Государственная политика ценообразования в Республике Беларусь на современном этапе, ее цели и основные направления Государственная пол

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:35, реферат

Описание работы

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.

Работа содержит 1 файл

философия контр.docx

— 76.36 Кб (Скачать)

Паршин В.Ф. Государственное  регулирование цен и ценообразования  в Республике Беларусь // Веснік Беларускага  Дзяржаўнага эканамічнага універсітэта. -2003. -№2. -С.54-58.  

Полещук И.И.. Ценообразование: Учебник для вузов / И.И.Полещук, В.В.Терешина. -Мн.: БГЭУ, 2001. -303с.  

Попов Е., Крючкова О. Ценообразование: методы установления цен и их классификация // Маркетинг. -2002. -№5. -С.111-120.  

Прохорчик А. Ценообразование  в условиях государственного регулирования // Директор. -2004. -№10. -С.17-19.  

Смирнов Н.Г. Государственное  регулирование ценообразования  на продукцию, поставляемую на экспорт  в Республике Беларусь // Бухгалтерский  учет и анализ. -2002. -№10. -С.39-41.  

Цены и ценообразование: Учеб. Пособ. / Т.В.Емельянова, Н.Я.Скорик, В.В.Куриленко. –Гомель: Белорусский  торгово-экономический университет  потребительской кооперации, 2002. –112с. 

Шаркова О.А.. Ценообразование: Курс лекций / О.Э.Шаркова, О.А. Карякина; Академия управления при Президенте Республики Беларусь -Мн., 2002. -176с. 

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://socrat.info/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 20.07.2005 N 799 "О Концепции ценообразования в Республике Беларусь" 

(текст  документа по состоянию  на январь 2010 года) обновление 

Документы на NewsBY.org 
 
 

Зарегистрировано  в НРПА РБ 25 июля 2005 г. N 5/16291 
 
 
 
 
 
 

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 

1. Утвердить  Концепцию ценообразования в  Республике Беларусь (прилагается). 

2. Министерству  экономики в двухнедельный срок  разработать и утвердить план  мероприятий по реализации Концепции  ценообразования в Республике  Беларусь. 

3. Признать утратившим  силу постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 11 июня 1999 г. N 877 "Об утверждении Концепции ценообразования в Республике Беларусь и Мероприятий по реализации Концепции ценообразования в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 48, 5/1047). 
 
 

Премьер-министр  Республики Беларусь С.СИДОРСКИЙ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 УТВЕРЖДЕНО

                                                 Постановление

                                                 Совета Министров

                                                 Республики Беларусь

                                                 20.07.2005 N 799 
 
 

КОНЦЕПЦИЯ 

ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 

Необходимость обновления Концепции ценообразования, утвержденной постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 11 июня 1999 г. N 877 "Об утверждении Концепции ценообразования в Республике Беларусь и Мероприятий по реализации Концепции ценообразования в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 48, 5/1047), обусловлена изменившимися институциональными, макроэкономическими и внешними условиями. Концепция определяет главные составляющие государственной политики в области ценообразования на ближайшую и долгосрочную перспективы, исходит из необходимости ориентации на создание рыночного механизма ценообразования в сочетании с гибким государственным регулированием. 

Реализация предлагаемых подходов и направлений государственной  политики в области ценообразования  должна содействовать обеспечению  важнейших приоритетов социально-экономического развития страны - дальнейшему повышению  уровня и качества жизни населения, повышению эффективности функционирования отраслей экономики, конкурентоспособности  продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. 

Концепция не предполагает коренного изменения действующей  системы ценообразования, поскольку  сегодня она позволяет решать многие задачи в области ценовой  политики. Вместе с тем намечается совершенствование ценообразования  в целях повышения обоснованности системы цен и усиления их воздействия  на повышение эффективности национальной экономики. 

Изложенные концептуальные подходы не противоречат и одновременно углубляют, конкретизируют положения  основных комплексных прогнозных и  программных документов социально-экономического развития Республики Беларусь. 
 
 

1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 
 
 

Государственную политику в области ценообразования  в соответствии со статьей 84 Конституции  Республики Беларусь определяет Президент  Республики Беларусь. Реализация государственной  политики в области ценообразования  в соответствии с законодательством  осуществляется Советом Министров  Республики Беларусь, Министерством  экономики, министерствами, другими  республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству  Республики Беларусь, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом. Координация деятельности республиканских  органов государственного управления по вопросам ценообразования и решение  наиболее актуальных проблем в области  ценообразования реализуется через  Комиссию по вопросам государственного регулирования ценообразования  при Совете Министров Республики Беларусь. 

Правовые основы ценообразования определены Законами Республики Беларусь от 10 мая 1999 года "О  ценообразовании" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 37, 2/30), от 10 декабря 1992 года "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 36, ст. 569), от 16 декабря 2002 года "О естественных монополиях" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 1, 2/911), Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. N 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 40, 1/371), постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Министерства экономики, других министерств, местных исполнительных и распорядительных органов. 

В целом в  качестве положительных изменений, произошедших за период действия Концепции, принятой в 1999 году, можно отметить следующие: 

значительно снижены  темпы роста потребительских  цен (с 351 процента в 1999 году до 114,4 процента в 2004 году); 

отпала необходимость  учета в ценообразовании множественности  курсов национальной валюты; 

произошло укрепление белорусского рубля, что связано  с динамичным развитием национальной экономики; 

осуществлены  меры по сокращению объемов перекрестного  субсидирования по газу и электроэнергии; 

произошло значительное сокращение объема бартера, снизилась  острота проблемы ценообразования  на продукцию, поставляемую по товарообменным операциям; 

возросла конкуренция  на внутреннем рынке товаров и  услуг, что благоприятно сказалось  на ценовой ситуации в стране; 

сформированы  организационные и институциональные  основы, позволяющие стабилизировать  ценовые процессы в республике. 

Вместе с тем  в сфере ценообразования имеется  ряд проблемных вопросов: 

достаточно высоким  остается уровень инфляции (в 2004 году самый высокий среди стран  СНГ); 

опережающие темпы  роста цен на промышленную продукцию  по сравнению с темпами роста  цен на потребительские товары; 

высокий уровень  субсидирования жилищно-коммунального  хозяйства и пассажирского транспорта; 

наличие меж- и  внутриотраслевых перекосов в ценах  на отдельные товары и услуги; 

недостаточный контроль за уровнем и динамикой  себестоимости товаров (работ, услуг), отсутствие механизма, стимулирующего ее снижение; 

недостаточно  эффективное и тесное соотношение  ценообразования с налогово-бюджетной  политикой, высокий уровень налоговой  нагрузки; 

большое количество принимаемых республиканскими органами государственного управления нормативных  правовых актов, имеющих ограниченный срок действия; 

отсутствие действенного контроля за потребительскими ценами со стороны общественных организаций; 

несоответствие  отдельных положений антимонопольного регулирования международным стандартам. 

С учетом новых  тенденций и существующих проблем  возникла необходимость уточнить подходы  и механизмы регулирования ценообразования  в контексте внутриэкономических  и внешнеэкономических изменений. 
 
 

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 
 
 

Совершенствование ценообразования в республике направлено на создание системы цен и условий, стимулирующих динамичное развитие экономики, реализацию приоритетов  государственной экономической  политики, эффективное использование  трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышение конкурентоспособности  продукции (работ, услуг), и рост жизненного уровня населения. 

Совершенствование ценообразования будет осуществляться по следующим основным направлениям: 

совершенствование механизмов ценового регулирования, обеспечивающих эффективную работу реального сектора  экономики, преодоление метода ценообразования, основанного на затратах, усиление влияния цен на повышение эффективности  производства и снижение себестоимости  продукции (работ, услуг) для обеспечения  в сочетании с другими мерами выполнения целевых показателей, предусмотренных  прогнозными и программными документами  социально-экономического развития республики; 

повышение экономической  обоснованности цен на продукцию  естественных монополий и базовых  отраслей народного хозяйства, предопределяющих возможности развития других отраслей национальной экономики, на социально  важные виды товаров (работ, услуг); 

обеспечение экономически обоснованных соотношений цен, совершенствование  структуры цен и тарифов в  жилищно-коммунальном хозяйстве, на городском (пригородном) общественном транспорте в целях сокращения субсидий; 

ликвидация отраслевых и других перекосов цен и тарифов  в отдельных отраслях экономики  в целях повышения эффективности  работы реального сектора экономики; 

гармонизация  внутреннего уровня цен с ценами в сопредельных странах для защиты экономических интересов страны; 

усиление контроля за уровнем и динамикой затрат, включаемых в себестоимость, создание условий, стимулирующих снижение затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг), поэтапное снятие ценовых  ограничений, снижение налоговой нагрузки, обеспечение сбалансированного  роста заработной платы и производительности труда в целях повышения ценовой  конкурентоспособности белорусских  товаров; 

обеспечение согласованности  инструментов государственного ценового и макроэкономического регулирования, ценообразования с проводимой денежно-кредитной, валютной и налогово-бюджетной политикой, политикой доходов и социальной защиты населения, ситуацией на внутреннем и внешнем рынках; 

проведение антимонопольного регулирования в соответствии с  международными нормами и с учетом открытости национальной экономики; 

совершенствование законодательства в области ценообразования, уточнение функций республиканских  органов государственного управления, отвечающих за вопросы ценообразования; 

повышение роли и ответственности областных  и Минского городского исполнительных и распорядительных органов за проведение государственной политики в области  ценообразования, регулирование и  контроль за применением установленного порядка ценообразования в регионах. 
 
 

Информация о работе Государственная политика ценообразования в Республике Беларусь на современном этапе, ее цели и основные направления Государственная пол