Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:35, реферат
В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.
3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
И МЕХАНИЗМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА ПОВЫШЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
3.1. Структура
органов ценообразования, их
и полномочия. Государственное
регулирование
и контроль за ценообразованием
Государственное
регулирование и контроль за ценообразованием
в республике осуществляют - Совет
Министров Республики Беларусь, Министерство
экономики, другие республиканские
органы государственного управления и
иные государственные организации,
подчиненные Правительству
Совет Министров
Республики Беларусь осуществляет регулирование
цен и тарифов на важнейшие
социально значимые услуги для населения
и товары, имеющие стратегическое
значение для страны.
Министерство
экономики в пределах предоставленных
ему полномочий осуществляет формирование
основ государственной политики
в области ценообразования и
обеспечивает ее реализацию; определяет
формы и способы
Другие республиканские
органы государственного управления осуществляют
регулирование цен (тарифов) и контроль
за соблюдением установленного порядка
ценообразования в
Облисполкомы
и Минский горисполком
Дальнейшее совершенствование
организации государственного регулирования
и контроля за ценообразованием предусматривается
осуществлять по следующим направлениям:
совершенствование
системы и методов
обеспечение в
политике ценообразования принципа
"прозрачности", что предполагает
наличие и доступность
применение в
сфере ценового регулирования таких
форм, как соглашения государственных
органов об уровне цен (тарифов) или
их динамике с производителями и
профсоюзами, а также жесткий
контроль за их выполнением; меж- и внутриотраслевые
ценовые соглашения по "технологической
цепочке"; использование "коридора
цен"; контроль за формированием
цен на продукцию "критического импорта";
повышение роли
министерств, других республиканских
органов государственного управления,
облисполкомов и Минского горисполкома
в вопросах ценообразования.
3.2. Принципы
и способы регулирования
Снижение затрат,
включаемых в себестоимость товаров
(работ, услуг)
Основными принципами
ценообразования являются:
сочетание свободных
и регулируемых цен;
разграничение
полномочий субъектов ценообразования
по установлению и регулированию
цен;
установление
регулируемых цен (тарифов) на уровне,
обеспечивающем нормально работающим
субъектам хозяйствования возмещение
экономически обоснованных затрат и
получение достаточной для
государственный
контроль за соблюдением законодательства
о ценообразовании, формированием
и применением цен (тарифов).
В соответствии
с законодательством о
Проводимая в
республике политика государственного
ценового регулирования является достаточно
обоснованной и соответствующей
данному этапу трансформации
экономики.
Принципиальным
направлением совершенствования
Для определения
обоснованного уровня цен, усиления
контроля за уровнем и динамикой
себестоимости предполагается значительно
улучшить нормирование затрат, планирование,
учет и калькулирование
В настоящее
время отнесение затрат на себестоимость
определяется Основными положениями
по составу затрат, включаемых в
себестоимость продукции (работ, услуг),
утвержденными Министерством
Задача снижения
затрат должна решаться на двух уровнях.
На макроуровне - это межгосударственные
договоренности по цене поставок различных
видов энергоресурсов, сближение
ценовых параметров между странами,
таможенной и налоговой политики.
На микроуровне - снижение затрат непосредственно
зависит от внедрения прогрессивных
технологий, совершенствования
Органы управления
в дальнейшем должны переходить преимущественно
к косвенным методам
3.3. Антимонопольная
политика в сфере
В республике создана
правовая база антимонопольного регулирования,
предотвращено создание новых монополий,
в том числе в процессе реорганизации
хозяйствующих субъектов и их
объединений, обеспечен постоянный
мониторинг отдельных товарных рынков
и выработка оперативных мер
по улучшению конкурентной ситуации
на них.
В результате процессов
реформирования собственности, демонополизации
экономики в республике сформировались
товарные рынки с конкурентной структурой.
Вместе с тем некоторые товарные
рынки по своей природе остаются
монополизированными. В этой связи
необходимо определение статуса
и роли рыночных монополий в процессе
мониторинга товарных рынков, а также
соответствующих методов
Регулирование
деятельности субъектов естественных
монополий будет осуществляться
путем постепенного уменьшения числа
товарных рынков, на которых признается
наличие естественной монополии, стимулирования
конкуренции, поддержки предпринимательства,
устранения препятствий к вхождению
на рынок новых производителей.
В тех сферах,
в которых по объективным технологическим
причинам сохраняется состояние
естественной монополии, а возможная
конкуренция будет носить разрушительный
характер, должны вводиться специальные
жесткие регулирующие ограничения,
касающиеся ценообразования, объемов
и качества услуг, условий обслуживания,
норм потребления.
Одной из важнейших
составляющих конкурентной политики является
обеспечение контроля за экономической
концентрацией. Основой государственного
контроля за экономической концентрацией
являются такие принципы, как единство
экономического пространства, свободное
перемещение товаров, услуг и
денежных средств, поддержка конкуренции,
недопущение деятельности, направленной
на монополизацию и
Настоящий этап
развития экономики по-новому ставит
проблему оценки экономической концентрации
при создании хозяйственных и
финансово-промышленных групп, холдингов
и других объединений хозяйствующих
субъектов. Государственная
Важным и актуальным
направлением регулирования отношений
на конкурентных рынках является предупреждение
и пресечение недобросовестной конкуренции.
Необходимость развития данного
вида деятельности антимонопольного органа
обусловлена прежде всего построением
в республике социально ориентированной
рыночной экономики, в рамках которой
одно из важных мест принадлежит формированию
цивилизованной конкурентной среды. Целью
государственной политики в этом
направлении является выработка
цивилизованных и справедливых методов
ведения бизнеса, добросовестного
продвижения на рынок товаров
и услуг.
В процессе проведения
государственной конкурентной политики
должны быть обеспечены равенство условий
деятельности юридических лиц всех
форм собственности, защита интересов
отечественных производителей, повышение
конкурентоспособности
Исходя из изменившихся
экономических условий основным
направлением антимонопольной политики
должно стать дальнейшее сужение
сферы прямого государственного
регулирования цен на товары (работы,
услуги) организаций-монополистов на основе
дифференцированного подхода к
товарным рынкам и разным группам
товаропроизводителей и постепенного
перехода от ценового регулирования
к системе антимонопольного регулирования
и контроля, который осуществляется
путем:
предупреждения,
ограничения и пресечения монополистической
деятельности хозяйствующих субъектов
и органов управления;
пресечения недобросовестной
конкуренции;
обеспечения правовой
защищенности добросовестной конкуренции;