Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:35, реферат
В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.
Паршин В.Ф. Государственное
регулирование цен и
Полещук И.И.. Ценообразование:
Учебник для вузов / И.И.Полещук, В.В.Терешина.
-Мн.: БГЭУ, 2001. -303с.
Попов Е., Крючкова
О. Ценообразование: методы установления
цен и их классификация // Маркетинг.
-2002. -№5. -С.111-120.
Прохорчик А. Ценообразование
в условиях государственного регулирования
// Директор. -2004. -№10. -С.17-19.
Смирнов Н.Г. Государственное
регулирование ценообразования
на продукцию, поставляемую на экспорт
в Республике Беларусь // Бухгалтерский
учет и анализ. -2002. -№10. -С.39-41.
Цены и ценообразование:
Учеб. Пособ. / Т.В.Емельянова, Н.Я.Скорик,
В.В.Куриленко. –Гомель: Белорусский
торгово-экономический
Шаркова О.А.. Ценообразование:
Курс лекций / О.Э.Шаркова, О.А. Карякина;
Академия управления при Президенте
Республики Беларусь -Мн., 2002. -176с.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы
с сайта http://socrat.info/
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
от 20.07.2005 N 799 "О Концепции
ценообразования в Республике
Беларусь"
(текст
документа по состоянию
на январь 2010 года)
обновление
Документы
на NewsBY.org
Зарегистрировано
в НРПА РБ 25 июля 2005
г. N 5/16291
Совет
Министров Республики
Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить
Концепцию ценообразования в
Республике Беларусь (прилагается).
2. Министерству
экономики в двухнедельный
3. Признать утратившим
силу постановление Совета
Премьер-министр
Республики Беларусь С.СИДОРСКИЙ
КОНЦЕПЦИЯ
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость
обновления Концепции ценообразования,
утвержденной постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 11 июня 1999 г. N 877
"Об утверждении Концепции ценообразования
в Республике Беларусь и Мероприятий по
реализации Концепции ценообразования
в Республике Беларусь" (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь,
1999 г., N 48, 5/1047), обусловлена изменившимися
институциональными, макроэкономическими
и внешними условиями. Концепция определяет
главные составляющие государственной
политики в области ценообразования на
ближайшую и долгосрочную перспективы,
исходит из необходимости ориентации
на создание рыночного механизма ценообразования
в сочетании с гибким государственным
регулированием.
Реализация предлагаемых
подходов и направлений государственной
политики в области ценообразования
должна содействовать обеспечению
важнейших приоритетов
Концепция не предполагает
коренного изменения
Изложенные концептуальные
подходы не противоречат и одновременно
углубляют, конкретизируют положения
основных комплексных прогнозных и
программных документов социально-экономического
развития Республики Беларусь.
1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Государственную
политику в области ценообразования
в соответствии со статьей 84 Конституции
Республики Беларусь определяет Президент
Республики Беларусь. Реализация государственной
политики в области ценообразования
в соответствии с законодательством
осуществляется Советом Министров
Республики Беларусь, Министерством
экономики, министерствами, другими
республиканскими органами государственного
управления и иными государственными
организациями, подчиненными Правительству
Республики Беларусь, Национальным банком,
облисполкомами и Минским горисполкомом.
Координация деятельности республиканских
органов государственного управления
по вопросам ценообразования и решение
наиболее актуальных проблем в области
ценообразования реализуется
Правовые основы
ценообразования определены Законами
Республики Беларусь от 10 мая 1999 года "О
ценообразовании" (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь,
1999 г., N 37, 2/30), от 10 декабря 1992 года "О
противодействии монополистической деятельности
и развитии конкуренции" (Ведамасцi
Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь,
1992 г., N 36, ст. 569), от 16 декабря 2002 года "О
естественных монополиях" (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь,
2003 г., N 1, 2/911), Указом Президента Республики
Беларусь от 19 мая 1999 г. N 285 "О некоторых
мерах по стабилизации цен (тарифов) в
Республике Беларусь" (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь,
1999 г., N 40, 1/371), постановлениями Совета
Министров Республики Беларусь, нормативными
правовыми актами Министерства экономики,
других министерств, местных исполнительных
и распорядительных органов.
В целом в
качестве положительных изменений,
произошедших за период действия Концепции,
принятой в 1999 году, можно отметить
следующие:
значительно снижены
темпы роста потребительских
цен (с 351 процента в 1999 году до 114,4 процента
в 2004 году);
отпала необходимость
учета в ценообразовании
произошло укрепление
белорусского рубля, что связано
с динамичным развитием национальной
экономики;
осуществлены
меры по сокращению объемов перекрестного
субсидирования по газу и электроэнергии;
произошло значительное
сокращение объема бартера, снизилась
острота проблемы ценообразования
на продукцию, поставляемую по товарообменным
операциям;
возросла конкуренция
на внутреннем рынке товаров и
услуг, что благоприятно сказалось
на ценовой ситуации в стране;
сформированы
организационные и
Вместе с тем
в сфере ценообразования
достаточно высоким
остается уровень инфляции (в 2004 году
самый высокий среди стран
СНГ);
опережающие темпы
роста цен на промышленную продукцию
по сравнению с темпами роста
цен на потребительские товары;
высокий уровень
субсидирования жилищно-коммунального
хозяйства и пассажирского
наличие меж- и
внутриотраслевых перекосов в ценах
на отдельные товары и услуги;
недостаточный
контроль за уровнем и динамикой
себестоимости товаров (работ, услуг),
отсутствие механизма, стимулирующего
ее снижение;
недостаточно
эффективное и тесное соотношение
ценообразования с налогово-
большое количество
принимаемых республиканскими органами
государственного управления нормативных
правовых актов, имеющих ограниченный
срок действия;
отсутствие действенного
контроля за потребительскими ценами
со стороны общественных организаций;
несоответствие
отдельных положений
С учетом новых
тенденций и существующих проблем
возникла необходимость уточнить подходы
и механизмы регулирования
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Совершенствование
ценообразования в республике направлено
на создание системы цен и условий,
стимулирующих динамичное развитие
экономики, реализацию приоритетов
государственной экономической
политики, эффективное использование
трудовых, материальных и финансовых
ресурсов, повышение
Совершенствование
ценообразования будет
совершенствование
механизмов ценового регулирования, обеспечивающих
эффективную работу реального сектора
экономики, преодоление метода ценообразования,
основанного на затратах, усиление
влияния цен на повышение эффективности
производства и снижение себестоимости
продукции (работ, услуг) для обеспечения
в сочетании с другими мерами
выполнения целевых показателей, предусмотренных
прогнозными и программными документами
социально-экономического развития республики;
повышение экономической
обоснованности цен на продукцию
естественных монополий и базовых
отраслей народного хозяйства, предопределяющих
возможности развития других отраслей
национальной экономики, на социально
важные виды товаров (работ, услуг);
обеспечение экономически
обоснованных соотношений цен, совершенствование
структуры цен и тарифов в
жилищно-коммунальном хозяйстве, на городском
(пригородном) общественном транспорте
в целях сокращения субсидий;
ликвидация отраслевых
и других перекосов цен и тарифов
в отдельных отраслях экономики
в целях повышения
гармонизация
внутреннего уровня цен с ценами
в сопредельных странах для защиты
экономических интересов
усиление контроля
за уровнем и динамикой затрат,
включаемых в себестоимость, создание
условий, стимулирующих снижение затрат
на производство и реализацию товаров
(работ, услуг), поэтапное снятие ценовых
ограничений, снижение налоговой нагрузки,
обеспечение сбалансированного
роста заработной платы и производительности
труда в целях повышения
обеспечение согласованности
инструментов государственного ценового
и макроэкономического
проведение антимонопольного
регулирования в соответствии с
международными нормами и с учетом
открытости национальной экономики;
совершенствование
законодательства в области ценообразования,
уточнение функций
повышение роли
и ответственности областных
и Минского городского исполнительных
и распорядительных органов за проведение
государственной политики в области
ценообразования, регулирование и
контроль за применением установленного
порядка ценообразования в