Ценообразование в сфере торговли. Методы регулирования цен на потребительском рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: Цена и ценообразование являются центральными элементами комплекса маркетинга. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров, а ценообразование – это ключевой инструмент в распоряжении фирмы или организации. От выбора метода ценообразования зависит деятельность и развитие предприятия.

Целью курсовой работы является: рассмотрение методов ценообразования в торговли, анализ ценовой политики и выявление проблем, связанных с ценообразованием.

Содержание

Введение 3
I. Теоретическая часть 4
1. Цена – понятие, сущность, функции 4
2. Основы механизма ценообразования в торговле 12
3. Характеристика потребительского рынка, методы регулирования цен на потребительском рынке 15
II. Практическая часть 20
1. Внешнеторговое развитие РФ 20
2. Оценка развития внутренней торговли РФ 28
3. Региональное развитие торговли 36
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Работа содержит 1 файл

Курсовик 2.doc

— 1.12 Мб (Скачать)
 
 
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Российский  Государственный Торгово-Экономический университет

Воронежский филиал

Кафедра Экономики на предприятиях торговли 
 
 

Курсовая  работа

По экономике  отрасли

На тему: «Ценообразование в сфере торговли. Методы регулирования цен на потребительском рынке». 
 
 
 

      Выполнила: студентка группы ЭД-107

Васильева Е.А.

                                                    Проверила: Карабанова Н.Д. 
 
 
 
 
 
 
 

Воронеж-2011

Содержание

Введение 3
I. Теоретическая часть 4
  1. Цена – понятие, сущность, функции 4
  2. Основы механизма  ценообразования в торговле 12
  3. Характеристика  потребительского рынка, методы регулирования  цен на потребительском рынке 15
II. Практическая  часть 20
  1. Внешнеторговое  развитие РФ 20
  2. Оценка развития внутренней торговли РФ 28
  3. Региональное  развитие торговли 36
Заключение 43
Список  использованной литературы 45
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Цена  является важнейшим критерием принятия потребительских решений. Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия объемы продаж, доходы, получаемую прибыль. Ценообразование особенно актуально в нынешних российских условиях, когда вследствие снижения покупательской способности и увеличивающейся конкуренции на рынке для успешной деятельности предприятия наибольшее значение необходимо уделять маркетингу, а в частности правильному выбору метода ценообразования. Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой. Эффективность торговой деятельности предприятия и работы предприятия в целом во многом определяется разумной системой ценообразования.
     Актуальность  темы: Цена и ценообразование являются центральными элементами комплекса  маркетинга. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров, а ценообразование – это ключевой инструмент в распоряжении фирмы или организации. От выбора метода ценообразования зависит деятельность и развитие предприятия.

     Целью курсовой работы является: рассмотрение методов ценообразования в торговли, анализ ценовой политики и выявление проблем, связанных с ценообразованием. 
 
 
 
 

  1. Цена –  понятие, сущность, функции
 
 

     Цена - экономическое понятие. Высокая  цена означает, что вещь дорогая, и её покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы, в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

     В любой экономической системе цена является регулятором отношений экономических субъектов.

     Одним из способов проникновения в суть цен состоит в изучении их функций, характеризующих роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего, имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.

     Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.

     С измерительной функцией цены соседствует  соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

     Благодаря соизмерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции.

     Наряду  с учетом цена как измеритель может  быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.

     Из  перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. В рыночной экономике цены - это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. Точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции насильственно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике.

     Цена  выполняет распределительную функцию, заключающуюся в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара.

     Цена  выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления  благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский  бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цены его изменение чувствительна и высока. Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

     Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором - только цену. Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса и предложения и денежного обращения. При попытках в приказном порядке установить так называемые «правильные», «хорошие», «нужные», «справедливые» цены, нарушая объективные экономические законы, хозяйственная ситуация отреагирует на подобные действия углублением дефицита, инфляцией, спекуляцией, социальной несправедливостью, принудительным распределением.

     Цена  товара состоит из следующих элементов:

     1. Себестоимость- это расходы предприятия  на производство и реализацию товаров;

     2. Прибыль - это часть дохода  предприятия принадлежащая ему (стимулирование труда работников, покупка оборудования, сырья);

     3. Акцизный сбор - это не прямой  налог, входящий в цену высокоприбыльных товаров (товарные изделия, автомобили, спиртные напитки);

     4. Налог на добавленную стоимость  - это доход, установленный в ценах на большинство товаров (исключения: квартплата, детское питание, медикаменты);

     5. Транспортные расходы - оплачивают  двумя путями: за счет предприятия-изготовителя или за счет бытовых организаций;

     6. Торговая наценка - является источником  исчисления, затрат торгующих организаций и обеспечивает им нормальную рентабельность, (окупаемость). Взаимодействие спроса и предложение товара ведет к установлению цены равновесия или рыночной цены, т.е. цены товара при которой он будет действительно обменен на деньги.

     Цены  классифицируют по различным направлениям.

     По  сферам товарного обслуживания:

     -  оптовые цены, по которым предприятия  реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;

     - розничные цены, по которым товары  реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;

     - закупочные цены, по которым государство  покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

     - цены и тарифы на услуги. Тарифы  могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).

     По  способу отражения транспортных расходов:

     - цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;

     - цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.

     По  формам продаж:

     - контрактные (договорные) цены - цены  фактической договоренности между продавцом и покупателем;

     - биржевые котировки - это уровень  цены товара, реализуемого через  биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от места поставки;

Информация о работе Ценообразование в сфере торговли. Методы регулирования цен на потребительском рынке