Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:35, реферат
В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.
Для обеспечения
социальной справедливости в оплате
жилищно-коммунальных услуг в перспективе
предполагается установить дифференцированный
размер платы за пользование жилыми
помещениями, техническое обслуживание
в зависимости от качества жилых
домов.
5. СИСТЕМА ЦЕНОВОГО
МОНИТОРИНГА
Создание системы
ценового мониторинга подразумевает
отслеживание цен, ценообразующих факторов
на основных сегментах рынка - внутреннем,
внешнем, рынке потребительских
товаров, промышленной продукции, услуг,
рынке труда и оперативное
их прогнозирование. Необходимо, чтобы
эта конструкция была системной,
то есть включала определенные низовые
и республиканские уровни мониторинга,
охватывала важнейшие сегменты рынков
и была направлена на достаточно быстрое
выявление ценовых дисбалансов
и проблем в целях оперативного
принятия упреждающих решений и
создания ценовых информационных ресурсов
для субъектов хозяйствования и
населения.
Важнейшей задачей
мониторинга является также выявление
тенденций в изменении цен, связанных
с отклонением от их прогнозных и
программных значений, утвержденных
в соответствующих
Мониторинг ведется
как на систематической, так и
на разовой основе для углубленного
анализа ценовой ситуации в той
или иной сфере экономики. Обязательным
условием мониторинга является обеспечение
прозрачности и доступности ценовой
информации для всех участников рынка.
В этих целях
создается Автоматизированная информационная
система по ценам на товары и услуги
(АИС "Цены"). Выполнение работ
по ее созданию осуществляет Национальная
академия наук Беларуси и государственное
научное учреждение "Научно-исследовательский
экономический институт Министерства
экономики".
В процессе ее реализации
предусматривается:
создание единого
сетевого и информационного пространства
по вопросам ценообразования с возможностью
его выхода на национальные и международные
ресурсы;
создание комплекса
баз данных по ценам, формирование целостной
системы информационных ресурсов по
вопросам ценообразования;
автоматизация
работ по сбору и обработке
ценовой информации, получаемой от
организаций республики, из зарубежных
источников;
создание средств
для накопления и представления
информации по ценам республиканским
органам государственного управления
и субъектам хозяйствования, зарубежным
пользователям;
создание средств
компьютерного анализа динамики
и прогноза цен на основе развернутого
анализа данных, системы контроля
обоснованности цен на важнейшие
виды экспортной и импортной продукции.
В состав единого
сетевого и информационного пространства
по вопросам ценообразования входят
государственные органы - пользователи
и поставщики информации, организации
республики.
Кроме государственного
мониторинга за уровнем цен (тарифов),
необходимо повысить роль общественности
за процессами ценообразования на потребительском
рынке. Мировая практика доказывает
эффективность передачи части функций
от государства к общественным организациям
защиты прав потребителей, которые
могут осуществлять повседневный оперативный
контроль за качеством и ценами товаров,
а также за услугами, предоставляемыми
гражданам страны. Такой подход позволит
более эффективно осуществлять контроль
за изменением цен и тарифов на
потребительские товары и услуги
первой необходимости со стороны
населения и общественных организаций.
В соответствии с Законом Республики
Беларусь от 9 января 2002 г. "О защите
прав потребителей" (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь,
2002 г., N 10, 2/839) общественные объединения
потребителей имеют право вносить в республиканские
органы государственного управления,
местные исполнительные и распорядительные
органы предложения о мерах по повышению
качества товаров (работ, услуг), соблюдению
правил ценообразования. Важные функции,
которые могут и должны выполнять общественные
объединения потребителей, заключаются
в информировании населения о качественных
характеристиках и ценах товаров и услуг
различных производителей, а также проведении
независимой экспертизы потребительских
свойств товаров, обращающихся на белорусском
потребительском рынке.
20 апреля 2010
О
ежегодном Послании
Президента Республики
Беларусь А.Лукашенко
к белорусскому народу
и Национальному
собранию (с текстом
выступления)
Президент Республики
Беларусь Александр Лукашенко 20 апреля
на совместном заседании Палаты представителей
и Совета Республики обратился с
ежегодным Посланием к
Как отметил
Глава государства, основным ориентиром
во всех сферах деятельности является
качество производимых товаров и
услуг, управления и самое важное
- жизни людей. Поэтому Беларусь должна
выйти из кризиса более современной
и готовой к жесткой
Александр Лукашенко
обозначил пять новых стратегий,
способных обеспечить качественный
прорыв в экономике Беларуси. "Прежде
всего, новая технологическая
Следующее важнейшее
направление - выработка стратегии
деловой активности. "Ее главный
принцип: конкуренция на смену монополиям,
- сказал белорусский лидер. - Считаю,
что назрела необходимость
Далее Александр
Лукашенко назвал транзитную стратегию,
предусматривающую расширение транспортных,
коммуникационных (в том числе
Интернета), и финансовых коридоров.
Энергетическая
стратегия должна быть усилена за
счет более активного использования
возобновляемых источников энергии, строительства
новых современных
Прорыв в экономике
невозможен без реализации стратегии
всеобъемлющей информатизации, которая
ориентирована на предоставление широкого
спектра электронных услуг для
граждан и бизнеса, переход госаппарата
на работу по принципу информационного
взаимодействия. "Это имеет для
нашего общества огромное экономическое
и социальное значение. Тем более,
что мы это умеем делать не хуже
самых передовых стран мира",
- сказал Александр Лукашенко.
"Эти стратегические
направления позволят Беларуси
не только сохранить достойное
место в современном
При этом Глава
государства обратил внимание на
то, что необходимо формировать общую
культуру качества в стране, воспитывать
у наших людей устойчивое желание
качественно жить, трудиться, учиться,
общаться, выполнять возложенные
на них обязанности. «Это должно стать
образом жизни! Потому что качество
начинается с конкретного человека,
с каждого из нас - нашей квалификации,
ответственности, инициативности",
- сказал Александр Лукашенко. "Очень
важно мыслить по-новому, преодолеть
инерцию и пассивность, неверие
в свои силы, недооценку собственных
возможностей", - подчеркнул Президент.
"Необходимо
добиться динамичного прорыва
в нынешних условиях - это значит
привести в действие не только
экономические рычаги, но и социальные,
культурные, духовные факторы. Создать
условия для творческой
Целью наших
усилий должно стать формирование по-современному
конкурентоспособных экономики, государства,
белорусской нации, достижение в
самой ближайшей перспективе
европейского уровня и качества жизни
наших людей.
Как отметил
Александр Лукашенко, Беларусь можно
причислить к тем немногим странам
в мире, которые сумели добиться
в кризисном 2009 году роста ВВП. В
Беларуси были оперативно приняты меры
по минимизации негативных последствий
кризиса, и сейчас страна начинает экономический
подъем. Всемирный банк и Международный
валютный фонд, оценки которых всегда
отличались скептицизмом по отношению
к Беларуси, были вынуждены признать,
что стадию рецессии Беларусь уже
прошла, и страна начинает подъем.
Президент добавил,
что экономика страны складывается
из результатов отдельных
Руководителям
необходимо детально проанализировать
работу своих предприятий: производится
ли та продукция, которая необходима
потребителю, есть ли обратная связь
с потребителем, налажено ли производство
максимально эффективно с точки
зрения экономики предприятия, создана
ли разнообразная товаропроводящая
сеть, способная обеспечить устойчивый
сбыт, независимо от возможного сбоя одного
из ее звеньев. «Необходимо именно с
таких позиций рассмотреть все
предприятия страны и определить
стратегию их дальнейшего развития»,
- сказал Глава государства.
Программа социально-экономического
развития Беларуси на предстоящее пятилетие,
которая сейчас формируется, должна
быть принципиально новой, без шаблонов
и штампов, заявил Александр Лукашенко.
По мнению Президента,
необходима большая динамика инновационной
деятельности, а также реализации
комплекса мер, направленных на повышение
инвестиционной привлекательности
нашей экономики. Назрела необходимость
кардинального пересмотра Инвестиционного
кодекса. По мнению Главы государства,
Беларусь должна войти в первую тридцатку
стран с наиболее благоприятными
условиями для
Александр Лукашенко
считает необходимым радикально
упростить налоговую систему
и порядок ведения бухучета, а
также создать стабильные условия
функционирования делового оборота. По-прежнему
приоритетом государственной
В числе важных
составляющих новой Программы социально-
Разработку программы
Правительство должно провести с
привлечением ученых, бизнес-сообщества,
возможно, международных экспертов.
И завершить ее нужно до 1 июля,
чтобы проект документа до вынесения
его на рассмотрение Всебелорусского
народного собрания прошел предварительное
широкое обсуждение, отметил Глава
государства.
Александр Лукашенко
также акцентировал внимание на том,
что Беларусь переходит от дотационного
сельхозпроизводства к
Президент поручил
Правительству, председателям областных
и Минского городского исполкомов в
течение месяца навести порядок
в вопросах аренды. Арендаторы должны
почувствовать либерализацию
Особое внимание
Президент уделил вопросам социальной
политики. Несмотря ни на какие трудности,
важнейшим приоритетом