Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатике учащихся основной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: разработать методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Объект исследования: система обучения информатике и ИКТ учащихся основной школы.
Предмет исследования: методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Гипотеза исследования: внедрение и разработка методов использования мультимедийной и интерактивной техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.

Содержание

Введение
Глава 1. Курс информатики и особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в школе
1.1 Особенности обучения информатике
1.2 Мультимедийная и интерактивная техника
1.3 Мультимедийное программное обеспечение
1.4 Особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в обучении
Глава 2. Методика обучения информатике в основной школе с применением мультимедийной и интерактивной техники
2.1 Отбор содержания обучения разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ» курса информатики
2.2 Создание учебного материала для проведения уроков информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники
2.3 Разработка методов обучения информатике школьников с использованием мультимедийной и интерактивной техники
2.4 Экспериментальная проверка эффективности применения разработанной методики
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 118.00 Кб (Скачать)

Учащиеся выполняют задание.

IV. Д/з

Знать, что такое операционная система, ее назначение и структура. Учащимся, имеющим компьютеры дома, продолжить осваивать «слепой десятипальцевый  метод печати».

Дополнительное задание: найти информацию о тех альтернативных операционных системах, о которых  не было сказано на уроке; познакомиться  с «дисковым» вариантом ОС Linux.

V. Вопросы учеников.

Ответы на вопросы учащихся.

VI. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы узнали, что  такое операционная система, ее назначение и структуру. Так же вы научились  работать со справочной системой; производить  замену текста и символов в текстовом  файле.

2.4 Экспериментальная проверка  эффективности применения разработанной  методики

Исследование проводилось  на базе ГОУ СОШ «Школа здоровья»  №266 северо-восточного округа города Москвы. В параллели восьмых классов 8А  и 8Б.

Характеристика изучаемых  классов:

В обоих классах параллели  проводятся уроки информатики, в 8А  информатика проводиться по традиционной схеме уроков, в 8Б информатика  проводиться с внедрением в урок мультимедийной и интерактивной  техники. По тематическому планированию по информатике и ИКТ, уроки проводятся по разделу «Аппаратные и программные  средства ИКТ ». В каждом классе подгруппа  ребят составляет 12 человек.

Компьютерный класс оборудован восьмью компьютерами Celeron, входящими  в единую локальную сеть с выходом  в сеть Интернет. На уроках используется мультимедийный проектор HITACHI CP-X275 XGA Multimedia Mobile LCD projector и экран на штакетнике.

Ход и содержание исследования.

Проведение уроков по специальности  – преподавание информатики и  ИКТ по разделу «Аппаратные и  программные средства ИКТ ».

Провести контролирующее тестирование учащихся по проверке текущего уровня развития знаний, умений, навыков  в области информатики и ИКТ, по выбранному разделу «Аппаратные  и программные средства ИКТ».

Его проведение было осуществлено на последнем уроке информатики  в параллели восьмых классов. За основу содержания тестового материала  были взяты требования из государственного стандарта.

Проанализировать полученные результаты.

В ходе исследования нами были получены следующие результаты, которые  представлены в диаграммах.

Во время проведения эксперимента для подтверждения или опровержения гипотезы данной работы было проведено  тестирование, целью которого было выявления текущего уровня развития знаний, умений, навыков в области  информатики и ИКТ, по выбранному разделу «Аппаратные и программные  средства ИКТ ». Тестовые задания  были разработаны с опорой на государственные  стандарты. Тест состоит из 15 заданий, рассчитан на учащихся восьмых классов, составлены по выбранному разделу.

Тестовое задание представлено в виде презентации, и проецируется через проектор на большой экран. В это время учащиеся за компьютерами заполняют форму (вопрос-ответ) представленную электронной таблицей, с помощью Microsoft Office Excel. Компьютер выводит  на экран отметку учащегося и  автоматически по локальной сети передает данные на компьютер учителя. Тест и протокол представлены ниже (рисунки 12-14).

 

Рисунок 12. Электронный ресурс тестового задания, выполненный  в программе Excel.

 

Рисунок 13. Электронное тестовое задание.

 

Рисунок 14. Электронное тестовое задание.

По окончанию эксперимента были получены следующие результаты, представленные в диаграммах.

 

Рисунок 15. Диаграмма усвоения знаний.

 

Рисунок 16. Диаграмма усвоения знаний.

При сравнительном анализе  полученных данных видно, что уровень  усвоения знаний по информатике и  ИКТ, в процессе познавательной деятельности выше у учащихся класса, занятия  в котором проводились с использованием мультимедийной и интерактивной  техники, разработанных материалов и методов, изложенных в дипломной  работе. Также приведенные данные наглядно демонстрируют подтверждение  гипотезы работы, которая заключается  в том, что: внедрение и разработка методов использования мультимедийной и интерактивной техники в  процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и  ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.

Заключение

Из анализа прочитанной  научной литературы по теме дипломной  работы были сделаны выводы: о строении и работе мультимедийной и интерактивной  техники, возможного использования  специального программного обеспечения  в совокупности с данной техникой, а также возможности применения в школе мультимедийной и интерактивной  техники учителями, о повышении  эффективности преподавания в школе.

Было отобрано, проанализировано содержание обучения разделу «Аппаратные  и программные средства ИКТ» курса  информатики, составленно тематическое планирование по данному разделу, определены возможности обучения по темам раздела.

Были созданны учебные  материалы для проведения уроков информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники, представленные в отдельном параграфе, и в  электронном виде, такие как учебник  по внешнему и внутреннему устройству компьютерной системы, серия презинтаций  по темам раздела, несущие не только познавателый, но и популярный характер.

Разработана серия уроков по темам раздела «Аппаратные  и программные средства ИКТ» курса  информатики:

Архитектура компьютера. Магистраль: шина данных, шина адреса и шина управления. Шины периферийных устройств.

Внешние и внутренне устройство персонального компьютера.

Процессор: частота, разрядность  и адресное пространство.

Оперативная память: тип, частота  и информационная емкость.

Долговременная память. Магнитный  и оптический принципы записи, хранения и считывания информации. Flash-память.

Подключение периферийных устройств. Последовательные порты и параллельный порт. Графический порт AGP.

Данные и программы. Программное  обеспечение компьютера. Операционные системы: назначение, состав, загрузка. Прикладное программное обеспечение. Системы программирования.

Файлы и файловые системы. Архивация и разархивация файлов. Алгоритмы и методы архивации.

Графический интерфейс операционной системы и приложений.

Компьютерные вирусы и  антивирусные программы, которые вобрали  в себя разработанный электронный  материал, по данному разделу, нашли  свое преминение в процесссе проведения эксперимента.

Экспериментально была проверена  гипотеза дипломной работы о том, что внедрение и разработка методов  использования мультимедийной и  интерактивной техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности  обучения информатике.

Библиография

Анисимов, А.В. Информатика. Творчество. Рекурсия. [Текст] / А.В. Анисимов.– Киев: Наукова думка, 1988.

Белошапка, В. О языках, моделях  и информатике [Текст] / В. Белошапка / Информатика и образование.– 1987.–  № 6.– С. 12-16.

Бирих, Р.В. Компьютерные модели школьных физических задач [Текст] / Р.В. Бирих, Е.А. Еремин, В.И. Чернатынский // Информатика: прил. к газ. "Первое сентября".– 2006.– 16-30 апр. (№ 8).– С. 3-10.

Бурцева, Г. Обучить с помощью  электронных средств: это возможно! [Электронный документ] / Г. Бурцева (http://pedsovet.su/publ/26-1-0-739). 10.01.2010.

Голицына, О.Л. Программное  обеспечение. [Текст]: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Т.Л. Партыка, И.И. Попов.– M.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

ГОСТ 5.3-2004 Библиографическая  запись. Библиографическое описание [Текст]: Межгос. стандарт.– Введен в 2004 г. // Федеральный компонент государственных  образовательных стандартов общего образования / М-во образования РФ. Ин-т  образовательных систем.– М., 2004.

Гузеев, В.В. Планирование результатов  образования и образовательная  технология. [Текст] / В.В. Гузеев.– М.: Народное образование, 2000.

Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. [Текст] / Д. Дьюи.– М.: Совершенство, 1997.

Ершов, А.П. Компьютеризация  школы и математическое образование [Текст] / А.П. Ершов // Информатика и  образование.– 1992.– № 5-6.– С. 3-12.

Завалишина, Д.Н. О механизмах оперативного мышления [Текст] / Д.Н. Завалишина, В.Н. Пушкин // Вопросы психологии.– 1964.– № 3.– С. 87-100.

Крутецкий, В.А. Психология. [Текст] / В.А. Крутецкий.– М., 1986.

Кузнецов, А.А. Информатика. Тестовые задания [Текст] / А.А. Кузнецов.– M.: БИНОМ, 2003.

Левченко, И.В. Сборник методических материалов [Текст] / УПК «Педколледж-лицей» № 13; И.В Левченко.– М., 1996.

Селевко, Г.К. Современные  образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие / Г.К. Селевко. –  М.: Народное образование, 1998.

Советский энциклопедический  словарь. [Текст] / Гл. ред. А. М. Прохоров.– 4-е изд. – М, 1989.

Столяренко, Л.Д. Психология [Текст] / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко.–  Ростов н/Д., 2000.

Тхоржевский, Д.А. Методика трудового  обучения с практикумом. [Текст] / Д.А. Тхоржевский.– М.: Просвещение, 1987.

Угринович, Н.Д. Информатика (теория, методика, задачи) [Текст] / Н.Д. Угринович.– М.: МИПКРО, 1991.

Хотунцев, Ю.Л. Преподавание образовательной области «Технология» в 2004/2005 учебном году [Текст]: Методическое пособие / Ю.Л. Хотунцев, Л.И. Дубровская, А.В. Марченко.– М.: МИОО, 2004.

Шамова, Т.И. Управление образовательным  процессом в адаптивной школе. [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко.– М.: Педагогический поиск, 2001.

Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный  документ].– (http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841). 05.04.2010.


Информация о работе Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатике учащихся основной школы