов:
В обоих классах параллели
проводятся уроки информатики, в 8А
информатика проводиться по традиционной
схеме уроков, в 8Б информатика
проводиться с внедрением в урок
мультимедийной и интерактивной
техники. По тематическому планированию
по информатике и ИКТ, уроки проводятся
по разделу «Аппаратные и
Компьютерный класс оборудован восьмью компьютерами Celeron, входящими в единую локальную сеть с выходом в сеть Интернет. На уроках используется мультимедийный проектор HITACHI CP-X275 XGA Multimedia Mobile LCD projector и экран на штакетнике.
Ход и содержание исследования.
Проведение уроков по специальности – преподавание информатики и ИКТ по разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ ».
Провести контролирующее тестирование учащихся по проверке текущего уровня развития знаний, умений, навыков в области информатики и ИКТ, по выбранному разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ».
Его проведение было осуществлено на последнем уроке информатики в параллели восьмых классов. За основу содержания тестового материала были взяты требования из государственного стандарта.
Проанализировать полученные результаты.
В ходе исследования нами были получены следующие результаты, которые представлены в диаграммах.
Во время проведения эксперимента
для подтверждения или
Тестовое задание представлено в виде презентации, и проецируется через проектор на большой экран. В это время учащиеся за компьютерами заполняют форму (вопрос-ответ) представленную электронной таблицей, с помощью Microsoft Office Excel. Компьютер выводит на экран отметку учащегося и автоматически по локальной сети передает данные на компьютер учителя. Тест и протокол представлены ниже (рисунки 12-14).
Рисунок 12. Электронный ресурс тестового задания, выполненный в программе Excel.
Рисунок 13. Электронное тестовое задание.
Рисунок 14. Электронное тестовое задание.
По окончанию эксперимента были получены следующие результаты, представленные в диаграммах.
Рисунок 15. Диаграмма усвоения знаний.
Рисунок 16. Диаграмма усвоения знаний.
При сравнительном анализе
полученных данных видно, что уровень
усвоения знаний по информатике и
ИКТ, в процессе познавательной деятельности
выше у учащихся класса, занятия
в котором проводились с
Заключение
Из анализа прочитанной научной литературы по теме дипломной работы были сделаны выводы: о строении и работе мультимедийной и интерактивной техники, возможного использования специального программного обеспечения в совокупности с данной техникой, а также возможности применения в школе мультимедийной и интерактивной техники учителями, о повышении эффективности преподавания в школе.
Было отобрано, проанализировано содержание обучения разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ» курса информатики, составленно тематическое планирование по данному разделу, определены возможности обучения по темам раздела.
Были созданны учебные
материалы для проведения уроков
информатики с помощью
Разработана серия уроков по темам раздела «Аппаратные и программные средства ИКТ» курса информатики:
Архитектура компьютера. Магистраль: шина данных, шина адреса и шина управления. Шины периферийных устройств.
Внешние и внутренне устройство персонального компьютера.
Процессор: частота, разрядность и адресное пространство.
Оперативная память: тип, частота и информационная емкость.
Долговременная память. Магнитный и оптический принципы записи, хранения и считывания информации. Flash-память.
Подключение периферийных устройств. Последовательные порты и параллельный порт. Графический порт AGP.
Данные и программы. Программное обеспечение компьютера. Операционные системы: назначение, состав, загрузка. Прикладное программное обеспечение. Системы программирования.
Файлы и файловые системы. Архивация и разархивация файлов. Алгоритмы и методы архивации.
Графический интерфейс операционной системы и приложений.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы, которые вобрали в себя разработанный электронный материал, по данному разделу, нашли свое преминение в процесссе проведения эксперимента.
Экспериментально была проверена
гипотеза дипломной работы о том,
что внедрение и разработка методов
использования мультимедийной и
интерактивной техники в
Библиография
Анисимов, А.В. Информатика. Творчество. Рекурсия. [Текст] / А.В. Анисимов.– Киев: Наукова думка, 1988.
Белошапка, В. О языках, моделях и информатике [Текст] / В. Белошапка / Информатика и образование.– 1987.– № 6.– С. 12-16.
Бирих, Р.В. Компьютерные модели школьных физических задач [Текст] / Р.В. Бирих, Е.А. Еремин, В.И. Чернатынский // Информатика: прил. к газ. "Первое сентября".– 2006.– 16-30 апр. (№ 8).– С. 3-10.
Бурцева, Г. Обучить с помощью
электронных средств: это возможно!
[Электронный документ] / Г. Бурцева
(http://pedsovet.su/publ/26-1-
Голицына, О.Л. Программное обеспечение. [Текст]: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Т.Л. Партыка, И.И. Попов.– M.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.
ГОСТ 5.3-2004 Библиографическая
запись. Библиографическое описание
[Текст]: Межгос. стандарт.– Введен в
2004 г. // Федеральный компонент
Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. [Текст] / В.В. Гузеев.– М.: Народное образование, 2000.
Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. [Текст] / Д. Дьюи.– М.: Совершенство, 1997.
Ершов, А.П. Компьютеризация школы и математическое образование [Текст] / А.П. Ершов // Информатика и образование.– 1992.– № 5-6.– С. 3-12.
Завалишина, Д.Н. О механизмах оперативного мышления [Текст] / Д.Н. Завалишина, В.Н. Пушкин // Вопросы психологии.– 1964.– № 3.– С. 87-100.
Крутецкий, В.А. Психология. [Текст] / В.А. Крутецкий.– М., 1986.
Кузнецов, А.А. Информатика. Тестовые задания [Текст] / А.А. Кузнецов.– M.: БИНОМ, 2003.
Левченко, И.В. Сборник методических материалов [Текст] / УПК «Педколледж-лицей» № 13; И.В Левченко.– М., 1996.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.
Советский энциклопедический словарь. [Текст] / Гл. ред. А. М. Прохоров.– 4-е изд. – М, 1989.
Столяренко, Л.Д. Психология [Текст] / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко.– Ростов н/Д., 2000.
Тхоржевский, Д.А. Методика трудового обучения с практикумом. [Текст] / Д.А. Тхоржевский.– М.: Просвещение, 1987.
Угринович, Н.Д. Информатика (теория, методика, задачи) [Текст] / Н.Д. Угринович.– М.: МИПКРО, 1991.
Хотунцев, Ю.Л. Преподавание
образовательной области «
Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко.– М.: Педагогический поиск, 2001.
Шутенко, А.В. Методы проведения
учебных занятий с