Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:35, реферат
В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.
Реферат: Государственная политика ценообразования в Республике Беларусь на современном этапе, ее цели и основные направления
Государственная
политика ценообразования
в Республике Беларусь
на современном этапе,
ее цели и основные
направления
В условиях реформирования
экономики и перехода к рыночным
отношениям ценовая политика, принципы
формирования и регулирования
В последние
годы с принятием ряда законодательных
и нормативных актов в
Закон «О ценообразовании»
устанавливает правовые основы государственной
политики в области ценообразования,
сферу применения свободного и регулируемого
ценообразования, полномочия государственных
органов, осуществляющих регулирование
ценообразования и контроль за ним,
права, обязанности и ответственность
субъектов ценообразования.
Законом установлено,
что регулируемые цены (тарифы) в
Республике Беларусь применяются на:
·товары (работы,
услуги) субъектов хозяйствования,
занимающих доминирующее положение
на товарных рынках Республики Беларусь
и включенных в государственный
реестр;
·отдельные социально
значимые товары (работы, услуги), конкретный
перечень которых устанавливается
Президентом или по его поручению
Советом Министров Республики Беларусь.
[1]
Конкретный перечень
товаров (работ, услуг), в отношении
которых осуществляется государственное
регулирование цен (тарифов), определен
Указом Президента Республики Беларусь
от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах
по стабилизации цен (тарифов) в Республике
Беларусь» (в редакции 8.09.2004), а также
постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 18 июня 1999 г. № 943 «Об утверждении
перечней социально значимых товаров
(работ, услуг) и лекарственных средств,
цены (тарифы) на которые регулируются
Министерством экономики, облисполкомами
и Минским горисполкомом» с последующими
изменениями и дополнениями.
Так, на сегодняшний
день на государственном уровне осуществляется
регулирование цен (тарифов) на базовые,
структурообразующие виды сырья
и продукции, которые определяют
затраты в других отраслях экономики,
на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования,
занимающих доминирующее положение на
товарных рынках республики и включенных
в Государственный реестр предприятий-монополистов,
а также на важнейшие социально значимые
товары и услуги, оказывающие значительное
влияние на жизненный уровень населения.
[9, c.17]
В соответствии
с Законом государственное
·фиксированных
цен (тарифов);
·предельных цен
(тарифов);
·предельных торговых
надбавок (скидок) к ценам;
·предельных нормативов
рентабельности, используемых для определения
суммы прибыли, подлежащей включению
в регулируемую цену (тариф);
·порядка определения
и применения цен (тарифов);
·декларирования
цен (тарифов). [1]
Методы государственного
регулирования ценообразования
носят избирательный характер и
применяются в зависимости от
конкретных условий, а также от видов
товаров (работ, услуг). При этом государственные
органы, осуществляющие регулирование
ценообразования, исходя из государственных
интересов и складывающейся социально-экономической
ситуации в республике в порядке,
установленном
1.Установление
фиксированных цен.
Твердые фиксированные
цены (тарифы) используются в основном
в тех случаях, когда государство
намерено управлять предложением и
спросом на отдельные группы товаров.
Так, фиксированные цены устанавливаются:
на основные
виды топливно-энергетических ресурсов
(нефть сырая собственной
водку белую
и спирт, сахар, табачные изделия, стеклотару
(залоговые цены);
лекарственные
средства, производимые предприятиями
республики (по перечню, определяемому
Советом Министров Республики Беларусь);
драгоценные металлы
в изделиях и ломе, скупаемые у
физических лиц; услуги связи, оказываемые
населению и юридическим лицам;
перевозку пассажиров,
грузов и багажа железнодорожным
и автомобильным транспортом;
коммунальные
услуги населению. [6, c.54-55]
2.Установление
предельных максимальных
Одним из наиболее
распространенных способов государственного
регулирования, применяемых в практике
отечественного ценообразования, является
установление соответствующим органом,
осуществляющим регулирование ценообразования,
верхнего уровня (предела) цены (тарифа).
При этом покупатель и продавец вправе
договориться о приемлемом уровне цены
(тарифа), но не выше установленного предела.
В настоящее
время предельные уровни отпускных
цен устанавливаются на отдельные
социально значимые товары и услуги,
оказываемые населению, а также
на товары (работы, услуги) организаций
и индивидуальных предпринимателей,
включенных в Государственный реестр
хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на товарных
рынках. [6, c.55]
3.Установление
предельных минимальных
В настоящее
время предельные минимальные цены
устанавливаются на основные виды высоколиквидной
продукции, поставляемой за пределы
республики, по перечням, определяемым
Советом Министров Республики Беларусь
и Министерством экономики
Минимальные закупочные
цены также устанавливаются на основные
виды продукции растениеводства (рожь,
пшеница, овес, ячмень, гречиха, зернобобовые,
лен, рапс, сахарная свекла) и животноводства
(молоко, крупный рогатый скот и
свиньи), реализуемой для
4.Установление
предельных уровней
Предельные уровни
рентабельности по продукции (товарам,
услугам) предприятий-монополистов определены
постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 27 февраля 2003 г. № 273 «Об
уровне рентабельности товаров (работ,
услуг) организаций и индивидуальных
предпринимателей, включенных в государственный
реестр хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на товарных
рынках» (в редакции 30.10.2003).
Предельными уровнями
рентабельности ограничиваются также
формируемые субъектами хозяйствования
или регулируемые облисполкомами и
Минским горисполкомом
5.Установление
предельных (фиксированных) надбавок
(скидок).
Предельные (фиксированные)
надбавки (скидки) устанавливаются, как
правило, в сфере обращения. В
соответствии с действующим Положением
о порядке формирования и применения
цен и тарифов, утвержденным постановлением
Министерства экономики Республики
Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 (в редакции
6.08.2004), верхний предел надбавки в
оптовом звене ограничен 20 %, в
розничном – 30 % (с учетом оптовой
надбавки). По отдельным социально
значимым продовольственным товарам
совокупный размер торговой надбавки
ограничен 10–20 %. Согласно постановлению
Совета Министров Республики Беларусь
от 27 февраля 1996 г. № 148 (в редакции 28.02.2002)
ограничен также размер оптовой
и торговой надбавок, взимаемых при
реализации лекарственных средств,
изделий медицинского назначения и
медицинской техники.
6.Декларированием
цен называется регистрация в
соответствующих органах
Ценовое регулирование
путем регистрации
На местах –
в управлениях антимонопольной
и ценовой политики облисполкомов
и Минского горисполкома – осуществляется
регистрация цен (тарифов) на товары
(работы, услуги) организаций и индивидуальных
предпринимателей, включенных в Государственный
реестр хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на местных
товарных рынках.
7.Установление
правил или условий
В настоящее
время для всех субъектов хозяйствования
установлен единый порядок формирования
и применения цен и тарифов
на продукцию, товары, работы, услуги. Особенности
формирования и применения цен и
тарифов по видам деятельности определены
отраслевыми положениями о
Порядок включения
затрат в состав себестоимости выпускаемых
товаров или оказываемых услуг
определен Основными
В заключение данного вопроса отметим, что в целях стабилизации и стимулирования развития экономики республики процессы ценообразования могут регулироваться путем принятия законодательных, административных и других мер.
Список литературы
О ценообразовании:
Закон Республики Беларусь от 10 мая
1999 г. № 255-З (Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь. -1999. -№37.
-2/30).
Об утверждении
Концепции ценообразования в
Республике Беларусь: Постановление
Совета Министров Республики Беларусь
от 11 июня 1999 г. № 877 (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь.
-1999. -№ 48. -5/1047).
Об утверждении
Порядка заявления белорусскими
товаропроизводителями
Абрютина М.С.
Ценообразование в рыночной экономике:
Учебник -М.: "Дело и Сервис", 2002.
-256с.
Островский В.Л.
Пути повышения эффективности