Государственная политика ценообразования в Республике Беларусь на современном этапе, ее цели и основные направления Государственная пол

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:35, реферат

Описание работы

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.

Работа содержит 1 файл

философия контр.docx

— 76.36 Кб (Скачать)

содействия развитию конкуренции на товарных рынках страны; 

контроля за экономической концентрацией; 

совершенствования регулирования деятельности естественных монополий. 

Одним из направлений  антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления  монопольным положением хозяйствующих  субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость  регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность. 

Дальнейшего развития и разработки потребует методологическая база по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий. 
 
 

3.4. Устранение  перекрестного и бюджетного субсидирования 

через систему  ценообразования и обеспечение  мер 

социальной защиты населения 
 
 

Применение перекрестного  субсидирования обусловлено особенностями  структуры народного хозяйства  и условиями трансформации экономики  в начале 90-х годов. 

Государство прямо  или косвенно перераспределяет ресурсы  в форме субсидий из средств бюджета, а также несет расходы в  социальной сфере для поддержания  уровня жизни населения. Субсидируется  содержание жилья, потребление тепловой энергии, воды, транспортных услуг. 

Сдерживая рост цен и тарифов для населения  и поддерживая их относительно низкий уровень, государство субсидирует  домашние хозяйства за счет повышения  цен для юридических лиц. 

Задача доведения  уровня возмещения затрат населением за оказанные услуги до 100 процентов  и соответственно ликвидации субсидий поставлена в Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства  Республики Беларусь на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. N 943 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 79, 5/12779). В Концепции предусмотрен постепенный перевод жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования при обеспечении адресной поддержки малообеспеченных граждан и развитии конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг. На завершающем этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства предполагается, что действующие тарифы будут возмещать затраты 100 процентов, а также средства на расширенное воспроизводство. 

Учитывая экономическую  ситуацию в республике, в том числе  продолжающиеся инфляционные процессы, будет проводиться работа по совершенствованию  тарифов на жилищно-коммунальные услуги прежде всего за счет планомерного снижения себестоимости при одновременном  повышении уровня возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги платежами  граждан. 

На период доведения  уровня возмещения затрат платежами  граждан до полной окупаемости сохранится государственное регулирование  тарифов в сфере жилищно-коммунальных услуг. В целях экономической  заинтересованности производителей услуг  будут сохранены все прочие источники  возмещения затрат на предоставление услуг для населения: субсидии из бюджета, арендная плата и прочие доходы. 

Сокращение и  поэтапная ликвидация субсидирования цен повлечет изменение структуры  расходов домашних хозяйств. Повышение  цен и тарифов на газ, электрическую  и тепловую энергию и жилищно-коммунальные услуги увеличивает стоимость минимальной  потребительской корзины, став в  то же время важным стимулом ресурсосбережения  в быту. Высвободившиеся бюджетные  средства будут адресно и дифференцированно  направляться на повышение уровня доходов  наименее обеспеченных категорий населения. Для исключения роста задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг будут использоваться такие формы прямых субсидий, при которых эти средства не могут быть использованы не по целевому назначению. 

В числе механизмов социальной защиты наименее обеспеченных категорий населения предусматривается  совершенствование порядка предоставления безналичных жилищных субсидий в  качестве возмещения гражданам потерь в связи с ростом платы за пользование  жилым помещением и коммунальные услуги. Безналичные жилищные субсидии предоставляются гражданам, для  которых сумма платы за коммунальные услуги по установленным нормативам и за пользование (техническое обслуживание) жилым помещением, отчислений на капитальный  ремонт жилья в пределах установленной  нормы за пользование жилым помещением с учетом действующих льгот, превышает 25 процентов совокупного дохода семьи. 

При осуществлении  мер по окупаемости затрат жилищно-коммунальных услуг за счет повышения платы  за пользование жилым помещением и коммунальные услуги для населения  количество субсидируемых граждан (семей) и размеры субсидий могут  значительно возрасти, однако общая  сумма выплат гражданам не может  превысить размеры государственной  бюджетной поддержки, оказываемой  организациям жилищно-коммунального  хозяйства. Предлагаемые меры по совершенствованию  системы субсидирования направлены на усиление помощи семьям с наименьшим уровнем дохода за счет сокращения или полного прекращения этой помощи обеспеченным или потенциально способным обеспечить себя семьям (гражданам). 

Совершенствование ценообразования на жилищно-коммунальные услуги для населения, предполагающее полную ликвидацию перекрестного и  бюджетного субсидирования отрасли, должно сопровождаться адекватными мерами по повышению доходов населения  и адресной поддержкой наименее обеспеченных категорий граждан. При этом меры по социальной защите населения должны носить упреждающий характер. 

Социальная защита населения должна быть осуществлена за счет следующих мер: 

пересмотр по мере необходимости размера минимальной  заработной платы и тарифной ставки первого разряда; 

осуществление индексации доходов населения в  связи с ростом цен (тарифов) на товары и услуги в зависимости от величины бюджета прожиточного минимума; 

сближение уровней  средней заработной платы работников организаций социально-культурных отраслей, финансируемых из бюджета, и работников промышленности. 
 
 

3.5. Гармонизация  ценовой политики Республики  Беларусь и 

сопредельных  стран. Ценообразование во внешней  торговле 
 
 

Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь предполагает достижение сопоставимых показателей, в первую очередь с Российской Федерацией, как основным экономическим  партнером. В 2000 - 2004 годах происходил процесс активного сближения  ценовых параметров между двумя  странами. Сравнимыми стали параметры  инфляции, уровень цен Беларуси существенно  приблизился к уровню цен Российской Федерации, а в сопредельных областях они практически выровнялись. 

Гармонизация  ценовой политики в Беларуси и  России предполагает прежде всего унификацию условий ценообразования, которую  необходимо осуществлять по следующим  направлениям: 

реализация Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации  о создании равных условий в области  ценовой политики, подписанного 12 апреля 2002 г.; 

соблюдение единых принципов тарифной политики на транспорте, в том числе в сообщении  с третьими государствами; 

унификация нормативных  правовых актов в области ценообразования, определяющих принципы и порядок  установления государством цен и  тарифов на продукцию (услуги) организаций  естественных монополий; 

уточнение перечня  продукции (товаров, услуг), подлежащей государственному ценовому регулированию  на внутренних рынках Республики Беларусь и Российской Федерации; 

обеспечение взаимного  согласования при принятии законодательных  актов, регулирующих ценообразование; 

обеспечение единых условий функционирования электроэнергетических  систем государств-участников с едиными  основами ценообразования, порядком регулирования  и применения тарифов на электрическую  энергию на союзном оптовом рынке  электрической энергии. 

В отношении  других сопредельных стран ценовая  политика должна основываться на методах  тарифного и нетарифного регулирования  во внешней торговле, недопущении  демпинговых цен на продукцию, аналоги  которой производятся на территории Беларуси, защите отечественного производителя. 

Государственное регулирование ценообразования  в области внешнеторговой деятельности должно отвечать целям обеспечения  национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической  сфере, стимулирования развития национальной экономики, обеспечения благоприятных  условий для внешнеторговой деятельности, охраны здоровья населения. 

Государственное регулирование ценообразования  при экспортных операциях осуществляется через механизм предельных минимальных  цен на отдельные виды высоколиквидной  экспортной продукции, устанавливаемых  в целях предотвращения экспорта сырьевых ресурсов по заниженным ценам. При этом уровень предельных минимальных  цен на тот или иной вид экспортируемой продукции не является постоянным и  по мере необходимости периодически пересматривается в связи с изменением внешних ценовых и иных факторов. 

Одним из видов  государственного регулирования экспортных цен является установление регистрационных  цен на экспортируемую продукцию  собственного производства. Данная мера государственного регулирования внешнеторговых цен препятствует недобросовестной конкуренции и содействует продвижению  продукции белорусских производителей на внешний рынок. 
 
 

3.6. Обеспечение  принципов согласованности инструментов 

ценового и  макроэкономического регулирования 
 
 

Немаловажным  фактором обеспечения устойчивого  экономического роста является снижение уровня инфляции. В последние годы в республике сохраняется позитивная тенденция замедления инфляционных процессов. Важнейшей задачей в  ближайшей и долгосрочной перспективе  по-прежнему остается выполнение установленных  целевых параметров инфляции, что  будет обеспечиваться инструментами  ценового и макроэкономического  регулирования. 

С 2000 года в республике стала проводиться достаточно жесткая  денежно-кредитная и сбалансированная валютная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий  для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и устранение множественности валютных курсов, относительная  стабилизация обменного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке. 

В концептуальном плане важно, чтобы денежно-кредитная  и валютная политика, проводимая Национальным банком, не ухудшала ценовые условия  воспроизводства белорусских товаропроизводителей, способствовала повышению конкурентоспособности  их продукции на внутреннем и внешнем  рынках. Эффективное кредитование банками  возможно только при условии стабильного  финансового положения организаций  реального сектора экономики, обеспечивающего  своевременное погашение кредитов. 

В отношении  населения эффективная политика означает дальнейшее повышение доверия  к национальной валюте, выражающееся в увеличении доли вкладов в национальной валюте. Проведение привлекательной  депозитной политики позволит стабилизировать  спрос на потребительском рынке  и будет способствовать отвлечению части доходов населения в  долгосрочные вклады в банковской системе, что, в свою очередь, будет сдерживающим фактором роста цен. 

Анализ налогово-бюджетной  системы свидетельствует, что в  республике высока доля централизации  финансовых ресурсов в государственном  бюджете, достаточно высокая общая  нагрузка на реальный сектор экономики (45,2 процента к ВВП), неравномерна налоговая  нагрузка по отраслям экономики. В последние  годы последовательно проводится курс на снижение налоговой нагрузки на экономику, что уменьшает давление на цены. В 2004 году с 20 до 18 процентов  снижена ставка налога на добавленную  стоимость, уменьшена совокупная ставка оборотных налогов и сборов: с 4,5 процента в 2003 году до 4,15 процента в 2004 году и до 3,9 процента - в 2005 году. С 2005 года отменены отчисления в фонд пожарной безопасности, с 4 до 3 процентов  снижена ставка чрезвычайного налога, взимаемого с фонда оплаты труда. 

Вместе с тем  до настоящего времени не удается  окончательно упразднить оборотные  платежи, взимаемые с выручки, которые  оказывают наиболее сильное негативное давление на экономику. В силу своей  природы они обладают кумулятивным эффектом, который приводит к неоправданному взвинчиванию цен на продукцию даже в рамках расчетов внутри одного производственного  объединения. Вторым по значимости негативным фактором, приводящим к нежелательному росту цен на товары и услуги, является чрезмерная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда организаций. 

Информация о работе Государственная политика ценообразования в Республике Беларусь на современном этапе, ее цели и основные направления Государственная пол