Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Ценообразование".
Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
Координирующим органом при решении наиболее актуальных проблем в области ценообразования является Комиссия по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров РБ. При этом Совет Министров РБ осуществляет регулирование цен и тарифов на важнейшие социально значимые услуги для населения и товары, имеющие стратегическое значение для страны.
Минэкономики
в пределах предоставленных ему
полномочий осуществляет формирование
основ государственной политики
в области ценообразования и
обеспечивает ее реализацию; определяет
формы и способы
Другие республиканские органы государственного управления осуществляют регулирование цен (тарифов) и контроль за соблюдением установленного порядка ценообразования в соответствующих отраслях экономики.
Облисполкомы
и Минский горисполком
В принятых документах отмечено, что реализация принятой ранее Концепции привела к целому ряду положительных изменений, среди которых можно назвать следующие:
-значительное
снижение темпов роста
-отсутствие необходимости учета в ценообразовании
множественности курсов национальной валюты;
-укрепление белорусского рубля;
-значительное сокращение объема бартера;
-рост
здоровой конкуренции на
что благоприятно сказалось на ценовой ситуации в стране.
19. Механизм ценового
Модель,
для преодоления высоких цен,
устанавливаемых монополиями, экспериментировалась
в условиях отечественной экономики,
состоит в том, что, если товар
продается по монопольно высоким
ценам, правительство прибегает
к регулированию таких цен. Предприятия
в условиях ограничения прибыли,
стремясь уйти от государственного регулирования,
завышают себестоимость, растрачивая
свои ресурсы. Правительство, пытаясь
осуществлять такое регулирование,
нередко выплачивает дотации, субсидии,
предоставляет различные
Сверхмонополизированная структура производства в Беларуси, доставшаяся нам в наследство, неизбежно создавала трудности в формировании конкурентной рыночной среды и рыночных цен. Когда рынок только формируется, не создана его инфраструктура, отсутствуют инвестиции, независимая торговая сеть, высокая цена не в состоянии выполнять функции привлечения нового предложения и ограничения спроса.
На этапе трансформации экономики сфера государственного антимонопольного ценового регулирования должна быть еще достаточно широкой, адаптированной к особенностям экономики переходного периода. В нее следует включать регулирование цен на продукцию как естественных монополий, так и ряда искусственных. К естественным монополиям относятся отрасли производства, в которых минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при сосредоточении производства на единственном предприятии. В этом случае создание конкуренции путем рассредоточения производства на нескольких предприятиях является экономически нецелесообразным, так как ведет к повышению удельных издержек (электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт, газ, тепло, водоснабжение). Цель антимонопольного законодательства заключается в обеспечении доступности для потребителей товаров (услуг) таких предприятий за счет определения экономически обоснованных цен, позволяющих осуществлять развитие субъектов естественных монополий. В нашей стране используется специфическая система регулирования цен на продукцию предприятий, злоупотребляющих своим доминирующим (монопольным) положением. При этом доминирующее положение означает исключительное положение предприятия на рынке, которое позволяет ему диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иными способами ограничивать конкуренцию. Факт доминирования устанавливается по доле рынка, которым обладает предприятие. Если, например, одно предприятие владеет более чем 30%, а два - более чем 54% рынка, то эти предприятия признаются монополистами и включаются в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики (независимо от формы собственности).
Государственный
реестр состоит из трех разделов. В
первый раздел включается перечень предприятий,
относящихся к естественной монополии,
цены на продукцию и услуги которых устанавливаются
государственными органами. Во второй
раздел входят предприятия, за деятельностью
которых ведется наблюдение со стороны
государственных антимонопольных органов.
Если предприятием, включенным в этот
раздел, будет допущено злоупотребление
доминирующим положением, то такое предприятие
исключается из второго раздела и включается
в третий. Третий раздел состоит из предприятий,
в отношении которых применяются государственный
контроль и регулирование отдельных параметров
деятельности, в том числе ценовых. Каждый
из разделов реестра содержит два подраздела:
республиканский, куда входят предприятия-монополисты
на республиканском товарном рынке, и
местный, состоящий из предприятий-монополистов
на местных товарных рынках (в пределах
границ административно-
В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования: установление предельного норматива рентабельности, предельного уровня цен (тарифов) и декларирование уровня свободных цен (тарифов). Последнее представляет собой регистрацию цен в органах ценообразования на основе представляемых предприятиями их детальных обоснований (подробное обоснование цен с представлением калькуляции, расчетами прибыли, налогов, пояснительной запиской).
20. Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений в РБ.
К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке относятся установление монопольных цен и заключение антиконкурентных ценовых соглашений. Под монопольной ценой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью.
К ограничению конкуренции на рынке могут привести различные ценовые соглашения, которые в республике запрещены. Выявление и пресечение антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах осуществляется в соответствии с разработанной антимонопольными органами инструкцией.
Антиконкурентные ценовые
Вертикальные соглашения между предприятиями представляют собой соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем. Поставщик при этом применяет метод поддержания перепродажной цены, суть которого состоит в установлении минимальной цены, по которой продукция должна быть реализована потребителям.
В Концепции ценообразования определена антимонопольная политика в сфере ценообразования. В процессе проведения государственной конкурентной политики должны быть обеспечены равенство условий деятельности юридических лиц всех форм собственности, защита интересов отечественных производителей, повышение конкурентоспособности производимых ими товаров.
Вследствие изменившихся экономических условий основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля, который осуществляет:
1)предупреждение,
ограничение и пресечение
2)пресечение недобросовестной конкуренции;
3)обеспечение
правовой защищенности
конкуренции;
4)содействие
развитию конкуренции на
5)контроль за экономической конкуренцией;
совершенствование
регулирования деятельности
Одним из
направлений антимонопольной
21. Запрещение установления
Монополистическая деятельность – противоречащие настоящему Закону действия (бездействие) хозяйствующих субъектов (группы лиц), государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;
монопольно высокая цена – цена (тариф), установленная хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, которая превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, а также цену (тариф), которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу потребителей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение или цену (тариф), установленную на этом же товарном рынке ранее, если такая цена (тариф) сформировалась в условиях конкуренции;
монопольно низкая цена – цена (тариф), установленная хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, которая ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, а также ниже цены (тарифа), которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу потребителей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение;
Установление монопольных цен в РБ может быть запрещено полностью или частично в соответствии с законодательством
22. Организация государственного контроля за ценами и задачи контроля.
Составной частью общей системы регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. Это осущ.
в Республике Беларусь на текущий момент:
1) Совет
Министров Республики Беларусь -
регулирует цены и тарифы на
важнейшие социально значимые
услуги для населения и товары,
имеющие стратегическое
2) Министерство экономики: a) осуществляет формирование основ государственной политики в области ценообразования в пределах предоставленных ему полномочий и обеспечивает ее реализацию;b) определяет формы и способы государственного ценового регулирования, порядок установления и применения цен (тарифов);c) осуществляет методическое руководство ценообразованием и координацию работы других органов управления в области ценообразования, что обеспечивает единство ценовой политики на всей территории страны;d) осуществляет регулирование цен (тарифов) и государственный контроль за соблюдением ценового и антимонопольного законодательства;e) принимает решения о применении экономических санкций за нарушение антимонопольного и ценового законодательства.
3)Облисполкомы
и Минский горисполком