Методы ценообразования в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Цена и ценообразование являются центральными элементами комплекса маркетинга. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров, а ценообразование - это ключевой инструмент в распоряжении фирмы или организации. От выбора метода ценообразования зависит деятельность и развитие торгового предприятия. Целью курсовой работы является рассмотрение методов ценообразования в торговле, анализ ценовой политики розничного торгового предприятия и выявление проблем, связанных с ценообразованием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 5
1.1 СУЩНОСТЬ ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 5
1.2 МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ТОРГОВЛЕ 10
1.3 МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 13
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ООО «НА ВОСТОКЕ» 20
2.1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 20
2.2 СИСТЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ООО «НА ВОСТОКЕ» 23
2.3 НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН В ООО «НА ВОСТОКЕ» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Работа содержит 1 файл

методы ценообразования в торговле.doc

— 549.00 Кб (Скачать)

Помимо типа рынка и основной тенденции его развития на процесс  формирования цены влияет стадия жизненного цикла товара. Как правило, для  новых товаров цена носит разведывательный характер. По мере распространения товара и принятия его потребителями цена достигает своего стабильного уровня. При насыщении рынка данным видом товара цена реализации снижается и так далее.

1.3 Методы ценообразования

Механизм ценообразования в торговой деятельности предполагает различные методы формирования цены, основными из которых являются:

Затратный метод, который предполагает:

1) метод полных затрат;

2) метод прямых затрат;

3) метод точки безубыточности;

4) метод предельных (маржинальных) затрат;

5) метод учета рентабельности  собственного капитала;

6) метод учета эффективности  использования инвестиций.

Существует несколько затратных  методов, определяющих цену по принципу «издержки плюс прибыль».

1. Затратный метод с учетом полных (или средних) издержек на производство продукции основан на определении полной себестоимости, включающей как переменные, так и постоянные издержки. Суть метода состоит в суммировании совокупных издержек: переменные (или прямые) плюс постоянные (или накладные), и прибыли, которую предприятие рассчитывает получить.

Главное преимущество данного метода — его простота и удобство. Это  связано с тем, что у производителя  всегда имеются данные о собственных  затратах. Однако он имеет два больших  недостатка:

1) при установлении цен не  принимаются во внимание имеющийся  спрос на товар и конкуренция  на рынке, поэтому возможна  ситуация, когда товар при данной  цене не будет пользоваться  спросом; 

2) любой метод отнесения на  себестоимость товара постоянных  накладных расходов, которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для производства данного товара, является условным.

2. Метод прямых (или предельных) затрат базируется на установлении  цены путем добавления к переменным  затратам определенной надбавки — прибыли. При этом постоянные расходы как расходы предприятия в целом не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной» или «маржинальной» прибыли. При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны явиться тем пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию. В любом случае истинная функция издержек заключается в установлении нижнего предела для первоначальной цены на товар, в то время как ценность этого товара для потребителя определяет высший предел цены на него.

Продажа товара по цене, рассчитанной по такому методу, эффективна на стадии насыщения, когда нет роста продаж, и предприятие хочет сохранить объем сбыта на определенном уровне.

3. Метод расчета цены на основе  анализа безубыточности и обеспечения  целевой прибыли базируется на  том, что предприятия стремится  установить цену на свой товар  на таком уровне, который обеспечивал бы получение желаемого объема прибыли. Точка безубыточности — это точка пересечения кривой общей выручки и кривой общих затрат. В точке безубыточности объем прибыли равен нулю. Основным недостатком метода определения цены на основе анализа безубыточности является то, что не учитывается взаимосвязь цены товара и фактического спроса.

4. Метод установления цены на  основе анализа рентабельности  инвестиций. Основная задача данного  метода состоит в том, чтобы  оценить полные затраты при  различных программах производства товара и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие капиталовложения. Устанавливаемая надбавка к издержкам производства включает процент дохода на инвестированный капитал.

5. Метод структурной аналогии. Суть данного метода заключается в том, что при установлении цены нового товара определяют структурную формулу цены по его аналогу. Для этого используют фактические или статистические данные о доле основных элементов в цене или себестоимости аналогичного товара. Если возможно точно определить для нового товара один из элементов цены, например материальные затраты, нормы расхода и т. п., то, перенося структуру аналога на новый товар, можно рассчитать ориентировочную цену.

Рыночный метод:

1) метод на основе воспринимаемой  ценности товара;

2) метод оценки максимально приемлемой  цены;

3) состязательный метод;

4) метод следования за рыночными  ценами.

Суть рыночных методов ценообразования  состоит в формировании цен на основе исследования рыночных факторов.

 Одним и наиболее распространенных  рыночных методов является определение  цены с ориентацией на спрос.  При этом уровень цены на  товар устанавливается в зависимости  от изменения спроса: цена увеличивается  в том случае, если спрос относительно велик, и, наоборот, снижается, когда спрос ослабевает.

 Метод определения цены продажи  на основе анализа минимальных  пределов убытков и прибылей. В условиях рынка развитой  конкуренции следует определить  концепцию: приемлема данная цена  или нет, так как в подобных условиях рыночные цены являются главенствующими. Определение цены на основе анализа пределов является уместным в случае, когда фирма нацелена на достижение максимальной прибыли. Но при этом фирма должна быть в состоянии точно подсчитать и постоянные и переменные издержки, располагать условиями, позволяющими точно спрогнозировать спрос. Кроме того, спрос на рынке должен находиться под влиянием изменения только или преимущественно цен, а объем продаж - показывать соответствующий уровень цены. В действительности трудно четко определить уровень расходов и их разграничение на постоянные и переменные издержки. Кроме того, на рыночный спрос оказывают влияние не только цены, но и другие многочисленные маркетинговые мероприятия, а также конкурентные отношения между фирмами. По этой причине способ определения цены на основе анализа пределов помогает дать лишь определенный ориентир ее расчетного уровня.

 Метод определения цены продажи  на основе анализа максимального  пика убытков и прибылей, позволяет  определить объем производства и продаж, соответствующий тому случаю, когда общая сумма прибылей и общая сумма затрат равны между собой. Данный способ применяется, когда целью фирмы является выявление цены, обеспечивающей возможность получить максимальную прибыль.

 При использовании этого  способа фирма ориентируется  на продажи одного и того  же товара по различным ценам  с тем, чтобы на практике  проверить, сколько же в реальности  удастся продать. Но не будут  ли покупатели протестовать против  ситуации, когда им один и тот же товар продают по различным ценам?

 Определение цены с ориентацией  на конкуренцию. Когда фирма  занимает монопольную позицию  на рынке, она способна получать  наибольшую прибыль. Но в условиях  зрелости рынка появляется много  фирм, активно внедряющихся на него и развивающих конкуренцию за счет осуществления стратегии дифференциации и диверсификации.

 В подобных условиях при  определении цены продажи эффективен  метод, учитывающий конкурентное  положение фирмы и данного  товара или услуги, а также  всю конкурентную ситуацию на рынке. В этом случае цену на продаваемые товары и услуги определяют посредством анализа и сравнения возможностей товаров данной фирмы в сравнении с фирмами-конкурентами на конкретном рынке, а также через анализ и сравнение сложившихся на рынке цен. Следовательно, метод определения цены с подобной ориентацией заключается в уточнении цены с учетом изменений конкурентной ситуации и конкурентного положения данной фирмы на рынке. Здесь применяется метод определения цены посредством ориентации на рыночные цены; метод формирования цены за счет следования за ценами фирмы-лидера на рынке; метод определения цены на основе цен, принятых на данном рынке; метод определения престижных цен и состязательный метод определения цен.

 Метод формирования цены посредством ориентации на рыночные цены. Здесь характерно, что каждый продавец, продающий данный товар на рынке устанавливает цены, исходя из ценообразования и уровня цен, сложившихся здесь, не нарушая при этом традиций рынка.

Помимо перечисленных существуют еще и административный метод формирования цены, а также параметрический метод.

Каждый из указанных методов  предполагает некую базу относительно которой и формируется цена реализации. В затратных методах ценообразования  базой для формирования цены являются совокупные затраты продавца, в рыночных методах - конъюнктура рынка, в параметрических методах - некие факторы, которые оказывают непосредственное влияние на уровень цены на данный товар, административные методы в качестве базы цены отталкиваются от нормативно-правовых актов, которые регламентируют уровень и порядок установления цен на те или иные группы товаров.

Параметрические методы ценообразования  основаны на учете технико-экономических  параметров товаров. Эти методы ценообразования базируются на определении количественной зависимости между ценами и основными потребительскими свойствами товара, входящего в параметрический ряд. Параметрический ряд представляет собой группу товаров, которые однородны по функциональному назначению, конструкции, технологии изготовления, но имеют различия в потребительских характеристиках. К параметрический методам ценообразования относятся:

    • метод удельной цены;
    • метод баллов;
    • метод регрессии.                                                                      

Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное отделения цены на основной параметр качества товара. Этот метод используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок.                                                     

Метод баллов заключается в использовании  экспертных оценок значимости параметров товаров. Практическое использование  балльного метода при определении  конкретных цен осуществляется по следующему алгоритму: отбор основных параметров; начисление баллов по каждому параметру; суммирование баллов по базовому и искомому товару; расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов.

Ценовой метод баллов целесообразно  применять при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, цвет, запах, вкус и т.д.).

Ценовой метод регрессии состоит  в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров качества товара.

 

2. Анализ и оценка системы  ценообразования в ООО «На Востоке»

2.1Общая характеристика предприятия

Общество с  ограниченной ответственностью «На Востоке» создано 22 января 2003 г. и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и  действующего законодательства Российской Федерации. Срок деятельности Общества не ограничен.

Организационная структура предприятия:



 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с Уставом основными видами деятельности Общества является:

– поставка продукции общественного питания;

– деятельность розничной торговли пищевыми продуктами.

Фактическим видом деятельности предприятия  является реализация салатов и других блюд общественного питания в розницу.

 

 

 

 

Основные экономические показатели деятельности ООО «На Востоке»

Показатели

Значение показателя

Отклонения

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Абсолютное 2011–2009 (+,–)

Относительное, 2011/ 2009 %

Выручка от продаж, тыс. руб.

4560

5830

6105

1545

133,88

Себестоимость продаж, тыс. руб.

2145

3201

4257

2112

198,46

Прибыль от продаж, тыс. руб.

1853

2026

1134

-719

61,20

Среднесписочная численность  работников, чел.

16

18

20

4

125,00

Чистая прибыль, тыс. руб.

1442

1547

869

-573

60,22

Основные фонды, тыс. руб.

1358

1857

1920

562

141,38

Производительность труда, тыс. руб./чел.

285,00

323,89

305,25

20,25

107,11

Фондоотдача, тыс. руб.

3,36

3,14

3,18

-0,18

94,69

Фондоемкость, тыс. руб.

0,30

0,32

0,31

0,01

105,60

Фондовооруженность, тыс. руб./чел.

84,88

103,17

96,00

11,12

113,11

Затраты на 1 руб. выручки, тыс. руб.

0,47

0,55

0,70

0,23

148,24

Рентабельность продаж, %

31,63

26,53

14,23

-17,40

44,98


 

Анализируя данные таблицы, можно  сделать вывод, что в 2011 году выручка от продаж относительно 2009 г. возросла на 33,88%, как и себестоимость, которая возросла в большей степени – на 98,46%. Темп роста себестоимости, превышающий темп роста выручки от продаж повлек снижение прибыли от продаж на конец 2011 г. относительно 2009 и 2010 гг.

Рост численности персонала незначителен – в течение периода исследования и составил 4 человека. Чистая прибыль предприятия за счет роста себестоимости и прочих расходов, не связанных с основной деятельностью снизилась в 2011 г. относительно 2009 г. до 60,22%.

Информация о работе Методы ценообразования в торговле