Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:35, реферат
В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.
Устранение неоправданного
инфляционного воздействия на экономику
республики со стороны налоговой
системы предполагает снижение налоговой
нагрузки и упрощения системы
налогообложения путем:
отмены оборотных
платежей, взимаемых с выручки;
упразднения чрезвычайного
налога, взимаемого с фонда оплаты
труда;
унификации налогового
законодательства с Российской Федерацией
(структура, ставки, налогооблагаемая
база) - прежде всего в отношении
платежей в Фонд социальной защиты
населения при Министерстве труда
и социальной защиты, взимаемых с
фонда оплаты труда.
Амортизация основных
средств и нематериальных активов
- один из важнейших элементов
Основными рычагами
управления амортизацией основных средств
являются: оптимальный выбор сроков
полезного использования, способов
и методов начисления амортизации,
использование механизма
С 1 января 2002 г.
вступили в силу нормативные правовые
акты, регламентирующие новую амортизационную
политику в республике. В соответствии
с новой амортизационной
Обеспечение сопряженности
ценовой политики и политики доходов
заключается в их взаимодействии
и взаимозависимости. Заработная плата
как составная и большая часть
доходов является элементом себестоимости
производимой продукции, поэтому повышение
ее уровня может в определенной мере
(в зависимости от трудоемкости производства)
влиять на уровень цен со стороны
издержек производства. С другой стороны,
форсированный рост заработной платы,
не подкрепленный соответствующим
ростом производительности труда, оказывает
давление на потребительский рынок,
что приводит к росту цен на
товары и услуги. Необходима поэтому
взвешенная сбалансированная политика
в отношении заработной платы
и доходов, не приводящая к ухудшению
ценовой ситуации, как со стороны
спроса, так и со стороны предложения.
4. ОСОБЕННОСТИ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН
НА ПРОДУКЦИЮ
ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
4.1. Промышленность
За последнее
время в республике существенно
расширилась сфера применения цен
на промышленную продукцию, самостоятельно
определяемых субъектами хозяйствования
с учетом конъюнктуры рынка. Однако
целесообразным является дальнейшее сокращение
административных ограничений в процессе
ценообразования на промышленную продукцию,
перенос большинства решений по формированию
цен на уровень организаций. Это становится
возможным благодаря стабилизации ценовой
ситуации в республике, существенному
улучшению материального положения граждан,
развитию конкуренции и совершенствованию
антимонопольного законодательства.
Органы управления
в дальнейшем должны переходить преимущественно
к косвенным методам
Основными критериями
в области ценообразования на
промышленную продукцию являются:
переход к формированию
цен с учетом качества продукции
и конъюнктуры рынка, усиление влияния
цен на повышение эффективности
производства и снижение себестоимости
продукции (работ, услуг) для обеспечения
в сочетании с другими мерами
выполнения целевых показателей, предусмотренных
программными документами социально-
увязка изменения
цен на продукцию и услуги производственно-технического
назначения с прогнозируемыми индексами
изменения цен на потребительские
товары и услуги, конъюнктурой внутреннего
и внешнего рынков;
недопущение опережающих
темпов роста цен на промышленную
продукцию по сравнению с темпами
роста цен на потребительские
товары.
4.2. Топливно-энергетический
комплекс
Необходимость
государственного регулирования цен
и тарифов на энергоресурсы обусловлена
монопольным положением энергетической
отрасли и ее ролью в функционировании
экономики.
Учет указанных
факторов регулирование цен (тарифов)
на энергоресурсы осуществляется в
целях:
стабильного функционирования
и развития энергетической отрасли
исходя из рациональных потребностей
народного хозяйства и
защиты экономических
интересов потребителей энергоресурсов
от монопольного повышения цен (тарифов);
создания механизма
сбалансированности интересов производителей
и потребителей энергоресурсов;
создания экономических
стимулов, обеспечивающих использование
энергосберегающих технологий в
производственных процессах.
Для поддержания
на достигнутом уровне финансового
положения организаций
введен и действует
механизм индексации цен (тарифов) на энергоресурсы,
отпускаемые населению и
определен перечень
льготных групп и категорий потребителей
энергоресурсов и предельный уровень
их льготирования;
разработан и
реализован перечень мер по сокращению
затрат на производство, передачу и
распределение энергии.
Одним из недостатков
существующей системы ценообразования
на газ и энергию является сохранение
практики перекрестного субсидирования,
которое негативно отражается на
финансовом состоянии других организаций
реального сектора экономики.
Основными направлениями
совершенствования тарифного
поэтапная оптимизация
уровня цен (тарифов) на топливно-энергетические
ресурсы в целях надежного
функционирования отрасли, создания стимулов
для экономии энергоресурсов у потребителей
и расширения использования возобновляемых
источников энергии;
установление
тарифов на энергию, дифференцированных
в зависимости от точек подключения
потребителя к сети, с последующим
формированием их по уровням напряжения;
поэтапная ликвидация
перекрестного субсидирования в
ценах (тарифах) на энергоресурсы;
переход к оплате
за потребленную электрическую энергию
по дифференцированным по временным
периодам тарифам;
максимальное
сокращение перечня групп потребителей,
имеющих льготы по оплате за потребленные
энергоресурсы.
Добываемая в
республике нефть лишь частично обеспечивает
нужды народного хозяйства в
нефтепродуктах. Уровень отпускных
цен на указанную продукцию, реализуемую
на внутреннем рынке республики, напрямую
зависит от стоимости покупки
нефти за свободно-конвертируемую валюту,
действующего обменного курса белорусского
рубля к доллару США, стоимости
переработки, налоговых и неналоговых
платежей, прибыли и конъюнктуры
рынка.
Совершенствование
ценообразования на нефть и нефтепродукты
предполагает:
сохранение государственного
регулирования цен на нефть сырую
собственной добычи (для государственных
нужд) и нефтепродукты, вырабатываемые
из нее;
установление
единых цен на нефтепродукты, вырабатываемые
из нефти, добываемой в республике,
и импортируемой;
создание механизма
регулирования цен, при котором
будут исключены "лишние" торговые
посредники.
4.3. Агропромышленный
комплекс
В соответствии
с Указом Президента Республики Беларусь
от 6 февраля 1995 г. N 51 "О мерах по дальнейшему
развитию сельскохозяйственного производства"
(Собрание указов Президента и постановлений
Кабинета Министров Республики Беларусь,
1995 г., N 4, ст. 85) на сельскохозяйственную
продукцию применяются свободные закупочные
цены, уровень которых определяется сельскохозяйственными
организациями по договоренности с перерабатывающими,
заготовительными и торговыми организациями
исходя из плановых затрат на производство,
установленных налогов и неналоговых
платежей, планируемой прибыли и конъюнктуры
рынка.
Государственное
регулирование закупочных цен на
сельскохозяйственную продукцию, реализуемую
для государственных нужд, согласно
Указу Президента Республики Беларусь
от 19 мая 1999 г. N 285 "О некоторых мерах
по стабилизации цен (тарифов)" (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь,
1999 г., N 40, 1/371) осуществляется Советом Министров
Республики Беларусь.
Совершенствование
ценообразования на сельскохозяйственную
продукцию будет производиться
по следующим направлениям:
поэтапное выравнивание
закупочных цен на продукцию животноводства
до уровня, обеспечивающего возмещение
нормативно-обоснованных затрат на производство
и получение прибыли, достаточной
с учетом оказываемой государством
финансовой поддержки для ведения
простого воспроизводства (не ниже себестоимости
продукции), а к 2010 году - расширенного
воспроизводства и планирования
рентабельности до 20 процентов к
нормативно-обоснованным затратам на
производство;
стимулирование
производства продукции животноводства
путем установления надбавок к закупочным
ценам на продукцию, реализуемую
для государственных нужд;
формирование
закупочных цен на продукцию растениеводства,
включая возмещение нормативно-обоснованных
затрат на производство и получение
к 2010 году прибыли, достаточной с
учетом оказываемой государством финансовой
поддержки для ведения
соотношение изменения
закупочных цен на основные виды сельскохозяйственной
продукции с фактическими индексами
роста цен на используемые в сельскохозяйственном
производстве продукцию и услуги
производственно-технического назначения,
прогнозируемыми индексами
На продукцию
перерабатывающих отраслей агропромышленного
комплекса государственное
Совершенствование
ценообразования в
на обеспечение
приемлемого для граждан
на поэтапное
упорядочение цен в целях повышения
рентабельности производства с учетом
выполнения установленных заданий
по снижению себестоимости;
на устранение
ценовых перекосов между
на проведение
анализов динамики цен на продовольственные
товары в целях принятия оперативных
мер по сдерживанию необоснованного
их роста, изменению порядка формирования
цен и торговых надбавок.
4.4. Строительный
комплекс
Система ценообразования
в строительстве основана на нормативном
расходе трудовых, материальных, топливно-энергетических
и других ресурсов, средневзвешенных
ценах и индексах на основные материалы
и машины-представители, применении
установленных предельных норм накладных
расходов и нормативной прибыли.